ИСТОРИЯ НЕПРАВИЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ

Бокий А.А.

Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ, г. Краснодар

ИСТОРИЯ НЕПРАВИЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ

Аннотация

В данной статье рассмотрены неправильные глаголы и их история. Тема данной исследовательской работы актуальна для нашего времени, ведь  в английском языке неправильные глаголы встречаются довольно часто, поскольку обозначают обычные действия, процессы, состояния.

Ключевые слова: неправильные глаголы, история, форма глаголов, три формы неправильных глаголов, правильные глаголы

Keywords: Irregular Verbs, history, verb form, three forms of irregular verbs, regular verbs

Руководитель: Фоменко Л. Н. к.ф.н, доцент

По сравнению с другими языками, английский хорошо структурирован, и большинство языковых правил подчиняются определенным правилам. Но в каждом правиле всегда есть исключение и неправильный глагол — яркий тому пример.

В русском языке мы ставим глагол в прошедшее время, добавляя на конце «л»: пишу — писал, гуляю — гулял. В английском языке все глаголы делятся на правильные и неправильные. Соответственно, их прошедшее время образуется по-разному. Чтобы правильно использовать английские глаголы, нужно знать особенности образования обеих групп. В статье вы узнаете: Что такое правильные и неправильные глаголы, и чем они отличаются; Как образуются правильные глаголы; Как образуются неправильные глаголы.

По способу образования форм прошедшего неопределенного времени и причастия все английские глаголы делятся на правильные и неправильные. Большая часть английских глаголов принадлежит к правильным глаголам, образование формы прошедшего неопределенного времени и причастие  у которых осуществляется при помощи окончания -ed (с некоторыми исключениями). А что же такое неправильные глаголы и почему они так называются?

Неправильные глаголы в современном английском языке происходят от глаголов, которые на более ранних стадиях развития языка следовали правильной структуре. В частности многие такие глаголы являются производными от германских сильных глаголов, которые создают многие флективные формы с помощью аблаута. Данный феномен можно и сегодня наблюдать в английском языке на примере глагола sing / sang / sung [1].

Большинство английских неправильных глаголов являются его родными словами, произошедшими от существующих глаголов древнеанглийского языка. Практически все глаголы, которые были заимствованы в более поздние периоды, подвергались правильному спряжению. Есть несколько исключений, например, глагол «catch» [2], произошедший от старофранцузского cachier, формы которого были образованы по аналогии с родным глаголом teach [3].

Большинство неправильных глаголов существуют в виде пережитков прошлого, как прообраз исторически сложившейся системы спряжения. Когда некоторые грамматические правила стали меняться или вовсе изыматься из употребления, отдельные глаголы сохранили свои старые формы. Например, перед великим сдвигом гласных глагол keep [4] (прежде произносившийся как kehp) принадлежал к группе глаголов, чьи гласные были сокращены в прошедшем времени. Эта закономерность сохраняется и сегодня у того же глагола kept (точно так же как и у глаголов crept, wept, leapt, left). Такие глаголы как peep [5], которые имеют аналогичную форму, но возникли позже великого сдвига гласных, принимают окончание -ed.

Новые глаголы, включая заимствования из других языков, а также существительные, которые стали использоваться как глаголы, например «to facebook», – подвержены правильному изменению до тех пор, пока они не становятся составной частью уже существующего неправильного глагола, например «to housesit» (от sit) → housesat.

Сегодня наблюдается тенденция к уменьшению количества неправильных глаголов, ведь большая их часть принимает форму правильных глаголов, подвергаясь стандартному спряжению (например, глагол chide [6] когда-то имевший в прошедшем времени форму chid, позже приобрел правильную форму childed). Многие глаголы имеют двойные формы, обе из которых существуют параллельно: spelt / spelled [7], dreamt / dreamed [8].

В некоторых диалектах английского языка могут использоваться нерегулярные формы глаголов (устаревшие формы), которые в общепринятом варианте английского спрягаются по общему правилу.

Исследователи утверждают, что более половины ошибок, допускаемых при пользовании английским языком, бывает связано с неправильным употреблением глаголов. Глагол является самым важным словом в любом английском предложении, так как синтаксическая конструкция предложения в гораздо большей степени зависят от глагола, чем от любой другой части речи. Кроме того, у английского глагола имеется ряд особенностей, отсутствующих у других частей речи.

