К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зудаева В.В.
Старший преподаватель кафедры иностранных языков и культуры речи, Восточно-Сибирский институт МВД России

К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы конституционно-правового регулирования и защиты социальных прав граждан РФ. Анализируются основные проблемы регулирования системы социального обеспечения РФ.

Ключевые слова: Конституция, конституционно-правовое регулирование, государство, социальные права.
Key words: Constitution, constitutional and legal regulation, state, social rights.

Известно, что основные права и свободы граждан, равно как и принципы их реализации, защиты, регламентируются конституционным законодательством. К таким, регламентированным конституционным законодательством правам, относятся право на социальную защиту, социальное обеспечение. Следует отметить, что Основной закон Российской Федерации включает большое количество правовых норм, которые бы прямо или опосредованно включали, подразумевали характер социальной обеспеченности, социальных гарантий. Наряду с этим, на сегодняшний день, действующая Конституция Российской Федерации не предоставляет возможности получить представления о понятиях «социальная защита» и «социальная обеспеченность», наряду с тем как не представляется возможности получить представления о содержании указанных понятий [1].
Автор считает, что по данному вопросу затруднения содержатся в самой Конституции Российской Федерации, где регламентация социальной защиты и ее обеспечении регламентируются во многих статьях по всему Основному закону. Наряду с указанным, с точки зрения юридической техники не ясно содержание понятий
«социальная защита» и «социальное обеспечение».

Вопросам конституционно-правового регулирования и защиты социальных прав граждан Российской Федерации уделялось и уделяется большое внимание в юридической науке. Например, в научных источниках прослеживается оживленная дискуссия касаемо современных проблем конституционно-правового регулирования социальных вопросов в государстве. Дискуссионная оживленность объясняется тем, что имеют место различия в основополагающих подходах касаемо выделения как признаков, так и должного качества гарантий со стороны социального государства. Также дискуссионность вызвана с различными проблемами регулирования социальных отношений в российском обществе, плюрализмом трактовок терминологических терминов, которые используются в правоотношениях осложненных социальным аспектом.
Некоторые учные, например, Н.С. Бондарь, уверен в том, что Конституция Российской Федерации предоставляет возможность как выявить так и проследить закономерность связей конституционно-правовых институтов в рамках социальной защиты, обеспеченности своих граждан [2]. Концептуальный подход в регулировании социальных прав граждан, прежде всего, должен подразумевать, включать мононормативную модель гарантированных социальных прав наравне с вопросами их регулирования и защиты.
В свою очередь, П.К. Гончаров, исследуя проблематику становления и функционирования социального государства, занимает позицию, согласно которой в Российской Федерации процесс построения социального государства ещё не завершен [3]. Существующие в настоящее время проблемы конституционно-правового регулирования социального сектора наряду с проблематикой защиты социальных прав, уровень, границы правового регулирования социальных отношений, вопросы социальной защищѐнности, возможность непосредственного применения норм Конституции Российской Федерации в рамках социальной защиты, также вопросы обязательств государства перед обществом в социальной сфере продолжают оставаться как дискуссионными, так и спорными.

Следует принять во внимание, что основам социальной защиты, регламентированных Конституцией Российской Федерации как базовые, присущи некоторые особенности. Существующие конституционные основы выступают в роли ориентира легитимности деятельности государства в социальной сфере, позволяют структурировать и ориентировать все направления социальной защиты на конкретного гражданина. Также в этих основах подлежат закреплению гарантии государства в направлении социальном.
Государство, являющееся социальным, не только должно законодательно регламентировать социально обеспечивающий сектор, а также должно обеспечить возможность должной реализации таких гарантий субъектами правоотношений. Такая деятельность должна быть направлена в целях реализации таких обязанностей государства как: охрана труда, здоровья человека, установление актуального минимального размера оплаты труда, оказание поддержку семьям, качественная защита институтов материнства, отцовства, детства, поддержка пожилых граждан и инвалидов. Также представляется крайне важным развивать и совершенствовать систему социальных служб, устанавливать актуальные государственные пенсии, пособия.

