Гусаренко Я.Р., Шумский А.А.
Дальневосточный Федеральный университет
К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ НЕЗАВИСИМОЙ ГАРАНТИИ. РАЗГРАНИЧЕНИЕ С ИНЫМИ ВИДАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Аннотация
В процессе развития общественных отношений меняются различные отрасли права, в том числе и гражданское законодательство, которое, в свою очередь, требует своего совершенствования. Институт независимой гарантии занял важное место среди способов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных российским законодательством, получив широкое распространение, особенно в области обеспечения исполнения государственных заказов. Зародившись на уровне международных правоотношений, гарантия продолжает свое развитие в национальном праве России и на сегодняшний день.
Ключевые слова: независимая гарантия, гарант, принципал, бенефициар, нормативное регулирование.
Keywords: independent guarantee, guarantor, principal, beneficiary, normative regulation.
По независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства (ч. 1 ст. 368 ГК) [2;368]. Независимая гарантия является весьма эффективным способом обеспечения обязательств именно в силу ее независимости, а также специфики субъектного состава.
В отношениях, возникающих по поводу гарантии, участвуют три субъекта:
- гарант. Им может быть банк или иное кредитное учреждение (они могут выдавать независимые гарантии; это вид независимой гарантии, подчиненный всем правилам о ней). Независимая гарантия может выдаваться также другими коммерческими организациями. Если независимая гарантия выдана некоммерческой организацией, то нормы о гарантии на соответствующие отношения не распространяются, к ним применяются правила о поручительстве;
- принципал. Им является лицо, которое в каком-либо обязательстве (кредитном, из договора купли-продажи, аренды, подряда и т.п.) выступает в качестве должника;
- бенефициар. Им является кредитор принципала, который получает от гаранта письменное обязательство уплатить в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении письменного требования о ее уплате [2;368].
Принципалами и бенефициарами могут быть любые субъекты гражданского права.
Нужно отметить, что этот аспект регулирования по независимой гарантии, как вида независимой гарантии присущ не только для России. Законодательство, представляющее собой источники правового регулирования института независимой гарантии, можно разделить на две группы: международное и национальное. Конституцией Российской Федерации устанавливается приоритет норм международного права перед национальным законодательством, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [1;8]. В связи с этим рассмотрение вопроса о нормативно-правовом регулировании института независимой гарантии целесообразно начать с анализа международных правовых актов.
В Российской Федерации ратифицированы Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 года. Данный документ явился первым правовым актом, который в определенной мере систематизировал существующие в коммерческой и финансовой практике обычаи, касающиеся регулирования отношений по независимой гарантии.
В ч. 1 ст. 1 Унифицированных правил по договорным гарантиям установлено, что применение Правил является факультативным, они будут применяться только в том случае, если стороны по внешнеторговой сделке согласятся на подчинение конкретной гарантии этим правилам и в самой гарантии будет сделана специальная оговорка, о которой говорится в пункте 1 статьи 1. Отсюда следует сделать вывод, что правила подлежат применению к конкретной гарантии лишь при наличии прямого указания на то в ней самой. Важно отметить, что в данном международно-правовом акте отсутствует упоминание о контргарантиях (документ, благодаря которому финансовое учреждение принципала поручает иной банковской организации (контргаранту) выпустить независимую гарантию по просьбе принципала в пользу заказчика (бенефициара)), что является существенным упущением в условиях применения Правил в международных правоотношениях[3;52].
Следующим документом, которым были учтены недоработки, имевшиеся в Правилах 1978 года, стали Унифицированные правила для гарантий по требованию, опубликованные Международной торговой палатой и вступившие в силу в 1992 году.
Именно Унифицированные правила 1992 года впервые закрепили принцип независимости гарантии от основного обязательства, имеющий на сегодняшний день особое значение в российском праве. Помимо этого, существенным нововведение, содержащимся в Правилах, стала безотзывность гарантии, категорично закрепляемая в тексте рассматриваемого правового акта. Правила 1992 года так же применяются к отношениям, возникающим по гарантии, при наличии указания на то в тексте самой гарантии. Текстом Правил определяются обязательные условия, которые должны в обязательном порядке указываться в гарантии. Кроме того, был установлен порядок предъявления требования об уплате гарантийной суммы, согласно которому представляемые гаранту вместе с данным требованием документы проверяются им лишь на соответствие условиям гарантии по внешним признакам [4;63].
Говоря о российском законодательстве, следует отметить, что данный способ обеспечения наиболее полно регулируется Гражданским кодексом. Именно ГК РФ можно назвать основным источником права, регулирующим независимую гарантию как способ обеспечения исполнения обязательств.
