Зверева Л.Г., Лысенко И.В.
Ставропольский государственный педагогический институт
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Zvereva L.G., Lysenko I.V.
Stavropol state Pedagogical Institute, Stavropol
THE USE OF DIDACTIC GAMES IN THE TEACHING OF MATHEMATICS
Аннотация
В данной статье рассмотрено использование дидактических игр в обучении математике. Проанализированы игровые функции у обучающихся. Проведен эксперимент у обучающихся, в ходе которого стала известна заинтересованность учеников в предложенных играх.
Summary
This article discusses the use of didactic games in teaching mathematics. The game functions of students are analyzed. An experiment was conducted among students, during which the interest of students in the proposed games became known.
Ключевые слова: дидактическая игра, обучающийся, учитель, учебный процесс, роль, заинтересованность, активность, методология
Key words: didactic game, student, teacher, educational process, role, interest, activity, methodology
Использование различных видов игр учеников в образовательном процессе имеет давнюю традицию. Применение дидактических игр в процессе обучения предмета «Математика» может поддерживать мотивацию и воспитание обучающихся во время уроков. Активное участие учеников в течение всей игры необходимо для понимания и лучшего запоминания преподаваемых математических знаний. Нидерландские исследователи выяснили, что верно подобранная дидактическая игра способствует помочь учащимся освоить новые математические понятия и навыки, поэтому они рекомендовали включить игры в деятельность учебной программы по математике в качестве вспомогательной части урока. Они выяснили, что опыт, полученный благодаря правильно подобранным дидактическим играм, применяемых на уроках математики, привел к наилучшему восприятию и более прочному запоминанию знаний обучающимися, чем тот же урок, проведенный в традиционной форме урока.
Многие педагоги подчеркнули огромное значение дидактических игр как важнейшей части образования. Введение вышесказанных игр в процесс обучения, увеличивает интерес обучающихся к инициативной работе на уроках математики и общий интерес к данному предмету. Это улучшает весь процесс занятий по математике. В качестве хорошей черты дидактической игры можно говорить о необходимости интеграции знаний из разных частей учебной программы по математике, а также из разных учебных предметов.
На основании исследований педагогов в области образования, можно сделать такой вывод, что дидактическая игра, как форма организации урока математики:
- делает учеников активными,
- развивает их память, воображение, концентрацию, мышление и речь,
- уточняет область чувств учеников,
- поддерживает обучение на собственном опыте,
- повышает уверенность в себе и самопознание,
- делает возможным социальное обучение, готовит к различным социальным ситуациям,
- мотивирует, развивает интересы, удовлетворяет потребности, ведет к творчеству,
- помогает обучающимся расслабиться.
М. Е. Зеленова (кандидат психологических наук, научный сотрудник института психологии РАН) произвела точный анализ игровых функций у детей. По её мнению, игра имеет важную роль в развитии таких сфер личности, как:
- чувства и положительный опыт, улучшение уверенности в себе,
- большая активность и мотивация,
- социальное поведение, лучшие социальные навыки,
- повышение креативности, удовольствие от творческой деятельности;
- когнитивные области: сенсорные и двигательные функции, объем памяти, умение оценивать, креативное мышление.
Игра для детей веселая деятельность, которая приносит мотивацию и полный отдых учеников, что важно для плодотворного обучения. Мы провели эксперимент. Он был проведен в школе с углубленным изучением предмета математики для детей 11–14 лет. В ходе урока математики провели 6 дидактических математических игр, с целью выяснить их роль в современном образовании. В конце эксперимента мы провели опрос учеников об их отношении к играм, которые мы использовали во время урока и их мнение об использовании дидактических игр в системе образования в целом.
Из 17 обучающихся, принявших участие в эксперименте, 11 учеников заявили, что они были заинтересованы во всех используемых играх, 6 из них заинтересовались лишь некоторыми из них и 0 не были заинтересованы ни в одной из использованных игр.
Таким образом, мнение учащихся об использованных играх были положительными, им понравится идея использовать подобные игры во время обучения математике.
Изучая историю использования дидактических игр в образовательном процессе, особенно в обучении математике, можно сделать вывод, что дидактические игры могут помочь в преодоление некоторых препятствий в обучении.
