УДК 002.304
Азимова А.Г.
Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
В данной статье рассматривается использование коммуникативного подхода при обучении английскому языку. Рассматривается использование коммуникативных заданий в рамках данного подхода. Представлено понятие коммуникативного задания, их виды, особенности.
Ключевые слова: обучению иностранному языку, коммуникативный подход, коммуникативная компетенция, учащиеся 5-х классов, коммуникативные задания
Key words: foreign language teaching, communicative language teaching, communicative competence, 5th grade students, communicative activities
Иностранный язык является неотъемлемой частью мирового образовательного пространства. Обучение иностранному языку становится еще более важным и необходимым. Диалог культур ставит основной задачей воспитания личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке.
В целом, владение иностранным языком не только повышает уровень образованности учащегося, но и способствует формированию личности, его успешной социальной адаптации в мире.
Обучение иностранному языку в школе направлено на последовательное и систематическое развитие четырех видов речевой деятельности: говорение, письмо, чтение и аудирование [9, c. 45].
Следует отметить, что иностранный язык – это средство общения. Поэтому учащимся необходимо освоить иностранный язык и уметь пользоваться им в устной и письменной речи. Чтобы иностранный язык действительно стал средством общения необходимо освоение всех видов речевой деятельности [1, c. 10].
Главной целью обучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции [10, c. 38].
Формирование коммуникативной компетенции считается возможным при освоении следующих условий [8, c. 1254]:
- развитие коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности;
- развитие языковых знаний и навыков для понимания и воспроизведения информации;
- развитие определенных лингвистических и страноведческих знаний.
Обучение иностранному языку невозможно без использования коммуникативного подхода. Данный подход включает в себя различие основных правил и способность использовать их в процессе коммуникации. При реализации коммуникативного подхода необходимо учитывать следующие условия [7]:
- формирование коммуникативной компетенции;
- учет интересов учащихся;
- равное участие в процессе обучения педагога и учащихся, их самостоятельность и сотрудничество;
- использование аутентичных материалов в процессе обучения;
- постановка и решение реальных проблем;
- возможность зрительного контакта при осуществлении коммуникации;
- мотивация на успех.
Коммуникативный подход – это стратегия, моделирующая общение, которая ориентирована на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а также на осознание требований к эффективности высказывания. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. У них есть возможность выразить себя и свой опыт посредством иностранного языка как личности. Коммуникативный подход в значительной степени направлен на обучаемого, отвечая основному критерию современного образования.
При обучении английскому языку учащихся 5-х классов коммуникативный подход представляет особую значимость. Учащимся 5-х классов интересно расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Для данного возраста школьников очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и их значение для развития личности. В этом возрасте заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, развиваются абстрактные формы мышления, формируется самооценка. Если же учащийся не видит жизненного значения знаний, то у него может сформироваться отрицательное отношение к учебе.
В 5-м классе улучшается процесс запоминания, память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. Смысловая память приобретает опосредованный характер посредством мышления. Учащиеся способны управлять своей умственной деятельностью, воображение становится всё более управляемым процессом и может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность.
В данном возрасте развивается творческое мышление, формируется формальное мышление учащихся. Они рассуждают, не связывая себя с конкретной ситуацией.
Так как коммуникативный подход ориентирован на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а также на осознание требований к эффективности высказывания, развитие творческого мышления, то для учащихся пятых классов его использование становится наиболее важным и значимым. Коммуникативный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося, а также позволяет решать задачи, характерные для повседневной жизни [2, c. 69].
Коммуникативный подход реализуется через коммуникативные задания.
Австралийский лингвист David Nunnan занимался исследованием проблемы обучения английскому языку. По его мнению, следует различать следующие типы заданий [5, c. 678]:
- задания с педагогическим обоснованием;
- задания с реальным жизненным обоснованием.
В заданиях первого типа учащимся предлагается выполнять определенные языковые задания, которые нехарактерны для реальности.
В заданиях второго типа, наоборот, предусмотрено решение задач, близких или идентичных реальным жизненным ситуациям. То есть подобные задания можно назвать коммуникативными.
Итак, коммуникативное задание представляет собой цель коммуникации, воплощенную в тексте определенной структуры и определенного содержания. Иными словами, в понятии «коммуникативное задание» отражена не только коммуникативная цель, но и способ ее реализации.
Д. Нуннан считает целесообразным использовать коммуникативные задания как отдельный этап урока, когда происходит вовлечение учащихся во взаимодействие на иностранном языке, но основная цель этапа – это содержание, а не форма. То есть главным фактом является спонтанность, беглость речи, а не ее правильность [11].
Коммуникативное задание включает в себя следующие элементы: основная цель; источник информации; необходимая деятельность согласно источнику информации; окружающая среда; роли.
Психолингвист Herbert H. Clark расширяет понятие цели, он выделяет отдельно коммуникативную, социо – культурную и учебную цели.
Основой коммуникативной цели является установление межличностных отношений учащихся, а, следовательно, плодотворному обмену идеями, мнениями, информацией.
Социо – культурная цель направлена на осознание учащимися стиля и образа жизни носителей языка.
Значимость учебной цели состоит в развитии способности работать совместно и уметь планировать свою деятельность [4, c,74].
Осознанность и понимание учащимися языковых и культурных особенностей изучаемого языка, позволяет им научиться использовать этот язык.
Таким образом, с точки зрения коммуникативного подхода, необходимо формировать у учащихся восприятие, понимание и использование языкового материала. При этом большое внимание уделяется развитию разговорной, беглой речи, отработка грамматических правил вводится по мере необходимости, постепенно [15, c.155].