Форма глаголов drove [9], sang [10] и was [11] указывает на то, что действие происходило в некотором прошлом времени, так как drove [9] и sang [10] являются формами прошедшего времени глаголов to drive и to sing [10], а глагол was [11] является формой прошедшего времени глагола to be.

Обратите внимание, что в приведённых выше примерах используются так называемые «нестандартные» или «неправильные» глаголы (irregular verbs), тогда как большинство английских глаголов, которые принято называть «правильными» или «стандартными» (regular verbs), образуют вторую и третью форму простым добавлением окончания –ed или -d. А причастие настоящего времени (present participle) или четвёртая форма всех английских глаголов образуется от основы первой формы при помощи окончания –ing.

Поняв это простое правило, образовать любую форму правильного глагола совсем нетрудно. К счастью, большинство английских глаголов, в том числе и все вновь образуемые глаголы, относятся к правильным. Поэтому образование разных форм правильных глаголов не представляет особой трудности, а повстречав правильный глагол в любой из основных форм нетрудно узнать его, сведя к простейшей первой форме.

С неправильными глаголами дело обстоит иначе: изучающему английский язык каждый из этих глаголов необходимо запоминать во всех трёх формах, которые образуются не по правилу. Более того, многие неправильные глаголы имеют по несколько вариантов написания во II и III форме, сложившихся исторически или по-разному применяемых в разных странах.

Такое разнообразие и непредсказуемость в написании основных форм неправильных глаголов представляет немалую трудность не только для иностранцев, начинающих изучать английский язык, но и для носителей языка, для которых английский язык является родным. А между тем, английские филологи относятся к своим неправильным глаголам с восхищением и трепетным почтением. С их точки зрения, неправильные английские глаголы — это памятник мировой культуры, ибо в них увековечена не только история английского языка, но и процесс становление человеческого мышления.

Считается, что большинство английских неправильных глаголов имеет древнее германское происхождение. Именно иррациональность образования форм неправильных глаголов придаёт английскому языку определённую прелесть исконной британской традиционности. Даже исторически более молодой американский вариант английского языка упрощает использование неправильных глаголов в сравнении с более древним британским вариантом английского. Часто американский английский либо допускает несколько вариантов использования глаголов, либо вовсе сводит неправильные формы к правильным. Впрочем, в американском английском имеются неправильные глаголы, присущие только этому варианту английского языка. Из-за таких местных особенностей в списках неправильных глаголов, почерпнутых из источников в разных странах, возникает множество противоречий и разночтений, а единого и окончательного перечня всех неправильных глаголов не существует.

Благодаря древнему историческому происхождению многих неправильных глаголов, среди них оказалось немало наиболее широко употребляемых, «фундаментальных» английских глаголов, составляющих ядро английского языка. Без этих важнейших глаголов просто невозможно постичь и использовать английский язык. Вот лишь начало перечня статистически наиболее часто используемых английских глаголов в порядке убывания их употребительности: is, was, be, are, had, have, were, been, has, been, has… Все эти глаголы являются различными формами всего лишь двух неправильных глаголов — to be и to have. По мнению лингвистов, именно частотностью употребления объясняется столь высокая устойчивость этих глаголов в своей «неправильности».

Кроме того, следует отметить, что многие неправильные глаголы существуют в двух вариантах: они могут быть одновременно правильными и неправильными. Например, глаголы learn [4] и work [12] во II и III формах обычно используются как правильные. Однако, следует помнить, что неправильный вариант более древний по своему происхождению, а правильный — осовремененный. Поэтому в отдельных случаях эта особенность может использоваться в стилистических целях, особенно в художественной литературе и поэзии.

Этим трудности с неправильными глаголами не ограничиваются. У некоторых глаголов произошло не только расщепление на правильный и неправильный варианты, но и значения этих глаголов также подверглись довольно устойчивому расщеплению. Таким путем возникают по сути дела два разных глагола, один из которых неправильный, а второй — правильный, имеющие различные наборы значений:

hang(hung, hung) [13]; hang(hanged,hanged) [14].