Современное законодательство Российской Федерации, к сожалению, не принимает в должное внимание, юридическую науку, в связи с чем действующие нормативные акты, документы социальной сферы не лишены пробельности и противоречивости. Также по этой причине является весьма затруднительной реализация социальных прав и существующая судебная практика тому подтверждение.
Непростым в настоящее время остаться вопрос защиты от безработицы. Экономический кризис предопределил большое сокращение работающих граждан в различных сферах деятельности, в различных организациях, предприятиях, учреждениях различных форм собственности. Наименьшее количество сокращений работающего персонала за период с 2009 года по настоящее время прослеживается в природо-ресурсной сфере, а также в пищевой индустрии.
В данном направлении участие государства очень актуально. Актуальность данного обусловлена необходимостью поддержания социального баланса, который поддерживается посредством реализации таких методов как: в сфере социальной – качественным обеспечением равенства прав в социальной сфере, проводимой политикой, направленной на поддержание социальной стабильности, скорейшее устранение резкого контраста в доходах, сравнивание уровня жизни в государстве, логичность и оправданность доходов различных социальных групп; в сфере политической – в распространении демократических идей, системы действенных механизмов обеспечения и реализации социально-демократических прав граждан, способствование распространению механизма оказания влияния граждан на проводимую политику.
Весьма проблематичным также остатся вопрос регулирования механизма защиты отцовства, детства, материнства. За последние годы принималось немалое количество нормативных документов касаемо защиты отцовства, детства, материнства. Вместе с тем, законодательство Российской Федерации в данной сфере не является системным, констатируется факт того, что прослеживается в данном направлении разобщение актов в различных отраслях права.

Например, Трудовой кодекс Российской Федерации регламентирует гарантии и льготы по защите детства и материнства. Вместе с тем, некоторым положениям Трудового кодекса Российской Федерации в данном направлении свойственна противоречивость. В статье 259 Кодекса Гарантии предоставляются отцам и матерям, которые воспитывают без супруга или супруги детей в возрасте до пяти лет. В качестве условий при которых действуют гарантии, регламентированы брачные отношения, а не семейные, поэтому имеет место «наложение понятий» «супруги» и «родители ребнка» друг на друга. По данному вопросу В.А. Малышев отмечает, что подлежат регулированию отношения с лицами, у которых имеются семейные обязанности, а упоминание супруга родителя ребнка вводит в заблуждение. Данное подтверждается и тем, что в статье 264 ТК РФ отмечаются отцы, которые воспитывают детей без матери [4].

Стоит отметить большое значение введение и распространение права на получение материнского капитала. Вместе с тем, продолжают возникать вопросы по срокам его получения, прежде всего, по целям расходования материнского капитала.
Касаемо законодательной регламентации государственных пособий на детей в современной Российской Федерации отмечается высокая пробельность и противоречивость [5]. Это подтверждается тем, что существующая целая система детских пособий не отвечает, к сожалению, реалиям современной жизни. Настоящее имеет место по причине отсутствия в законодательстве термина «кровная семья», «семья усыновителей», что в конечном итоге может привести к ограничению прав некоторых граждан, причм таких граждан, которые занимаются как содержанием так и воспитанием детей.

Принимая во внимание отсутствие возможности в рамках статьи рассмотреть в полном объеме всю проблематику конституционно-правового регулирования и защиты социальных прав граждан Российской Федерации, следует отметить, что в Российской Федерации проблема реализации норм конституции по социальной защите граждан существует [6]. Нормы Конституций Российской Федерации имеют прямое действие, что уже означает отсутствие надобности наличия дополнительной их законодательной регламентации. Но по причине того, что нормы Конституции о социальных правах, зачастую, общие, поэтому они не могут иметь прямого действия. В некоторых случаях норма Конституции предусматривает необходимость принять соответствующий федеральный закон по тому или иному правоотношению.
Произведя анализ законодательства Российской Федерации в сфере регулирования социальных прав, автор отмечает, что продолжают прослеживаться законодательные пробелы и коллизии в данном направлении. Устранить такие пробелы и коллизии представляется возможным посредством разработки и принятия новых законодательных положений, законов, а также посредством внесения поправок в действующее законодательство.

Литература:

  1. Гвоздева О.М. Методы управленческой деятельности в обеспечении конституционных социально-экономических прав граждан Российской Федерации / О.М. Гвоздева // Вестник Омской юридической академии. – 2017. — № 1. – С. 15-18.
  2. Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе / Н.С. Бондарь. Ростов н/Д: изд-во Рост. Ун-та. – 1996. – С. 73.
  3. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы/ П.К. Гончаров // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Политология». – 2011.- № 2. – С. 58-66.
  4. Малышев В.А. Системный анализ законодательства в области охраны защиты материнства и детства / В.А. Малышев // Социальное и пенсионное право. – 2009. — № 2. – С. 86-97.
  5. Ударцев С.Ф. Экономический кризис и защита социально-экономических прав граждан: международный опыт / С.Ф. Ударцев // Российский юридический журнал. – 2016. — № 4. – С. 31-42.
  6. Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения / А.Ю. Гусев // Журнал российского права. – 2016. — № 7. – С. 43-52.