Лебедь К.А.
Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, Институт государства и права РАН
К ВОПРОСУ О ЦИФРОВИЗАЦИИ СУДЕБНЫХ АКТОВ
Аннотация
В настоящей статье освещаются некоторые вопросы внедрения и использования новых (цифровых) технологий в судопроизводстве. Поскольку важнейшим судебным актом является решение суда, то исследование применяемых технологий при вынесении судебных решений представляется актуальным.
Ключевые слова: цифровизация, решение суда, суд, гражданский процесс, арбитражный процесс, административное судопроизводство, уголовный процесс
Keywords: digitalization, court decision, court judgment, court, civil procedure, arbitrazh procedure, administrative procedure, criminal procedure
Вопросы цифровизации (англ. – digitalization) или оцифровки (англ. – digitization) приобретают особую актуальность в настоящее время. Трудно назвать сферу деятельности, в которой так или иначе не произошло или не происходит развитие технологий в форме перехода «на цифру».
Сферу правоведения (в широком смысле) также не могла не затронуть цифровизация. При этом цифровизация права приобретает свою специфику, по сравнению с цифровизацией иных сфер – экономики, например. Экономическая сфера деятельности вообще оказалась, пожалуй, наиболее восприимчивой к получению и реализации новых технологий. Создание информационных (цифровых, автоматизированны) средств коснулось многих отдельных сфер предпринимательской деятельности. Создана, например, единая информационная система в сфере закупок [1, 319].
Важнейшей неотъемлемой частью правовой сферы является регулирование отношений по защите прав граждан и организаций, осуществление правосудия, судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Суды, наравне с другими органами государственной власти, всё чаще и больше преобразуют информацию, получаемую от участвующих в деле лиц, в цифровую форму. Преобразование судебных актов в цифровой вид позволяет не только надежно сохранить их, но и облегчает работу с ними в дальнейшем – опубликование, изучение участвующими в деле лицами, использование в случае обжалования и т.д. Иными словами, цифровизация судебных актов, судебных действий значительно повышает эффективность судопроизводства.
Можно сделать вывод, что цифровизация судебных решений (и процессуальных действий участников процесса) представляет одно из актуальных направлений развития судопроизводства, основанное на переходе к цифровому формату представления информации. Использование цифрового формата направлено на повышение эффективности судопроизводства, усиление гарантий защиты прав граждан.
Что же сделано для того, чтобы в настоящее время граждане могли свободно ознакомиться с судебными актами на судебных сайтах, а участники судебного процесса работать с выложенными на таких сайтах процессуальными документами? Какие условия созданы для внедрения новых технологий, обеспечивающих цифровизацию судебных процессуальных действий?
Прежде всего, следует констатировать о решении в целом задачи создания правовых основ для обеспечения доступа граждан к овладению судебной информацией. Принят ряд законов и подзаконных нормативных актов, внесены изменения в существующие нормативные правовые акты.
Среди важных законов следует указать: Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ; Федеральный закон от 28.06.2010 № 123-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 федерального закона «О персональных данных» и статью 15 федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»; Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г.
№ 98-ФЗ; Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ; Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ; Федеральный закон «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ; Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ; Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ; Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ; Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ; Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ; Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ.
Если говорить об удовлетворении государством потребностей граждан в предоставлении им официальной информации по рассматриваемым судами делам, то
наиболее известными интернет-ресурсами, обеспечивающими информационную и технологическую поддержку, являются Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС Правосудие) и интернет-портал
«Федеральные арбитражные суды Российской Федерации».
Целями создания ГАС Правосудие являются:
- поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества оформляемых судебных документов;
- сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи;
- повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации;
- повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний;
- повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел;
- обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента;
- обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике;
- обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории;
- повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом РФ, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов РФ;
- повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;
- повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент;
- повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента;
- создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
- повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России;
- обеспечение вхождения в информационное пространство органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями – Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями [2, 1].
Хотелось бы отметить, что вопросы внедрения новых технологий давно обсуждаются и решаются в сфере российского правового поля. Увеличивается автоматизация и становится более объёмной информатизация судебной системы. Так, Советом судей Российской Федерации значительное время назад принято постановление
от 11 апреля 2002 г. № 75 «Об информатизации судов», которым утверждена Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента [3, 1].
Вместе с тем, несмотря на проделанную огромную и, в общем, полезную работу по внедрению и использованию в судопроизводстве новых технологий, многие актуальные вопросы не получили своего разрешения на практике.
Так, для подачи жалобы на решение (определение) в суд проверочной инстанции необходимо приложить (указать на) судебные акты, которые обжалуются (например, п.5 ч.1 ст.378 ГПК РФ). Данное положение может быть истолковано судами как обязанность заявителя жалобы заверить распечатанный судебный акт в соответствующем суде, для чего необходимо специально съездить в суд первой инстанции. В эпоху активной цифровизации и информатизации вызывает удивление то, что, несмотря на наличие технической возможности сохранять в цифровом (электронном) виде судебные акты, сторону заставляют совершать ненужные процессуальные действия, под страхом оставления заявления без движения. Не означает ли это создание препятствий гражданам на пути защиты их прав?
Другой пример. Несмотря на то, что развитие технологий вполне позволяет извещать граждан и организации путём отправки электронных извещений, до сих пор используются устаревшие заказные письма с уведомлениями, отправляемые через Почту России. Думается, что отказ от использования имеющихся электронных средств связи не способствует решению проблемы чрезмерной загруженности судей и аппарата судов. Как справедливо указывает И.Н. Лукьянова, «если бы ГАС «Правосудие» позволяла формировать в электронном виде повестки автоматически на дату назначенного судебного заседания, проблема надлежащего объема информации в повестке была бы решена, освободилось бы значительное время сотрудников аппарата суда, сократилось бы количество отложенных судебных заседаний» [4, 165].
Представляется, что в настоящее время имеется техническая возможность сохранять в цифровом виде все процессуальные документы и использовать их на всех возможных стадиях судебного процесса. Также логично отражать в цифровом (электронном) виде совершённые участниками судебного процесса процессуальные действия. Иной подход противоречил бы целям повышения эффективности деятельности судебной власти и созданию оптимального материально-технического обеспечения судебной системы в Российской Федерации.
Литература:
- Предпринимательское право в XXI веке: истоки и перспективы: монография / Под ред. С.С. Занковского, Н.И. Михайлова. М.: Проспект, 2018 (автор главы – Н.И. Соловяненко).
- Портал технической поддержки ГАС РФ «Правосудие» // URL: https://techportal.sudrf.ru/index.php?id=235
- Документ не опубликован. Источник: СПС «КонсультантПлюс».
- Лукьянова И.Н. Извещение сторон как фактор правовой определённости в гражданском процессе / Осуществление гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции и арбитражными (хозяйственными) судами в России и других странах СНГ. Материалы международной научно-практической конференции. г. Москва, 22-23 ноября 2012 г. / Под ред. проф. Т.Е. Абовой. М.: Проспект, 2014.