Первый вариант глагола hang связан с полем значений вокруг слов «закрепить, прикрепить, подвесить (так, чтобы нижняя часть свисала свободно), развешивать, навешивать (дверь, окно на петли), нависать, зависать, парить, оклеивать обоями, выставлять на выставке, зависеть, быть полностью поглощённым, хвататься, цепляться, медлить, мешкать и т. п.», тогда как второй вариант того же глагола hang тяготеет к значениям вокруг слов «вешать, повесить, повеситься, казнить через повешенье, быть повешенным, казнённым и т. п.».

Подобное смысловое различие часто не находит адекватного отражения в словарях. Оно улавливается лишь из примеров применения этих слов, сложившихся в практике носителей языка, так как в большинстве словарей такие глаголы подчас не разделяются и даются в одной словарной статье.

Ещё одна особенность, на которую стоит обратить внимание, состоит в том, что некоторые правильные глаголы в настоящем времени выглядят точно так же, как другие неправильные глаголы в прошедшем времени:found [15] (founded, founded), find [16] (found, found)

В отличие от правильных глаголов, где формы прошедшего времени и причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса –ed/-d и при этом обе формы совпадают, в неправильных глаголах эти формы образуются несколькими различными способами, обычно не подчиняющимися рациональным правилам. И всё же некоторая система в образовании неправильных глаголов существует.

Телефонные разговоры, записи бесед за обедом от добровольцев, съемки официальных мероприятий, например. Для учащихся это означает, что если даже они выучат только 50-70 наиболее частотных неправильных глаголов, в большинстве случаев им этого будет хватать. Но даже перед внушительной цифрой в 700 глаголов пасовать не надо.

Такое большое количество, на самом деле, получается за счет слов, являющихся производными от самых старых и употребляемых глаголов. Частенько, зная первоначальный глагол, вы сами того не подозревая владеете всеми тремя формами 6-7 других глаголов. Эту мысль лучше пояснить на примере. Встречали неправильный глагол «to lay» [17]? Вот все его формы: lay – laid – laid. Если вы знаете его формы, то автоматически вы знаете и формы глагола «to mislay» [18],   mislay – mislaid – mislaid. А есть ведь еще «to overlay» и «to inlay».

Неправильные глаголы доставляют много трудностей людям, изучающим английский язык. Кажется, что нереально запомнить этот бесконечно длинный список, вспомните ту огромную таблицу неправильных глаголов. Неужели необходимо каждый раз обращаться к словарю, чтобы посмотреть нужную тебе форму? В попытке упростить себе жизнь изучающие английский прибегают к разным хитростям: кто-то учит неправильные глаголы в стихах и песнях, другие пытаются сгруппировать их по звучанию и вызубрить. Способы выучить эту огромную таблицу существуют и их достаточно много, каждый выбирает удобный для себя. Не существует правила для неправильных глаголов и их формы надо запоминать. Неправильные глаголы сложились исторически и не подчиняются общим правилам по традиции. Впрочем, многим будет интересно узнать, что, скорее всего, – это не навсегда. Эксперты-лингвисты полагают, что у неправильных глаголов есть срок жизни. Он прямо пропорционален значению определенного глагола в языке, что выражается в частотности его применения носителями. В качестве примера превосходно подойдет неправильный глагол «to speak» [19] (его формы: speak – spoke – spoken, – ред.). По индексу частотности глагол разместился между первой 100 слов и первой тысячей среди всех слов английского языка.

Сноски:

[1] – (англ.) петь;

[2] – (англ.) ловить;

[3] – (англ.) учить;

[4] – (англ.) сохранять;

[5] – (англ.) писк;

[6] – (англ.) упрекать;

[7] – (англ.) произнесен;

[8] – (англ.) мечтать;

[9] – (англ.) рисовать;

[10] – (англ.) петь;

[11] – (англ.) быть;

[12] – (англ.) работать;

[13] – (англ.) закреплять;

[14] – (англ.) казнить;

[15] – (англ.) основывать;

[16] – (англ.) находить;

[17] – (англ.) положить;

[18] – (англ.) потерять, затерять, положить не в то место;

[19] – (англ.) говорит.

Литература

  1. Петроченков А. В. «400 неправильных глаголов английского языка»;
  2. Таблица неправильных глаголов английского языка;
  3. Тронский И. М. «Историческая грамматика латинского языка».