ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ КАРШЕРИНГОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ СТРАН АТР

Чекулаев С.С., Носач К.С., Сорокина М.А.
Дальневосточный федеральный университет

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ КАРШЕРИНГОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ СТРАН АТР

Аннотация

Рассмотрены вопросы развития достаточного молодого вида транспортных услуг — каршеринга, представляющего собой специфический вид аренды транспортного средства. Проведен анализ гражданско-правового законодательства, регулирующего отношения в области каршеринга, а также гражданско-правовых договоров, отражающих основные моменты оказания услуг, схожих с каршерингом (договор проката, договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации). Проведен анализ законодательства в области каршеринга в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (в частности Япония и США). Рассмотрена специфика решения гражданско-правовых споров, возникающих в ходе оказания каршеринговых услуг. Выявлено, что наибольшей популярностью при решении споров рассматриваемой категории в странах Азиатско-Тихоокеанского региона пользуется досудебный порядок, выражающийся в использовании института медиации. Определены преимущества института медиации в сфере решения каршеринговых споров. Сделан вывод о слабом использовании института медиации на территории России, что на наш взгляд, представляет собой определенную проблему при разрешении каршеринговых споров. Рассмотрены пути решения выявленной проблемы, включающее в себя внедрения зарубежного опыта использования института медиации в разрешении каршеринговых споров.

Abstract

The issues of development of a sufficiently young type of transport services — car sharing, which is a specific type of vehicle rental. The analysis of the civil law governing relations in the field of car sharing, as well as civil law contracts, reflecting the main points of the provision of services similar to car sharing (rental agreement, the lease of the vehicle without the provision of services for management and technical operation). The analysis of legislation in the field of car sharing in the Asia-Pacific region (in particular, Japan and the United States). Specificity of solving civil disputes arising in the course of providing karteninhaber services. It is revealed that the most popular in resolving disputes of this category in the countries of the Asia-Pacific region is the pre-trial procedure, expressed in the use of mediation. The advantages of the institution of mediation in the field of solving car sharing disputes.
The conclusion about the weak use of mediation Institute in Russia, which, in our opinion, is a problem in the resolution of disputes karteninhaber. The ways of solving the identified problem, including the introduction of foreign experience of using the Institute of mediation in the resolution of car sharing disputes.

Ключевые слова: каршеринг, каршеринговые услуги, договор краткосрочной аренды автомобиля, каршеринговые споры, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, институт медиации.
Keywords: car sharing, car sharing services, short-term car rental agreement, car sharing disputes, countries of the Asia-Pacific region, mediation Institute.

Транспортные средства представляют собой важный элемент, входящий в состав инфраструктуры каждого государства. Количество транспортных средств на российских дорогах увеличивается с каждым годом. Рынок автомобильных услуг на территории нашей страны подвергается постоянной трансформации, что в первую очередь связано с появлением новых услуг в сфере использования автомобильного транспорта. Одним из видов таких услуг, развивающихся довольно активно в настоящее время, являются услуги каршеринга.
В переводе с английского языка слово «carsharing» обозначает обмен автомобилями [5; 45]. Другими словами, каршеринг представляет собой своеобразный вид аренды транспортного средства у коммерческого предприятия или у индивидуального предпринимателя. В городах России данная опция довольно часто используется для совершения кратковременных поездок внутри определенного населенного пункта.
Запуск проекта каршеринга рассматривается как один из вариантов решения транспортной проблемы, признается важность развития каршеринговых компаний и соответствующих рынков в целях экономии ресурсов, снижения транспортной загруженности, снижения количества личного транспорта.

Как следует из общедоступных сведений сети Интернет, первые каршеринг- сервисы появились в России в 2013 году, а уже в 2017 г. клиентами каршеринга было совершено около 5,6 млн поездок на автомобилях в рамках предоставления услуги.[3].
По экспертным оценкам, перспективы развития российского рынка предполагают увеличение доли автомобилей, используемых в рамках каршеринга, до 10 % к 2025 г., что составит более 200 тыс. штук [2].
В настоящее время каршеринг определяется как вид краткосрочной аренды транспортного средства. При этом, специальные нормы гражданского законодательства о каршеринге на сегодняшний день отсутствуют, нет четкого определения того, к какому виду договора аренды можно отнести каршеринг.
Анализ схожих гражданско-правовых договоров позволяет говорить о том, что договор каршеринговых услуг невозможно отнести в чистом виде ни к одному из указанных в законе видов договоров аренды, либо к договору оказания возмездных услуг.

Так, например, договор проката, является публичным и исключает возможность арендодателя устанавливать различную стоимость товаров, работ и услуг для различных категорий граждан. В то же время, договор каршеринговых услуг предусматривает возможность установления размера арендной платы в зависимости от особенностей арендатора (возраст, стаж вождения и т.д.), что в первую очередь обусловлено повышенной опасностью объекта аренды.
Кроме того, установленные законом права и обязанности сторон по договору проката не во всех случаях подходят к правам и обязанностям, вытекающим из существа договора каршеринга. В частности, речь идет о положениях ст. ст. 627, 628 Гражданского кодекса России (далее — ГК РФ), согласно условиям которых арендатор вправе отказаться от договора проката в любое время, письменно предупредив о своем намерении арендодателя не менее чем за 10 дней (п. 3 ст. 627 ГК РФ), а арендодатель, заключающий договор проката, обязан в присутствии арендатора проверить исправность сдаваемого в аренду имущества, а также ознакомить арендатора с правилами эксплуатации имущества либо выдать ему письменные инструкции о пользовании этим имуществом (ст. 628 ГК РФ) [1].

