К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Гусаренко Я.Р., Бобров В.М.
Дальневосточный Федеральный университет

К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Аннотация

В настоящей статье проводится анализ субъектного состава по привлечению лиц за нарушение таможенных правил. При рассмотрении данного вопроса особое внимание обращается на широкий круг ответственных лиц.

Ключевые слова: таможенное право, административная ответственность, таможенные правила, общие субъекты, специальные субъекты.
Keywords: customs law, administrative responsibility, customs rules, general entities, special subjects.

Рассматривая субъектов административной ответственности за нарушение таможенных правил, следует исходить из общего определения субъекта административной ответственности. Таковыми являются лица, совершившие правонарушение и привлекаемые за это к административной ответственности. Сравнивая административную ответственность с уголовной, следует отметить, что административная ответственность распространяется не только на физических, но и на юридических лиц. Таким образом, к категории общих субъектов административной ответственности можно отнести сразу два вида субъектов административного правонарушения, а именно:

  1. физические лица (граждане РФ; иностранные граждане; лица без гражданства (апатриды). При этом, физические лица могут обладать статусом специального субъекта (должностные лица; владельцы транспортных средств; перевозчики; владелец склада временного хранения и др.);
  2. юридические лица, в том числе российские и иностранные учреждения, действующие на территории России, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Изучив общие положения о субъектах административной ответственности, следует дать определение субъектам нарушения таможенных правил (НТП). Субъектом НТП является лицо, способное нести ответственность за совершенное им противоправное действие или бездействие, посягающее на охраняемые таможенным законодательством объекты. Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ «назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо» — принцип «двусубъектной» ответственности. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий [3;58].
Физические лица несут ответственность в соответствии с таможенным законодательством. Возраст, с которого наступает ответственность за нарушение таможенного законодательства, составляет 16 лет. Субъект должен быть вменяемым, т.е. осознавать значение своих действий и руководить ими (ст. 2.1, 2.3 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, рассматриваются исключительно комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с участием прокурора. Субъективная сторона содеянного может быть как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Однако отдельные категории иностранных граждан пользуются иммунитетом. В этих случаях вопрос об их ответственности решается в соответствии с нормами международного права. Так, примером может послужить таможенный иммунитет дипломата. Он освобождается от всех таможенных пошлин на предметы, предназначенные для личного пользования, его личный багаж не подлежит досмотру [4;28]. Исключение составляют случаи, когда есть серьезные основания полагать, что багаж содержит предметы, запрещенные к ввозу или вывозу. В последнем случае досмотр должен производиться в присутствии дипломата или его представителя (ст. 34 Венской конвенция о дипломатических сношениях) [1;32].
Далее стоит рассмотреть специальных субъектов административной ответственности в сфере таможенного дела. Специальный субъект — физическое или юридическое лицо, имеющее специальный статус, которому присущи признаки, не характерные для общего субъекта, необходимые для привлечения его к ответственности за совершенное правонарушение. Анализ главы 16 КоАП РФ позволяет классифицировать специальных субъектов административной ответственности за нарушение таможенных правил следующим образом:

  1. таможенный перевозчик;
  2. владельцы складов временного хранения;
  3. владелец таможенных складов;
  4. владелец свободного склада;
  5. владелец магазина беспошлинной торговли;6. декларант;
  6. таможенный представитель.

При квалификации административных правонарушений, возникают некоторые затруднения в тех составах, где субъект не конкретизирован. В качестве примера можно привести ст. 16.2 КоАП РФ, которая влечёт наступление административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и

(или) транспортных средств, субъектами, являющимися участниками таможенных правоотношений. На эти лица таможенным законодательством возложена обязанность по декларированию. Исходя из смысла данной статьи, можно сделать вывод, что таковыми субъектами будут являться: декларанты или таможенные брокеры. В качестве субъекта административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ будет являться лицо, на котором лежит обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. В данном случае субъектами будут выступать:

  • перевозчик (при несоблюдении запретов);
  • лицо, перемещающее товары через таможенную границу РФ (при несоблюдении ограничений) [7;492].