Для использования коммуникативных заданий при обучении иностранному языку, педагогу следует создавать на уроке различные ситуации общения. Создание таких ситуаций повышает мотивацию и интерес к изучаемому языку. При этом задания должны быть направлены на развитие основных языковых навыков [3, c. 67].
Диапазон использования коммуникативных заданий практически не ограничен.
Prabhu предлагает следующие виды заданий:
- недостаток информации (опиши, допиши, дорисуй);
- аргументирование;
- выражение собственных мнений требует умения сформулировать собственное отношение к данной ситуации.
Паттисон предлагает следующие виды коммуникативных заданий:
- вопросно-ответные задания к самим учащимся;
- диалог;
- ролевые игры;
- картинки и рассказы в картинках;
- головоломки;
- дискуссии.
Итак, коммуникативные задания достаточно разнообразны. Их особенность состоит в том, что они отражают реальные жизненные ситуации, тем самым пробуждая чувства учащихся, развивая их воображение, определенные качества личности [13, c. 186].
Одним из главных критериев использования коммуникативных заданий является мотивация учащихся. Так как ситуации основаны на реальных жизненных ситуациях, то это стимулирует и заинтересовывает учащихся.
Использование метода коммуникативных заданий имеет несколько этапов: подготовительный; этап выполнения задания; этап языковой работы.
При обучении иностранному языку после освоения определенных лексических единиц, целесообразно предложить учащимся коммуникативное задание на базе освоенных слов.
Например, в 5-м классе по УМК «Starlight» при изучении первой темы «People around the world», на подготовительном этапе учащиеся изучают лексику по теме, формы глагола to be.
Этап выполнения задания может быть представлен вопросно-ответным коммуникативным заданием.
- ….. he from Mexico?
- No, he …… not. He ….. from Japan.
- …….. you from Moscow?
- ………………..
Далее на языковом этапе учащиеся могут разыграть диалог или ролевую игру.
При изучении темы «East, West, Home is best» в качестве коммуникативного задания можно использовать описание комнаты по картинке.
Не каждому учащемуся легко составить диалог, даже владея лексикой. В данном случае можно подготовить карточки с инструкциями употребить ту или иную фразу на английском или русском языке с учетом индивидуальных способностей.
Владение разговорной речью становится возможным только в результате практических тренировок в языковом общении, в коммуникативной деятельности. Предложенные выше упражнения можно обыграть в парах, а затем попробовать увеличить количество участников общения.
При использовании коммуникативного задания необходимо следить за тем, чтобы учащиеся научились понимать собеседника, поддерживать с ним беседу, отвечать на его вопросы и задавать свои.
После освоения коммуникативной цели, можно добавить страноведческий материал, то есть достигать определенной социо-культурной цели. Страноведческий материал также как и лексические единицы, необходимо сначала отработать, изучить. Далее работать не только над воспроизведением страноведческого материала, но и ориентации в нем: задавать вопросы, отвечать на вопросы собеседника, поддерживать беседу). Важным моментом является включение в работу всех учащихся, для этого возможно использование дифференцированных заданий и личностно-ориентированного подхода [14].
Итак, коммуникативное задание — это цель коммуникации, воплощенную в тексте определенной структуры и определенного содержания. Именно такие задания стимулируют учащихся к размышлениям, пробуждают в них желание общаться, высказывать или даже отстаивать свою позицию.
Особенностью коммуникативных заданий является развитие устной речи, основная цель коммуникативного задания — научить иноязычной коммуникации. Использование коммуникативных заданий при обучении иностранному языку играет большую роль, так как позволяет проиграть, прочувствовать определенную реально жизненную ситуацию. Большая ответственность здесь принадлежит педагога, ведь именно о правильности использования и реализации коммуникативного задания зависит результат. Использование коммуникативных заданий повышает мотивацию и интерес к изучаемому языку, способствует развитию основных языковых навыков.
Таким образом, использование коммуникативных заданий при обучении иностранному языку является необходимым элементом обучения.
Литература
- Баклашкина М. В. Обучение иностранному общению на занятиях по иностранному языку в школе и ВУЗе / М. В. Баклашкина // Ин. яз. в школе. — 2009. — № 3. — С. 9-17.
- Блик Е. С. Использование метода коммуникативных заданий в обучении студентов английскому языку / Е.С. Блик // Педагогическое образование в России. – 2015. — №2. – С. 68-73.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
- Домбровская М. А. Коммуникативный подход в процессе обучения иностранному языку: коммуникативные упражнения и их роль / М.А. Домбровская // Бизнес и дизайн ревю. – 2016. – №3. – C. 72-77.
- Захарова Е. А. Коммуникативное обучение иностранному языку и его практическая значимость / Е.А. Захарова // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 676-679.
- Колкова М.К. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам / М.К. Колкова. – СПб.: КАРО, 2007. – 288 с.
- Кошик М.А. Формирование коммуникативных навыков учащихся на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/GcToL (дата обращения: 02.05.2019).
- Мухамеджанова С. Д. Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку / С.Д. Мухамеджанова // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1254-1257.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 271 с.
- Теплоухова С.А. Формирование и развитие коммуникативных умений на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/GcTnq (дата обращения: 02.05.2019).
- Чилингарян М. В. Системно-деятельностный подход при обучении иностранному языку в средней школе / М.В. Чилингарян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 33. – С. 103–105.
- Чубарова Е. В. Коммуникативная методика в преподавании иностранного языка / Е.В. Чубарова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 5. – С. 186–188.
- Щелева И.С., Михайлова Д.И. Развитие коммуникативных способностей обучающихся на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/04/24896 (дата обращения: 02.05.2019).
- Щукин Н.А. Методика обучения речевому общению на иностранном языке /Н.А. Щукин. — М.: Икар, 2011. – С. 154 – 157.