ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

Сади Кылыч

Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В статье раскрыты цели исследовательского подхода при обучении школьников. Описаны этапы организации учебной деятельности с применением исследовательских методов. Сформулированы основные компетенции для использования исследовательских методов.

Ключевые слова: активные методы обучения, исследовательский подход, этапы исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, исследовательские компетенции.

Модернизация учебного процесса в современной школе идет в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого школьника и его интерес к учению. Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли, творческих способностей осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. Как отмечают психологи в форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений [2].

  В последние годы все больше уделяется внимания вопросам профессионального самоопределения, саморазвития и самопознания молодежи. Рынок труда, сегодня,  в период экономической нестабильности, ждет новых специалистов, которые придут работать в компании, будут организовывать малый и средний бизнес, станут продолжателями осуществления инновационного подхода будущей деятельности. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений: от того, каким выпускник придет в свою будущую профессию, насколько он окажется готовым к творческой жизни, будут ли у него сформированы потребности самосовершенствования и карьерного роста, зависит успешность и результативность его работы и в итоге его жизнь. 

  Развитие творческих способностей школьников, их активное участие в исследовательской, проектной, поисковой деятельности является одним из условий формирования их личностной готовности к дальнейшему получению образования, к овладению профессией, а также готовности сменить ее в случае необходимости.        Важная цель современных педагогов состоит в том, чтобы создавать оптимальное условие для развития духовно богатой, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и саморазвитию. Современная педагогика должна использовать различные методы обучения молодежи и самым высоким уровнем познавательной самостоятельности обучающихся характеризуется  исследовательский метод [1].

  Исследовательская деятельность способствует созданию общенаучного фундамента и привитию навыков исследования у обучающихся. Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.

Цели формирования исследовательской деятельности у обучающихся следующее:

  1. приобщить их к процессу выработки новых знаний;
  2. освоить один из нестандартных видов познавательной деятельности;
  3. научить грамотно пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, материалами практики, статистическими данными, информационной системы Интернет;
  4. выработать умение работать с такими компьютерными программами как Windowsmoviemaker, PowerPoint, MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPaint;
  5. предоставить возможность практики публичного выступления, презентации доклада, ведения полемики, возможности донести свою точку зрения до аудитории слушателей, обосновать ее, а иногда и склонить их к ее разделению.

  Работа учащихся в этом случае должна строиться по логике проведения научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых. В.И. Загвязинский справедливо утверждает: «Учитель же, выполняя свою основную функцию – обучение и воспитание ребят, вынужден в определенных ситуациях в той или иной степени превращаться и в методиста, и в ученого. Исследовательский элемент был, и есть и будет важнейшим элементом педагогической деятельности» [3].

  Чтобы заниматься со школьниками исследовательской деятельности, педагог должен иметь глубокие и разносторонние знания своего предмета, а также обладать значительным комплексом умений:

  • выбрать и обосновать тему для исследования (при этом темы выбираются, как правило, значимые как для самих учащихся, так и для всего региона);
  • уметь подобрать необходимые для проведения исследования источники: литературу, статистические данные, анкеты (при необходимости составить самостоятельно), ресурсы сети Интернет и т.д.;
  • развивать коммуникации, т.е. направлять учащихся на отыскание из всего многообразия материала потенциально значимой информации;
  • определять этапы развития и своевременно оценивать каждый этап работы, корректировать деятельность учащихся;
  • прогнозировать результативность исследовательской работы, возможность ее практического применения;  анализировать, критически оценивать, выделить ведущие идеи исследования;
  • обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты исследования; — формулировать выводы и рекомендаций по окончанию исследовательской работы.

  Выделим основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода.

