ИСТОРИЯ СЕРБИИ И ЧЕРНОГОРИИ В КОНЦЕ XX ВЕКА

Бирюков И.В.
Студент магистратуры Института истории, Санкт-Петербургский государственный университет

ИСТОРИЯ СЕРБИИ И ЧЕРНОГОРИИ В КОНЦЕ XX ВЕКА

Аннотация

В статье рассматривается история Сербии и Черногории в 1990-х годах. Эти две страны, единственные из югославских республик образовали новый союз – Союзную Республику Югославию. Цель статьи – провести анализ произошедших событий в Сербии и Черногории в вышеуказанном временном периоде. Особое внимание уделено проблематике этнических конфликтов.

Ключевые слова: Сербия, Черногория, этнические конфликты.
Keywords: Serbia, Montenegro, ethnic conflicts.

В начале девяностых годов после выхода четырёх республик из СФРЮ, Сербия и Черногория образовали Союзную Республику Югославию (далее СРЮ). Сербия – бывшая «центральная» республика Югославии. Столицей Югославии был Белград, являющийся также и столицей Сербии.

Сербия — единственная бывшая югославская республика, имевшая два автономных края – Косово и Воеводину. По данным переписи населения 1991 года (на всей территории Сербии) сербы составляли – 65,92%, албанцы – 17,12 %, венгры – 3,52%, югославы (смешанное население) – 3,31%, бошняки (славяне-мусульмане) – 2,52%, цыгане – 1,43%, черногорцы – 1,42%, хорваты – 1,08%. Таким образом, Сербия – являлась многонациональным и государством. Крупнейшие национальные меньшинства – албанцы и венгры. Культура этих народов значительно отличается от сербской. Венгры являются католиками, албанцы – мусульманами. Албанцы составляли большинство в крае Косово (в 1991 году – албанцы – 81,6%, сербы – около 10%), а также в Прешевской долине в Центральной Сербии. Венгры составляли значительную долю населения в Воеводине, составляли большинство на севере края. Оба автономных края в СФРЮ имели с 1974 года высокий статус и имели делегата в Президиуме СФРЮ с правом вето.

В нашем исследовании мы рассмотрим взаимоотношения сербов с крупнейшими национальными меньшинствами. К началу девяностых годов XX века сербско-венгерские отношения носили довольно умеренный характер, противоречий не возникало. Все права меньшинств в отношении венгров были закреплены институционально: право на сохранение своей культуры и использование языка, представительство в органах власти.

Перейдём к так называемому «албанскому вопросу». Под ним понимается проблема разделения албанского этноса границами разных государств. Данная проблема была актуальной и в девяностые годы XX века. Выдвинутый албанскими националистами план по построению «Великой Албании» угрожал территориальной целостности сразу нескольких государств. Предпосылки сербско-албанского конфликта можно также найти в событиях Второй мировой войны, в отношении сербов были отмечены этнические чистки [3, с. 386].

Эскалация этнополитического конфликта в девяностые годы связана как с просчётами сербского (югославского) руководства, так и с устойчивым стремлением албанцев к отделению от Сербии. Ещё в конце 60-х годов были отмечены протесты в Косово, на которых протестующие требовали повысить статус края до полноправной республики в составе СФРЮ. Непосредственным ответом центральной власти к недовольству албанцев в начале 90-х годов стало принятие новой Конституции Сербии, в которой степень автономии Косово был понижен. В крае прошли акции общегражданского неповиновения [1, с. 657-658]. Всё больше стали звучать призывы к отделению края. Был проведён референдум о независимости, прошли выборы президента и парламента. Сербы, черногорцы, цыгане стали подвергаться дискриминации, в результате чего многие из них бежали.

Противостояние приняло вооружённый характер столкновения между Вооружёнными силами и полицией СРЮ с одной стороны и ОАК с другой. Конфликт был назван Косовской войной. К октябрю 1998 албанские вооружённые формирования были оттеснены к границе с Албанией [1, с. 662]. С этого периода отмечается активное вмешательство международных организаций в решение косовского вопроса.

