ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В РОССИИ

Ситникова Е.В.
Вятский государственный университет

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В РОССИИ

Аннотация

Современная экономическая модель предъявляет новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что выживаемость любой компании, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности ее продукции.

Ключевые слова: менеджмент, система, качество, опыт, становление СМК.

В современных условиях, как никогда ранее, потребитель отдает предпочтение товарам и услугам, наилучшим образом, отвечающим его пожеланиям и запросам.

Разрабатывая стратегии развития, любая компания, рассчитывающая на дальнейший рост и расширение рынка сбыта, не оставляет без внимания вопросы качества производимой продукции и предоставляемых услуг. В значительной степени конкурентоспособность предприятия в современной мировой экономике связана с качеством производимой продукции и обслуживания потребителей, себестоимостью, своевременностью создания и реализации на рынках товаров и услуг. Эти конкурентные преимущества в значительной степени зависят от того, по каким стандартам работает компания или организация и насколько эти стандарты соответствуют мировым.
Если продукция не выигрывает в цене, тогда она должна выигрывать в качестве – это один из важнейших лозунгов экономического успеха. Успешные предприятия, компании, организации, фирмы и даже индивидуальные предприниматели не позволяют вопросам качества зависеть от случайных обстоятельств, они приобретают и внедряют системы менеджмента качества и с их помощью развивают свой бизнес. Практические знания о принципах действия и возможностях таких систем совершенствуют деятельность любой компании и дают импульс к дальнейшему развитию.

В настоящее время, в связи с возрастанием сложности продукции, проблема обеспечения качества значительно обострилась. В связи с этим, интересны исторические аспекты становления системы менеджмента качества в нашей стране.
Российский опыт систем менеджмента качества положил свое начало в середине 50-х годов. Выпуск эффективной и высококачественной продукции позволяющий предприятию получить дополнительную прибыль, обеспечить самофинансирование производственного и социального развития, предопределил переход к системному подходу в управлении качеством продукции. В соответствии с этим, в отечественной практике управления качеством можно выделить 4 основных этапа.
1- й этап. В 1955 году машиностроители г. Саратова разработали и внедрили ряд мероприятий по обеспечению качества продукции, получившей название «Система бездефектного изготовления продукции и сдачи с первого предъявления» (БИП). Многолетний опыт применения системы показал, что она далеко не универсальна. Управление качеством продукции только с помощью одного показателя неэффективно.
2- й этап. В развитии работ по обеспечению качества продукции основным направлением стало усиление внимания к допроизводственным стадиям ее формирования – научные исследования, проектирование, создание опытных и серийных образцов продукции, технологическая подготовка производства. Такую задачу решила система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), созданная на предприятиях Горьковской области в 1958 г. В отличие от системы БИП в ней определяющими были показатели качества продукции.
3- й этап. Широкую известность среди систем управления качеством продукции получил а система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), разработанная на Ярославском моторном заводе. Эта система должна обеспечить комплексный подход к управлению качеством продукции на стадиях ее проектирования, изготовления и эксплуатации. В ее основе лежало планирование основных показателей качества продукции и управление этими показателями. Основным планируемым показателем был моторесурс двигателя. Увеличение моторесурса осуществлялось повышением надежности деталей и узлов. Внедрение НОРМ позволило значительно снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт двигателей.

4- й этап. Для более эффективного решения проблемы повышения качества стал необходим комплексный, системный подход, а его можно было осуществить лишь на основе усиления роли стандартизации и повышения качества технических устройств. Взаимодействие рассмотренных выше систем, их взаимообогащение и дополнение создали основу для разработки на предприятиях г. Львова комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП) на базе стандартов предприятий. Главная цель КС УКП — совершенствование организации производства для достижения высоких темпов улучшения качества выпускаемой продукции в интересах повышения эффективности общественного производства, наиболее полного удовлетворения потребностей населения, народного хозяйства, экспорта. КС УКП органически входит в систему управления производством и имеет многоуровневую организацию управления: объединение — предприятие — отдел — цех — участок — бригада.
КСУКП была рекомендована Советом Министров СССР к внедрению на промышленных предприятиях Союза. Одновременно 1976-1980 годы были объявлены в СССР пятилеткой качества.