  1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования. При этом большое значение имеет социальная, культурная, экологическая, экономическая и т.п. значимость. Намеченная идея может быть осознана только тогда, когда она будет рассмотрена в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т.д. То есть идея может «потянуть» за собой целую серию взаимосвязанных проектов, составляющих единую тему, проблему, которую целесообразно рассматривать, анализировать, изучать последовательно, шаг за шагом, все глубже вникая в проблему, рассматривая различные ее аспекты.
  2. Выявление и формулирование общей проблемы. Перед учащимися ставиться ряд проблем, вопросов, обсуждение которых приведет к следующему шагу – формулирование на основе частных общей проблемы. Обсуждается актуальность и новизна исследования, которое поможет решить сформулированные проблемы.
  3. Формулировка гипотезы. Учащиеся с помощью педагога формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поиске необходимой информации.
  4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез. Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. Педагог активно участвует в обсуждении и, в случае необходимости, корректирует и направляет мысль учащихся, предлагает дополнительные источники информации [4].
  5. Сбор данных. На этом этапе учащиеся проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. В процессе сбора данных они определяют способы обработки данных (например, статистических с помощью электронных таблиц, определение зависимостей, построение диаграмм, составления разного рода вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями из произведений искусства, литературы, фольклора, научных статей, публицистики, пр.).
  6. Обсуждение полученных данных. Собранные материалы могут доложены учителю, преподавателям смежных дисциплин и другим учащимся группы в различной форме, о которой группа договорилась на предыдущем этапе исследования, например: публичная презентация, отчет на конференции, организация ролевой игры и т.д.
  7. Проверка гипотез. Если представленные данные удовлетворили группу и педагога, наступает следующий этап исследования – проверка выдвинутых гипотез. Выбираются лишь те гипотезы, которые имеют достаточно доказательные данные в ее подтверждение.
  8. Формулировка понятий, обобщений, выводов. Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями.
  9. Формулировка заключений, выводов. Учащиеся делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего города, поселка, региона и приходят к формулированию новых проблем (для настоящего времени, для будущего).

  Занятие исследовательской деятельностью обучающимися под руководством педагога дают им возможность сформировать следующие исследовательские компетенции:

  • овладеть существенными научными понятиями, представлениями;
  • самостоятельно определить проблемные ситуации искать и находить их решение;
  • научиться точно описывать факты, явления с применением общепризнанной технологии;
  • приобрести навыки подбора фактов по их существенным признакам;
  • развить умение группировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами;
  • научиться анализировать факты и явления, вычленять из них общее и единое, случайное и закономерное;
  • развить умение строить доказательства и давать опровержения.

  При оформлении исследовательской работы у школьников развиваются умения:

  • определять понятия (понятие – это способ познания посредством изучения его частей и свойств);
  • анализировать, систематизировать (анализ – это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств);
  • сравнивать (сравнение – это способ посредством установления сходства и различия объектов);
  • обобщать и классифицировать (обобщение – это способ познания посредством определения общих существенных признаков объекта);
  • доказывать и опровергать (доказательство – это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения доказанных ранее утверждений; опровержение – это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения).

Наш опыт работы в лицеях республики показал, что важной положительной характеристикой исследовательского метода организации учебной деятельности является привитие учащимся навыка работать в сотрудничестве с другими людьми. Участники исследовательской деятельности не будут замыкаться на личностных интересах, а научатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать, что результаты их исследований станут необходимыми составляющими для анализа полученных данных и формулирования выводов [5].

Участвуя в исследовательской работе, лицеисты будут усваивать готовые формы социальной жизни, приобретут собственный социальный опыт, встанут на активную жизненную позицию, которая позволит добиться позитивной самореализации.

Литература

  1. Карпов А.О. Исследовательская парадигма в образовании // Инновации в образовании, 2010, №7. – С. 12-32.
  2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: Ось-89, 2006. – 132с.
  3. Ушаков А.А. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2008. – 21с.
  4. Фахретдинова Ф.Р. Применение метода исследовательского обучения в развитии творческих способностей учащихся // Вестник Башкирского университета, 2009, Т. 14. – С. 672-675.
  5. Maatkerimov N.O., Sady Kylych, Kesmez Y. Implementation of research approach by using innovation methodology in teaching mathematics // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана, 2017, №1. р.217-220