В 2007 году был представлен «план Ахтисаари» [2, с. 191]. Он предполагал независимость Косово под надзором международного сообщества. До 2008 года Косово формально оставалось в составе Сербии, хотя и не контролировалось ею. В 2008 году парламент Косова в одностороннем порядке провозгласил независимость края. Так возникло новое государство – Республика Косово (не является членом ООН). Несмотря на давление НАТО Сербия не признаёт независимость Косово. Решение о вводе контингента войск и дальнейшая «независимость» Косово не решили всех проблем. По данным 2011 года в Косове проживало 92% албанцев и только 4% сербов. Является актуальной проблема Северного

Косова, где абсолютное большинство населения составляют сербы. Это район не контролируется не властями Сербии, не властями Косово. На сегодняшний момент международные организации продолжают следить за ситуацией в Косово через институт Международного гражданского представителя, имеющего широкие полномочия по воздействию на власти государства. Мандат этого органа действует до тех пор, пока полностью не будет урегулирована ситуация в государстве.

Этнополитический конфликт между сербами и албанцами в Косове был решён посредством вмешательства других государств, прежде всего НАТО. Албанцы смогли выполнить свою цель – построить в Косове «своё» албанское государство без сербов. Всё это не принесло мира в отношения между народами. Сербско-албанские межэтнические отношения на сегодняшний момент остаются напряжёнными.

Черногория – самая маленькая бывшая югославская республика по населению (даже меньше, чем в Косово или Воеводине) и территории, своеобразная «приморская Сербия». В XIX веке Черногория, первое из балканских государств, получило независимость от Османской империи. В 1918 году вошла в объединённое югославянское государство. В ходе Второй мировой войны территория Черногории была оккупирована.

После войны она стала одной из шести югославских республик. До 2006 года Черногория находилась в одном государстве с Сербией. В 2006 году прошёл референдум о независимости, на котором большинство высказалось за независимость государства, в том же году Черногория была принята в ООН. С определённой точки зрения можно считать независимую Черногорию – формой сербской государственности [2, с. 205].

Рассмотрение этнической ситуации в Черногории на основе переписей населения отличается значительной сложностью. Сербы и черногорцы являются очень близкими народами с фактически идентичной культурой и единым языком. Идентификация черногорцев/сербов в Черногории чрезвычайна динамична и зависит от многих факторов. В 2003 году этническая картина резко изменилась: 43%/32% (в 2011 — 45%/29%). Соответственно, о взаимоотношениях этих народов говорить не совсем корректно, как и рассматривать сербов как национальное меньшинство. В Черногории налицо кризис идентичности, обострившийся с распадом Югославии.

Крупнейшие национальные меньшинства Черногории – бошняки и албанцы, обе эти группы являются мусульманами. В государстве действует Союз исламских общин – организация, осуществляющая просветительскую и культурную деятельность. Этнополитических конфликтов в государстве не отмечено. В Конституции Черногории 2006 года ни один народ не упомянут как государствообразующий [1, с. 212]. Также в Основном законе указывается, что сербский, боснийский, албанский и хорватский могут быть в официальном употреблении. Этнические меньшинства имеют представительство в парламенте страны. В целом, межэтническую и межрелигиозную ситуацию в Черногории можно охарактеризовать как стабильную [2, с. 210].

Таким образом, в данной статье была рассмотрена история Сербии и Черногории в конце XX века.

Литература:

  1. Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000). — М.: Русское право, 2001. – 720 с.
  2. Пономарёва Е.Г. Новые государства на Балканах: монография. — М.: МГИМО — Университет, 2010. – 252 с.
  3. Югославия в XX веке: очерки политической истории / под общ. ред. К. В. Никифорова (отв. ред.), А. И. Филимонова, А. Л. Шемякина и др. — М.: Индрик, 2011. – 888 с.