Мы проанализировали четыре основные части дидактической игры:
- среда игры;
- цели игры;
- действия учителя и учеников, которые определяются правилами игры;
- окончательная оценка.
Взаимодействие учеников и средой дидактической игры мотивирует учеников на образовательную деятельность. Данная деятельность приводит к реализации целей игры. Цели игры посвящены образовательным целям, которые должны быть реализованы во время игры. Цель этих игр определяет их форму. Использование дидактических игр имеет ценность только тогда, когда это позволяет достичь целей образования. Действия учителя и учеников, которые определяются правилами игры, должны являться для учеников привлекательными и мотивационными. Данные дидактических игр должны быть подходящими по возрасту учеников и их способностям. Правила таких игр определяют форму и организацию работы учеников. Правила включают игровые элементы (например, сплоченность между командами учеников). Финальная оценка проверяет реализацию целей игры и обязывает вознаграждения учеников и их мотивации для дальнейших занятий.
Для педагогов очень важно при использовании дидактических игр в процессе обучения математике знать методологию, как работать с указанным методом обучения. В нашей статье мы определили три важных этапа данной методологии:
- Выбор правильной игры. Она должна быть в состоянии выполнить образовательные цели урока. Кроме того, должна соответствовать возрасту, уровню знаний и интересам обучающихся. Также практическая реализация должна быть легкой с точки зрения подготовки учителя к уроку, а также непосредственно сам процесс игры.
- Реализация игры на уроке математики. Презентация игры начинается с его названия. Название должно быть привлекательным для учеников и также следует охарактеризовать содержание игры. Затем мы предоставляем правила игры – лучше всего проиллюстрировать правила на некоторых примерах игрового процесса. Учитель контролирует процесс игры и правила во время этой деятельности.
- Оценка работы обучающихся во время проведения игр. Как и любую человеческую деятельность, также следует оценить активность учеников во время данной игры. Поскольку методом обучения была выбрана дидактическая игра, мы используем только положительную оценку, например, победитель набирает некоторое количество очков, но и второй игрок набирает некоторое количество очков, но меньше, чем победитель. Этот способ оценки дидактической игры мотивирует учеников на действительно большие усилия во время игры.
Дидактические игры и игровые упражнения активизируют взаимодействие между обучающимися и педагогами, учениками, поскольку в ходе проведения этих игр связи между учащимися начинают носить более невозмутимый и эмоциональный характер.
Осуществление дидактических игр на уроках математики увеличивает интерес к данному предмету, способствует разнообразие и эмоциональную окраску в образовательный процесс, снимает утомление, формирует внимание, сообразительность, вносит соревновательный момент в процесс обучения.
Закономерное использование игр на этапах изучения всевозможного по характеру математического материала является очень эффективным средством активизации образовательного процесса учащихся, хорошо влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся, эволюцию умственной деятельности. Именно, дидактические игры полностью имеют право дополнить традиционные формы организации обучения и воспитания.
Литература
- Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики. М.: Новая школа, 1996.
- Кальт Е.А. Дидактические игры на уроках математики в классах повышенного педагогического внимания // Научный журнал «Вестник государственного педагогического университета», 2006.
- Zvereva L.G., Gnedash E.S. Formation of methodological culture of the teacher Modern Science. 2018. № 11. С. 168-169.
- Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ / В.А. Крутецкий — М.: Просвещение, 1980.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996.
- Эльконин Д.Б. Психология игры – М., 1978.
- Мишечкина Н. А. Применение дидактических игр в обучении математике // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 115-118. — URL https://moluch.ru/archive/187/47572/ (дата обращения: 11.05.2019).
- Zvereva L.G., Kormanenko N.V.The use of modern information technologies as one of the factors of formation of cognitive activity in the lessons of mathematics Modern Science. 2018. № 11. С. 169-171.
- Зверева Л.Г., Лещенко А.В. Использование инновационных образовательных моделей, как элемент воздействия на модернизацию математического образования в высшей школе Colloquium-journal. 2018. № 11-5 (22). С. 27-28.