В 70-80-х гг. специалисты Госстандарта СССР в сотрудничестве с различными министерствами и ведомствами изучали и выявляли общие принципы и методы в управлении качеством продукции. Результатом проведенных исследований было создание единых принципов построения Комплексной системы управления качеством продукции.
Цель данной системы — создание продукции, соответствующей мировым аналогам с учетом достижений науки и техники. Развивалось метрологическое обеспечение производства, многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества. Создавались группы качества, разрабатывались программы качества, вводились в программы обучения дисциплины по стандартизации и сертификации, проводилась совокупность технических, организационных, экономических, социальных мероприятий, регламентированных стандартами предприятия.

В 1978 году были разработаны и утверждены Госстандартом основные принципы

«Единой системы государственного управления качеством продукции».
При переходе к рыночным условиям исчезли директивные методы управления, появилась конкуренция товаропроизводителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции.
Советский этап истории развития управления качества был более логичен, и сделана попытка построить четкую вертикаль по отслеживанию качества продукции, вплоть до введения уголовной ответственности к нарушителям законодательство о качестве и стандартизации.
В 1982 г. СССР стал участником международных систем сертификаций. В те годы в стране была принята двухуровневая аттестация продукции, включающая первую и высшую категории качества. При этом продукция высшей категории отмечалась государственным Знаком качества. В период с 1986 по 1990 гг. в СССР существовала государственная приемка продукции.

На становление отечественной практики в области качества большое влияние оказывала система управления качеством европейских государств. Констатируется, что проникновение и распространение инновационного опыта западных моделей очевидно.
Вместе с тем, Россия накопила собственный богатейший опыт в этом направлении. Диффузия европейских инноваций в России происходила через общение российских инженеров, мастеров при освоении различных производственных процессов со своими европейскими партнерами в XVIII-XIX вв. XX и XXI столетия открыли этапы становления системы качества в России:
Первый этап (имперский) XVIII-XIX вв. Зарождение системы управления качеством в России и появление первых нормативных актов в области менеджмента качества. Указ Петра I от 15.01.1712 г. о требованиях к качеству оружия; Указ Петра I от 11.01.1723 г. о наказании за поставку некачественного оружия; Инструкция графа Шувалова для тульского оружейного завода; Положение о мерах и весах 1842 г.; Создание Главной палаты мер и весов 1893 г.; Положение о мерах и весах 1899 г.; Технические условия на проектирование и сооружение железных дорог 1889 г.; Единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для ж/д транспорта 1898 г. и др.
Второй этап (советский) 1917-1991 гг. Формирование управления качеством как самостоятельной области знаний. Выстроена четкая государственная система менеджмента качества, основанная на тотальной борьбе за качество выпускаемой продукции в рамках командно-административной системы с использованием мер карательного характера. Декрет СНК о введении Международной метрической системы мер и весов 1918 г.; Создание Комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны 1925 г.; Первый общесоюзный стандарт ОСТ 1. Пшеница, Селекционные сорта зерна. Номенклатура 1926 г.; Указ Президиума ВС СССР об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и несоблюдение обязательных стандартов предприятиями 1940 г.; 1950-е гг. распространение саратовской системы организации бездефектного изготовления продукции; Утверждение Госстандартом Единой системы государственного управления качеством продукции 1978 г. и др.
Третий этап 1991-2013 гг. В нашей стране сформировалась Государственная система стандартизации Российской Федерации. Сформировалось интегральное понимание качества как многоаспектной социально-экономической категории, распространяющейся на все сферы жизнедеятельности человека. 1993 г. принятие Федерального закона «О стандартизации»; ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения; ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов; ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий; ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения; ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общее требование к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. В России действуют три государственных стандарта: ГОСТ 40.9001-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»; ГОСТ 40.9002.-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»; ГОСТ 40.9003-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

В современной экономике конкурентоспособность фирмы зависит от качества менеджмента организации. Стабильное и успешное развитие зависит от отлаженной системы управления, которая должна отвечать мировым стандартам. Особую актуальность проблемам качества придает членство России во Всемирной торговой организации и появления конкуренции со стороны иностранных компаний.

Литература:

  1. Мельников, В.Г. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения / В.Г. Мельников, Л.С. Казанов. — М.: Высшая школа, 1978
  2. Винарик В.А. Мотивирующие факторы и эффекты внедрения системы менеджмента качества (на примере предприятий России и стран с переходной экономикой): дисс. … канд. экономических наук. – Москва, 2014.
  3. Горбунов А.В. Проблемы менеджмента качества в России // Менеджмент сегодня. – 2007. — № 04(40).
  4. Ведомости ВС СССР. — 1940. — № 23.
  5. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. VII. 1723- 1727.- СПб., 1830