Конкретного понятия независимой гарантии ГК РФ не устанавливает, лишь давая определение и раскрывая еѐ сущность, как указано в параграфе 1.1 ч. 1 ст. 368 ГК РФ, что является существенным упущением законодателя [2;368].
Стоит отметить, что другим упущением является неограниченный круг субъектов, которые могут выступать гарантами в данных отношениях, законодатель не предъявляет к ним каких-либо особых требований. Если гарантом выступает банк и иное кредитное учреждение, то речь идѐт об организации, прошедшей процедуру лицензирования. Однако, в связи с Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ право выдавать независимые гарантии получили также другие коммерческие организации, требования к которым законодатель не оговаривает [5;47]. Таким образом, вопрос отбора организаций, выступающих в качестве гаранта, относится к компетенции принципала и нормами права никак не регулируется.
В соответствии с вышеизложенным видится необходимым совершенствование норм российского права в области регулирования независимой гарантии, а именно, введение в Гражданский кодекс единого четко сформулированного определения данного института и конкретизация субъектов, выступающих в качестве гаранта.
Касательно общих правил применения законодательных положений, регламентирующих обеспечение исполнение обязательств, ГК РФ не устанавливает каких-либо ограничений по применению к той или иной сделке независимой гарантии. Иными словами, независимая гарантия может служить обеспечением по любой сделке, если специальный закон, регулирующий узконаправленные правоотношения, не устанавливает иное. И это ключевое отличие независимой гарантии от других видов обеспечения. То есть в отличие от некоторых других инструментов обеспечения обязательств, независимая гарантия не имеет какой-то специфической сферы применения [8;38].
В качестве примера рассмотрим отличие независимой гарантии от поручительства и обеспечительного платежа.
Независимая гарантия и поручительство. Первое разграничение, которое можно провести между данными способами обеспечения исполнения обязательств — субъектный состав. Как известно, по независимой гарантии в качестве гаранта выступает банки, иные кредитные учреждения, а с 8 марта 2015 года ещѐ и коммерческие организации, в то время как поручителем может быть любое лицо. Также, стоит отметить, что гарантийные обязательства банка и иной коммерческой организации не зависят от обязательств принципала перед бенефициаром. В этой связи получение гарантий от банка для выполнения своих обязательств связано с дополнительными затратами, ведь банк за свои услуги берет процент от стоимости контракта. Некоторые банки оговаривают фиксированную сумму. В то время как поручитель, являясь стороной по договору, обычно не получает вознаграждения за свое участие. Поручитель, ставя свою подпись в договоре, получает такие же права и обязанности, как и должник, то есть так же может оспаривать требования. Если меняются условия договора, меняются и условия поручительства – это еще одно отличие поручительства от независимой гарантии [7;55].
Если сравнивать независимую гарантию с обеспечительным платежом, то гарантия (особенно гарантия, выдаваемая банками) является более затратным способом с точки зрения времени и средств для должника. При этом, я полагаю крайне вероятным, что банки и иные кредитные учреждения продолжат взимать плату за предоставление выдаваемых ими гарантий, что свидетельствует о дороговизне этого способа обеспечения исполнения обязательств. Стоит отметить, что, исходя из смысла ч. 1 ст. 381.1 ГК РФ [2;381], обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем, в то время как независимая гарантия возникает на основании обязательства, которое уже существует [6;49].
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что независимая гарантия является прогрессивным способом обеспечения исполнения обязательств. Однако стоит учитывать, что независимая гарантия является более затратным способом с точки зрения времени и средств для должника, в сравнении с поручительством, но главное преимущество гарантии заключается в том, что она независима от основного обязательства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М., 2019.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32 (часть I). Ст. 3301; 2019. N 392.
Ст. 3102. - Унифицированные правила по договорным гарантиям № 325 от 20 июня 1978 г. М., 1985.
- Унифицированные правила для гарантий по первому требованию № 458 от 1 октября 1992 г. М., 1992.
- О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации: федер. закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 09.03.2015, N 10, ст. 1412.
- Ершов, О.Г. Обеспечительный платеж и смежные юридические конструкции / О.Г. Ершов // Вестник Омской юридической академии. 2016. № 1. С. 49.
- Поваров, Ю.С. Существенные и иные условия банковской (независимой) гарантии / Ю.С. Поваров // Юридический вестник Самарского университета. 2015. № 1. С. 55.
- Руденко, Е.Ю. Обеспечение исполнения обязательства посредством гарантии: от банковской к независимой / Е.Ю. Руденко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 1. С. 38.