Специфика заключения каршерингового договора, его исполнения и прекращения связывается с использованием новых технологий: договор каршеринга на современном этапе является примером смарт-контракта, который заключается и прекращается дистанционно путем регистрации пользователя в соответствующей программе (приложении), в связи с чем между пользователем такого приложения и каршеринговой компанией возникает одновременно целый ряд обязательств из лицензионных и пользовательских соглашений.
Точно так же действующие положения ГК РФ о договоре аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации не в полной мере подходят для целей правового регулирования отношений каршеринга. Так, например, согласно ст. 644 ГК РФ арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта, а в ст. 645 ГК РФ закреплено правило о том, что арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую. Не вполне соответствует существу деятельности каршеринговых компаний и положение ст. 648 ГК РФ о том, что ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор.

Сам смысл договора аренды транспортных средств заключается в том, что имущество передается прежде всего во владение и пользование арендатору, который по общему правилу получает также ограниченную возможность распоряжаться объектом аренды, извлекать из него выгоду, использовать по своему усмотрению в течение всего

срока действия договора. Однако существо каршеринговых отношений не дает (и не должно давать) такой возможности пользователю. В договорах каршеринга всегда жестко ограничиваются территория использования автомобиля, возможность парковки транспортных средств (запрещено парковать на закрытых территориях, например), кроме того, арендодатель имеет техническую возможность отследить перемещение автомобиля и заглушить его двигатель дистанционно. По сути, предоставляется возможность только лишь ограниченного пользования автомобилем. С учетом специфики возникающих отношений также вряд ли целесообразно возлагать ответственность за вред, причиненный автомобилем как источником повышенной опасности, на пользователя, исключая ответственность собственника. Очевидно, перед третьими лицами должен отвечать собственник вещи, который имеет право взыскать убытки в рамках заключенного договора с арендатора при наличии его вины в причинении вреда.
Таким образом, договор каршеринга сегодня без внесения соответствующих изменений в нормы ГК РФ нельзя обозначить ни в качестве договора проката, ни в качестве договора аренды транспортного средства без экипажа.

Странами Азиатско-Тихоокеанского региона (далее – АТР), в которых в настоящее время каршеринг пользуется наибольшей популярностью являются США и Японии. Несмотря на то, что система каршеринга в указанных странах по сравнению с Россией, в техническом плане является более развитой, отдельного законодательного закрепления она также не получила.
Так, например, в Японии, каршеринг относится к одному из видов аренды транспортного средства, отличительной чертой которого является его краткосрочность. В США каршеринг представляет собой не классическую аренду (или прокат авто), а арендную транзакцию, производимую в рамках закона [4].
Специфика каршеринговых услуг создает предпосылки для возникновения различных споров, возникающих между арендодателем и арендатором транспортного средства. Анализ практики решения возникающих споров в странах АТР позволяет говорить о том, что также, как и в России, для разрешения возникающих конфликтов в указанных странах стороны вправе прибегнуть как к судебному, так и досудебному порядку разрешения споров. Наибольшей популярность в настоящее время в странах АТР пользуется процедура медиации, представляющая собой урегулирование конфликта с привлечением незаинтересованной в исходе дела третьей стороны, помогающей сторонам достигнуть решения в споре.
На сегодняшний день, институт медиации создан во многих странах: США, Китае, Вьетнаме, Таиланде и в др. В ряде стран институт медиации носит обязательный порядок (Китай), в других странах – добровольный порядок (США, Вьетнам).
Наиболее показательным примером являются США, где вся система права направлена на то, чтобы большинство споров, в том числе, возникающих и в области оказания каршеринговых услуг, разрешалось добровольно до суда.

Использование института медиации при разрешении каршеринговых споров обладает рядом преимуществ:

  • всестороннее изучение возникшего конфликта;
  • возможность обсуждения всех важных моментов конфликта;
  • самостоятельность в принятии решения;
  • сокращение срока разрешения конфликта, по сравнению с судебным рассмотрением.

Несмотря на то что медиация является наиболее эффективным методом примирения сторон, в настоящее время, она не получила широкого применения в нашей стране.
Для внедрения зарубежного опыта использования института медиации в решении конфликтов, в том числе, возникающих в сфере предоставления каршеринговых услуг, предполагает активное стимулирование примирительных процедур со стороны

государства. Так, например, нами предлагается вводить определенные налоговые льготы для структур и лиц, развивающих и применяющих способы альтернативного разрешения споров (медиацию в том числе).
Кроме того, анализ практики применения норм гражданского права в сфере каршеринга позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не сложилось единого понимания природы исследуемых отношений, в законодательстве отсутствуют специальные нормы о договоре каршеринга, не выработана единая позиция в судебной практике по спорным вопросам о правовой природе заключаемого договора, его содержании, хотя такая необходимость назрела. Все вышеперечисленные проблемы, создают определенные препятствия, как для полноценной реализации услуг каршеринга, так и при последующем рассмотрении каршеринговых споров. Таким образом, сложившаяся в настоящее время ситуация, в сфере каршеринговых услуг требует дальнейшего осмысления и поиска путей решения обозначенных проблем.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) // Собрание законодательства. 1996. № 5. Ст. 410.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 831-р «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства. 2018. № 19. Ст. 2804.
  3. Аюшеева И. З. Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использованию транспортных средств на примере каршеринга // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. №2 (54). С. 25-32.
  4. Мавлютов А. Р. Каршеринг в России и мире // Academy. 2017. №12 (27). С.13-19.
  5. Мюллер В. К. Новый англо-русский, русско-английский словарь. 40 000 слов и выражений. М.: Эксмо, 2018. 382 c.