Таким образом, говоря о специальных субъектах административной ответственности за нарушение таможенных правил, следует сделать вывод, что особенностью субъективной стороны данного административного деликта является совершение деяния с умышленной формой вины, в то время как для общего субъекта административных правонарушений в области таможенного дела — в форме неосторожности [6;23].
Рассматривая юридические лица как субъекты административной ответственности за нарушение таможенных правил, следует исходить из основного принципа применения административной ответственности юридическим лицам. Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ
«юридические лица подлежат административной ответственности в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ» [2;47].
Юридическое лицо (как субъект административной ответственности за нарушение таможенных правил) — это субъект административного права, обладающий общей и специальной правосубъектностью и деликтоспособностью, имеющий определенное статусное положение, позволяющее ему от собственного имени выступать субъектом гражданских, таможенных и административно-деликтных правоотношений.
В соответствии с кодексом об административных правонарушениях, основными особенностями привлечения юридических лиц к ответственности за нарушение таможенных правил являются:

  • положения статьи 2.1 КоАП РФ, согласно которому юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению [2;331]. Чтобы признать юридическое лицо виновным, КоАП РФ предусматривает 2 условия:
  • юридическое лицо соблюдало правило и нормы;
  • данным юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры [5;75];
  • основными наказаниями юридических лиц за нарушение таможенных правил являются:
  • административный штраф;
  • конфискация орудий совершения или предмета совершения административного правонарушения (товаров, транспортных средств);
  • согласно примечанию 1 к ст. 16.1 КоАП РФ, лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в области таможенного дела без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица [2;320].

Возбуждая дело об административном правонарушении, процессуальным основанием будет служить информация, которая будет указывать на наличие события правонарушения.
Следует учесть, что не всегда противоправные действия обязательно приводят к неблагоприятным последствиям и, как правило, наступлению реального ущерба. Эти

действия лишь создают опасность их наступления. В качестве примера можно привести нарушения таможенных правил, связанные с несоблюдением сроков совершения таможенных процедур. В данном случае достаточно сложно достоверно определить вред, причиненный правонарушением.

О степени вины юридического лица свидетельствуют предпринятые им меры по соблюдению нормативных положений при совершении определённых таможенных операций. Однако вина юридического лица и его сотрудников относится к признакам субъективной стороны разных составов правонарушений и отделять их друг от друга нельзя, учитывая двусубъектный характер административной ответственности. Обстоятельства и условия, исключающие возможность привлечения юридического лица к административной ответственности либо освобождающие от административной ответственности, установлены КоАП РФ.

Определенное значение также имеют вопросы привлечения к административной ответственности юридических лиц, претерпевших организационно-структурные изменения. Части 3 — 6 ст. 2.10 КоАП РФ устанавливают субъектов ответственности за совершенное правонарушение при слиянии, присоединении, преобразовании или разделении юридического лица [2;327]. Административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения его реорганизации.

Вопросы привлечения юридических лиц к ответственности, претерпевших организационно-структурные изменения, имеют определённые особенности. Части 3 — 6 ст. 2.10 КоАП РФ закрепляют положения о субъектах ответственности за совершенное правонарушение при реорганизации юридического лица, а именно при слиянии, присоединении, преобразовании, выделении или разделении.

Таким образом, административная ответственность юридических лиц — это применение к организациям, обладающим административной правосубъектностью, государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние юридического лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия имущественного или организационного характера, ущерб деловой репутации в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения.

Литература:

  1. О дипломатических сношениях: Венская Конвенция от 18.04.1961 // ВВС СССР. 1964. № 18. Ст. 53.
  2. Кодекс об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195- ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 256. 6895. (ред. от 18.03.2019).
  3. Зеленов, Д. С. О проблемных вопросах применения принципа двусубъектности административной ответственности при нарушении таможенных правил / Д. С. Зеленов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 5 (64). С. 57-61.
  4. Кобзарь-Фролова, М. Н. Особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела (нарушение таможенных правил) / М. Н. Кобзарь-Фролова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 4 (56). С. 25-31.
  5. Лашук, В. С. Административная ответственность юридических лиц за нарушение таможенных правил / В. С. Лашук // Научный аспект. 2017. № 2 (24). С. 72-77.
  6. Мясников, А. П. О квалификации некоторых административных правонарушений в области таможенного дела по совокупности с правонарушениями, посягающими на общественную нравственность / А. П. Мясников, Е. В. Миллеров // Юристъ – Правоведъ. 2015. № 3 (57). С. 21-27.
  7. Ноздрачёв, А. В. Таможенное право: учебник / А. В. Ноздрачёв. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2007. 688 с.