К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Новикова О.М.

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF SPEECH ACTIVITY IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF ACQUAINTANCE WITH THE WORLD

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования речевой активности у дошкольников, где автор указывает на необходимость ознакомления с окружающим миром  посредством наблюдения и бесед. Предложенные методы и средства обучения представляют особый интерес для детей, активизируют познавательные процессы, способствуют развитию речи.

Summary

The article is devoted to the problem of formation of speech activity in preschool children, where the author points to the need to get acquainted with the world through observation and conversations. The proposed methods and means of teaching are of particular interest to children, activate cognitive processes, contribute to the development of speech.

Ключевые слова: речевая активность, природа, развитие речи, окружающий мир, наблюдение, беседа

Keywords: speech activity, nature, speech development, the world, observation, conversation

Научный руководитель: Яковлева И.В.

старший преподаватель ЕГУ им.И.А.Бунина

 

Развитие речевой активности дошкольников — актуальная проблема методики развития речи. Развитие речевой активности дошкольников должно быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с которой он может сталкиваться каждый день. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить.

Ребенок приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет, по-своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с той живой «игрушкой», которая ползает рядом, порхает поблизости, ласкается к нему. К. Д. Ушинский утверждал, что неоценимо значение родной природы как средства развития речи и воспитания любви к Родине. Он писал, что природа — один из могущественных факторов (агентов) воспитания и развития человека. И самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Природа — это мир, который начинают познавать с детства. А для этого важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно то [1, с. 69]. По мнению А. М. Прохорова окружающий мир это обычно рассматривается как часть среды, непосредственно окружающей некоторую живую систему (человека, животного и т. д.) и состоящей из объектов живой и неживой природы [3, с. 52].

Для развития речевой активности по средствам ознакомления с окружающим миром используются различные методы и средства. Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру [2]. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя. Наблюдение специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы [2].

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы [3]. Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию. Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным.

Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач речевого развития [3].

Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями:

  • для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, просмотром, кинофильма и т. д.);
  • для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе. В каждой беседе решается задача развития речи детей.

В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные (или предварительные), эвристические и итоговые. Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т.д. [4]. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений [4]. Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний [46]. Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Иллюстративно-наглядного материала не следует подбирать много. Цель его использования — оживить впечатления детей помочь им припомнить известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения [3]. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, воспитанию у детей материалистического мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Таким образом, в процессе формирования речевой активности учитывается сила воздействия природы на чувственно-эмоциональную сферу личности и способность живой природы вызывать живой отклик и вырабатывать в человеке глубокие нравственно-эстетические ценности. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития речи дошкольника.

Литература

  1. Веракса Н.Е. Развитие ребёнка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  2. Немов М.А. Психология: учебное пособие для ВУЗов/ М.А. Немов; 3-е изд. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  3. Окружающая среда // Российский энциклопедический словарь / глав.ред. А. М. Прохоров. — М.: «Большая российская энциклопедия», 2005.
  4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.А. Стародубова. – 2-е издание, испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.