ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДАННОГО НАРУШЕНИЯ

Поцяск Т.В.

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДАННОГО НАРУШЕНИЯ

Аннотация

Статья посвящена исследованию речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. У изучаемой группы дошкольников выявлены трудности в развитии звукопроизношения и фонематического слуха. Автор предлагает педагогические условия и пути решения данного нарушения.

Summary

This article is devoted to the study of speech development in children of senior preschool age with phonetic-phonemic speech underdevelopment. The studied group of preschoolers revealed difficulties in the development of sound pronunciation and phonemic hearing. The author suggests pedagogical conditions and ways to solve this violation.

Ключевые слова: речевое развитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, старшие дошкольники, фонематический анализ, фонематическое восприятие

Key words: speech development, phonetic-phonemic speech underdevelopment, older preschoolers, phonemic analysis, phonemic perception

Научный руководитель: Яковлева И.В.

старший преподаватель ЕГУ им.И.А.Бунина

В условиях современного этапа развития теории и практики логопедии отмечается повышенное внимание к изучению детей с речевыми патологиями. Как отмечают Г.А. Каше, P.E. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина, самыми распространенным среди всех речевых нарушений является фонетико-фонематическое недоразвитие [1]. В работах Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичевой, В.К. Орфинской наблюдается неполноценное развитие фонематических представлений у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН)[2]. Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [3]. Значительное влияние на овладение звуковым анализом оказывает состояние фонематического развития дошкольников. Дети не всегда способны правильно дифференцировать на слух фонемы родного языка, что в дальнейшем приводит к неправильному произношению и становлению всей речевой системы. Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников на сегодняшний день актуальна.

С целью изучения речевого развития у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нами было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста с ФФН в количестве 20 человек. В основу исследования была положена методика обследования фонематического восприятия, рекомендуемая Г. В. Чиркиной, М. Ф. Фомичевой [4].

Предложенный диагностический материал предполагал исследование умений:

  • определять наличие звука в слове;
  • определять местоположение звука в словах;
  • звуковой анализ слова.

Представленные задания по выделенным направлениям исследования речевого развития дошкольников были распределены по блокам. Целью предложенных заданий было выявление нарушений в фонематическом восприятии. На основе выделенных критериев нами были выделены следующие уровни развития звукопроизношения и фонематического слуха у старших дошкольников: высокий, средний, низкий. Согласно проведенному эксперименту, детей, соответствующих высокому и среднему уровню, не оказалось. Результаты проведенного эксперимента показали, что все дети старшего дошкольного возраста обладают низким уровнем развития звукопроизношения и фонематического слуха. У 100% старших дошкольников, отнесенных к низкому уровню, отмечались трудности при определении места звука в начале, середине и конце слова; в процессе выделения первого (последнего) согласного звука из слова; в ходе определения последовательности звуков, количества звуков в слове. Также наблюдались сложности при синтезе слов из данных звуков.

Итак, результаты исследования показали, что уровень развития звукопроизношения и состояния фонематического слух у старших дошкольников с ФФН находятся на начальной стадии формирования, тем самым отличаются от возрастной нормы. Это говорит о необходимости коррекционно-педагогической работы.

Анализируя всё выше сказанное, целесообразно сделать следующие выводы. Эффективному преодолению фонетико — фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия:

  • содержание игровых заданий направлено на формирование умений определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие;
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти);
  • расширение и уточнение словаря, грамматически правильной речи;
  • умение правильно строить предложения и связную речь.
  • организация коррекционно — развивающегося процесса;
  • обеспечение эмоционального воздействия, способствующего актуализации компенсаторных механизмов;
  • широкое использование артикуляционной гимнастики, логопедической ритмики, элементов игровой деятельности, способствующих активизации фонематического восприятия и анализа.

Таким образом, система коррекционно — педагогического воздействия у дошкольников старшей возрастной категории с фонетико-фонематическим недоразвитием носит комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.

Литература

1.Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н.И. Дьякова. – М., 2010. – 64 с.

2.Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза / Р.И. Лалаева // Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 2004. 3.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2009. 4.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина – М.: Владос, 2003. – 77 с.