УДК 37
Макарова И.А.1, Сержантова О.А.2
1к.п.н., доцент кафедры педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (Россия, г. Волгоград), 2Заместитель директора муниципального бюджетного учреждения детского оздоровительного лагеря «Чайка» Светлоярского муниципального района Волгоградской области
(Россия, г. Волгоград)
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ
Makarova I.A.1, Serzhantova O.A.2
1Ph. D., associate Professor of pedagogy Volgograd state socio-pedagogical University (Volgograd, Russia), 2Deputy Director of the municipal budget institution of the children’s health camp «Chaika» svetloyarsky municipal district of the Volgograd region (Volgograd, Russia)
THE HISTORICAL ASPECT OF THE UPBRINGING ENVIRONMENT CHILDREN’S HEALTH CAMPS IN THE MODERN CONTEXT
Аннотация
В статье рассматривается история создания детских лагерей, анализируется опыт ведущих педагогов по созданию воспитывающей среды — И.П. Иванов, А.С. Макаренко; представляется современный взгляд на создание воспитывающей среды в детских лагерях.
Summary
This article discusses the history of children’s camps, analyzes the experience of leading teachers to create an educational environment — I. P. Ivanov, A. S. Makarenko; presents a modern view on the creation of an educational environment in children’s camps.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, воспитывающая среда, история создания детских лагерей, традиции и современность в детских оздоровительных лагерях
Key words: children’s health camp, educational environment, history of creation of children’s camps, traditions and modernity in children’s health camps
Распоряжением Правительства Российской Федерации в 2015 году была принята «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», ставшая в настоящее время «настольной книгой» каждого педагога и любого другого специалиста, выбравшего сферой своей деятельности работу с детьми и молодёжью.
Особое внимание в Стратегии уделяется воспитанию подрастающего поколения на основе духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Современная педагогика летнего отдыха не может не опираться на основные принципы и направления Стратегии – детский оздоровительный лагерь всегда был и остаётся местом, где создаются условия для воспитания подрастающего поколения.
Говоря об особенной атмосфере детского оздоровительного лагеря, наполненной духовно-нравственным содержанием, нельзя не обратиться к истории создания детских лагерей. Первый лагерь в швейцарских Альпах был создан священником, первый палаточный скаутский лагерь был организован военным, озабоченным падением нравов английской молодёжи. Традиции и законы лагеря в их современной интерпретации были установлены во Всесоюзном детском центре «Орлёнок» представителями коммунарского движения под руководством выдающегося педагога Игоря Петровича Иванова. Сейчас можно уже с уверенностью говорить о том, что в основе воспитательной системы всех учреждений детского отдыха и оздоровления лежит концепция коллективного творческого воспитания И.П. Иванова, в которой особое внимание отнесено понятию заботы, как реальному действенному проявлению гуманизма, как нравственно мотивированной деятельности [1]. Понятие заботы понимается в лагере очень широко – здесь и закон доброго отношения к людям, и традиции сюрпризов, и закон «ноль-ноль», и особое отношение к созданию и сохранению предметной среды лагеря, и «чувство локтя» и единения в «орлятском кругу», и совместное проживание побед и неудач.
Еще одно педагогическое явление, характеризующее воспитывающую среду лагеря — это понятие «завтрашней радости» А.С. Макаренко. Оно очень точно характеризует совместное бытие детского коллектива, который объединён одной идеей и «устремлён в будущее», в позитивное, радостное «завтра», и сегодня совместными усилиями делает всё, чтобы это «завтра» состоялось. «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга» [2, с. 504]. В современном детском оздоровительном лагере, наполненном разнообразными формами работы, «завтрашняя радость» не заставляет себя долго ждать – экскурсии, спектакли, встречи с интересными людьми, шоу-программы – каждый новый день обязательно лучше и занимательнее предыдущего. Главное, не останавливаться вот на таком поверхностном понимании «радости» как развлечения, а воспринимать ожидание «радости» как источника развития личности и коллектива, источника движения вперёд.
