Кирилина Д.О.
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЙ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Kirilina D.O.
Bunin Yelets State University
TO THE QUESTION ABOUT THE PROBLEM OF VIOLATIONS OF SEMINAL PERCEPTION OF VERBAL SPEECHES IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH ONR
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с ОНР. Обоснована и раскрыта важность преодоления данного нарушения, перечислены педагогические условия коррекционной работы.
Summary
The article is devoted to the study of the problem of violations of the semantic perception of speech expressions in younger schoolchildren with ONR. The importance of overcoming this violation is substantiated and disclosed, the pedagogical conditions for remedial work are listed.
Ключевые слова: речь, смысловое восприятие, речевое высказывание, общее недоразвитие речи, младшие школьники
Key words: speech, semantic perception, speech utterance, general underdevelopment of speech, younger schoolchildren.
Научный руководитель: Яковлева И.В.
старший преподаватель ЕГУ им.И.А.Бунина
Согласно анализу современных исследований среди детей младшего школьного возраста наблюдается значительный рост речевой патологии. Наиболее распространенным речевым расстройством является общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи это сложная система речевого нарушения, при которой страдают все компоненты речевой системы, относящиеся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. В условиях современного образования речевое развитие рассматривается как основа обучения и развития детей. Овладение навыками смыслового восприятия речевого высказывания способствует развитию устной и письменной речи, что в дальнейшем приводит к продуктивному обучению школьников.
По мнению исследователей Т. А. Алтуховой, С. Ю. Горбуновой, Г.В.Бабиной, В.К.Воробьевой, В.В. Воронковой, Т. М. Дридзе в основе смыслового компонента высказывания речи находится максимальная точность понимания содержания текста, и практическое осмысление информации. Формирование способности к смысловому восприятию речевого высказывания развивает аналитическое, интерпретирующее и критическое мышление у школьников.
В условиях современного общества данная проблема является достаточно актуальной, так как Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования включают в результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» [2]. Процесс чтение с осмыслением основан на извлечение нужной информации из прослушанных текстов разных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободный ориентир при восприятие текстов разных стилей (научный, публицистический, художественный, официально-деловой).
Смысловое восприятие является сложной перцентивно-мыслительно-мнемической деятельностью, в основе которого находится соотнесение поступающей информации с имеющимся в памяти эталоном. У младшего школьника текстовая информация и смысловое восприятие речевого высказывания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Минимальной единицей смыслового восприятия является слово. В результате осмысления школьник может понимать или не понимать смысловое содержание текстовой информации. Затруднения учащихся младших классов часто связаны с отсутствием в их лексиконе нужных слов. В соответствии с данной проблемой главной целью учителей является обогащение словаря, создание благоприятных условий для развития смыслового восприятия у школьников начальной школы.
Содержание коррекционной работы по преодолению нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи осуществляется в несколько этапов. Сначала осуществляется работы над пониманием слов, фраз, предложений, а затем текста.
Также в процессе формирования смыслового восприятия речи используют следующие упражнения: «Подумай и закончи упражнение», «Ответь на вопросы, не ошибись», «Кто что делает», «Продуктовый магазин», «Чем защищаются звери», «Важная профессия», «Добавь правильное слово», « Угадай, о ком говорят».
Согласно взглядам Т. А. Алтуховой, работа над смысловым восприятием речевого высказывания заключается в последовательном совершенствовании операций, на которых основывается понимание. Детям младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи важно предлагать задания на восстановление текста. Предложенные упражнения способствуют развитию операции контекстуального прогнозирования, что обеспечивает смысловой уровень понимания[1].
Таким образом, с целью преодоления нарушений смыслового восприятия речевого высказывания в процессе обучения детей младшего школьного возраста с ОНР необходимы следующие педагогические условия: осуществление системного подхода при формировании всех сторон речевого развития (фонетической, лексической, грамматической, семантической); ознакомление с разнообразными текстами разных жанров; учёт принципа поэтапности и последовательности изучения смыслового материала по программе учебного заведения; отбор специальных упражнений, игр, заданий.
Литература
- Алтухова Т.А. Особенности перцептивно-смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи / в сб. Изучение нарушений письма и чтения. Итога и перспективы: Материалы I Международной конф. Рос. ассоц. дислексии. — М.: МСТИ, 2004. с. 20-31.
- Бабина Г.В. Языковое развитие учащихся с ТНР / Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. — М.: «Прометей», 2005. с. 178-182.
- Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с ТНР / Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. -М.: «Прометей» МПГУ, 2005. с. 172-177.