Развитию нравственных качеств детей, отдыхающих в детских лагерях, способствует также создаваемое на время смены игровое пространство, которое включает в себя как игровую модель смены, так и систему разнообразных игр – от игр-тренингов до подвижных игр. Так, К.Д. Ушинский важнейшей особенностью игры считал, то, что в ней формируются не какие-то отдельные стороны человеческой души, но весь человек – его ум, воля, сердце [4]. Игра позволяет перенести содержание и формы нравственного поведения ребенка из игры в реальную жизнь, в конкретные социальные отношения, закрепить устойчивые навыки социально ценного поведения и отношений. В современном детском оздоровительном лагере распространенной игрой на местности является «Верёвочный курс», позволяющей выработать у ребёнка новые модели поведения. Обычно человек — в нашем случае ребёнок — всегда в коллективе действует одинаково, проявляя определённые качества характера, демонстрируя уже закреплённые механизмы социального взаимодействия. Упражнения «Верёвочного курса» задуманы таким образом, чтобы участники сталкивались с новыми для себя ситуациями, где нужно «выйти из зоны комфорта», пересмотреть свои нравственные категории – научиться доверять, отстаивать лидерство, действовать на благо коллектива.
Воспитанию ответственности и чувства долга в детском оздоровительном лагере способствует система самоуправления – как на отрядном, так и на общелагерном уровне. «В нашем обществе точное выполнение обязанностей — нравственная категория», — так писал А.С. Макаренко в «Педагогической поэме». «Долг перед коллективом», «долг перед товарищами» — эти формулировки сейчас звучат несколько архаично, но они не потеряли своего нравственного значения и являются одними из основных понятий не только духовно-нравственного, но и гражданско-патриотического воспитания.
Безусловно, в настоящее время наблюдаются значительные изменения в сфере детского оздоровительного отдыха. Детский лагерь сейчас – это не просто «камера хранения» для детей на время каникул, это особенное пространство, воспитательные и образовательные возможности которого трудно переоценить. Различные формы работы, своеобразное предметно-бытовое пространство, содержательная наполненность, обязательное наличие традиций, особенное отношение к соблюдению нравственных норм – всё это позволяет назвать среду детского оздоровительного лагеря воспитывающей средой, задающей позитивный вектор развития личности.
Уникальность воспитывающей среды лагеря состоит в том, что на протяжении лагерной смены создаются своеобразные человеческие взаимоотношения — между детьми, между взрослыми, между детьми и сотрудниками лагеря, основанные на духовно-нравственных принципах, ежедневно испытываемые на прочность и требующие постоянного нравственного выбора. Парадоксально, что искусственно созданная обстановка лагеря порождает реальные чувства и эмоции у детей и взрослых, обнажает вечные ценности, заставляет ребёнка по-другому посмотреть на себя и других. Такая воспитывающая ситуация как возможность для подростка начать в лагере жизнь «с чистого листа» является сильнейшим стимулом для нравственного развития – отсюда может начаться осмысление ребёнком себя как личности, стремящейся к саморазвитию.
Нельзя не сказать об особой роли педагога – вожатого, воспитателя, старшего вожатого, методиста — в создании воспитывающей среды лагеря, формирующей духовно-нравственные качества детей и подростков. В условиях детского лагеря воспитанники очень близки со своими наставниками, поэтому вожатый должен постоянно помнить об этических и моральных нормах, являться образцом нравственного поведения.
Огромное значение имеет смысловое наполнение лагерных смен, тематика форм воспитательной работы. Именно в детском оздоровительном лагере дети наиболее восприимчивы к творчеству, миру искусства, изучению исторических событий несущих в себе смысловое и воспитывающее начало. В каждом мероприятии, в каждой ситуации, пусть даже самой обыденной, педагог должен найти инструмент для воспитания гармоничной личности. Не «Мисс лагеря», а «Мисс Доброта», не «Клип-шоу», а инсценировка песен о дружбе, не просто изготовление поделок, а акция «Сюрприз» для младшего отряда.
Таким образом, взяв самое лучшее из педагогического наследия, мы можем создать современную воспитывающую среду детского оздоровительного лагеря. На наш взгляд, наиболее точную характеристику, применительную к детскому лагерю, дал М.П. Нечаев, говоря о воспитывающей среде, как «о самоорганизующейся духовной общности, которая возникает в межсубъектном взаимодействии» [3]. Кроме того, добавим, что эта духовная общность не только самоорганизуется, но и саморазвивается на протяжении смены, приобретая уникальные, неповторимые очертания — свои для каждого лагеря, каждого педагогического отряда и каждой смены.
Литература
- Иванов И. П. Педагогика коллективной творческой жизни. – Псков : ПОИПКРО, 1998.
- Макаренко А. С. Педагогическая поэма. – М. : Педагогика, 1981.
- Нечаев М. П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы : дис… д-ра пед. наук. — М., 2012.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – Ленинград : Издательство «Академии педагогических наук», 1948.