Федоскин Н.Н.
К.пед.н, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин,
Смоленский филиал Саратовской государственной юридической академии
Аннотация
Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В регулировании земельных правоотношений возникли противоречия с некоторыми нормами гражданского законодательства. Существует целесообразность проведения исследования возникающих в данной сфере правовых проблем, всестороннего анализа действующего земельного и гражданского законодательства, выявления в нем пробелов и противоречий, а также трудностей в практике его применения. Такое исследование позволит выработать объективно необходимые правовые ограничители земельного оборота в целях обеспечения публичного интереса и сформулировать научно обоснованные предложения по совершенствованию земельного законодательства.
Ключевые слова: земельный участок, регулирование, сделки, правоприменение.
Keywords: land, regulation, transactions, law enforcement.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории[1].
Россия занимает первое место в мире по территории, обладает колоссальными запасами природных ископаемых ресурсов.
Земля во все эпохи истории являлась ценнейшим ресурсом. Именно по этой причине, в действующем российском законодательстве земля, или земельный участок выступает как главный объект земельных отношений. Практика по делам земельного права сравнительно непродолжительна, что связано со становлением институтов земельного права в современной России. Кроме этого, российское земельное право содержит ряд отсылочных норм к другим отраслям права, что приводит к проблемам структурированности отрасли. Наряду с действующим Земельным кодексом [3], существует огромное количество всевозможных федеральных законов, нормативных правовых актов и иных законодательных документов. Подобное отсутствие единой системы земельного законодательства создаёт сложности для правоприменителей, участников гражданского оборота. Российскому земельному законодательству необходима серьёзная работа по дальнейшей систематизации и гармонизации земельных правоотношений. В земельное законодательство постоянно вносятся отдельные поправки и положения, а механизм реализации изложен в отдельном правовом акте, либо вообще отсутствует. Примером данной ситуации может служить ситуации с затопленными территориями в г. Тулун Иркутской области в июле 2019 года. Как заявил президент Российской Федерации В.В. Путин, в Земельный кодекс были внесены положения о запрете выделения участков под ИЖС на подтопляемых территориях, а механизм реализации не был установлен, что привело к катастрофическим последствиям. Отсутствие законодательного правоприменительного акта придаёт норме изложенной в ЗК РФ декларативный характер.
Вышеизложенные проблемы, выявляют определённые противоречия отдельных положений земельного и гражданского законодательства, что в определённой степени приводит к возникновению коллизий. Определённое стремление законодателя периодически менять принципы и содержание земельно-правового регулирования нельзя назвать фактором, прямо влияющими на правоприменительную практику, но вместе с тем нельзя отрицать тот факт, что специфика законотворчества не может не влиять на стабильность законодательного регулирования и правоприменительной практики в данной сфере. Много противоречий вызвано природой возникновения и возможностью распоряжения правом собственности на земельный участок, недвижимое имущество, расположенное на нем. Например, статья 35 ЗК РФ [3], гарантирует новому собственнику право использовать часть земельного участка, занятой приобретаемым зданием, строением и сооружением, и необходимой для эксплуатации указанных объектов недвижимости на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Однако на практике, самой первой проблемой, с которой может столкнуться собственник земельного участка и новый собственник здания, — это сохранение сложившегося прежде порядка пользования земельным участком.
Исходя из общих положений ЗК РФ, важно установить, относятся ли спорные отношения к отношениям земельным, правильно ли определен субъект правоотношений, можно ли считать объект спора надлежащим объектом земельных отношений и т.д. Помимо законотворческих проблем, согласованности норм ГК РФ и ЗК РФ, на практике выявляются проблемы несогласованности порядка пользования земельным участком, оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, изменение целевого назначения, перевод в другую категорию и многих других. На практике выявляется проблема и чрезмерной регламентации определённых процедур, например при регистрации прав на недвижимость, что мешает участникам в определённой степени рационализировать и минимизировать свои действия исходя из конкретной ситуации. В первую очередь необходимо систематизировать все нормативные акты и упростить форму их изложения, для более удобного использования не только профессионалами, но и иными гражданами, столкнувшимися с ним [4, 179].
Законодателю необходимо устранить все конфликтные моменты, возникшие в результате деятельности текущего земельного законодательства синхронизировав его с иными отраслями права. При этом, устанавливаемые согласованные нормы и правила должны быть понятными и прозрачными, чтобы избежать коррупционной составляющей.
Актуальной является проблема нецелевого или недобросовестного использования земель в РФ. Ситуация в настоящее время близка к критической, хотя есть и определённые положительные сдвиги. Согласно статистическим данным в 2015 год 20-25 миллионов гектар земли Российской Федерации не использовались по целевому назначению, в 2018 эта цифра снизилась до 18- 19 миллионов. Большое количество земель не имеет реального собственника, хотя формально собственником неучтённых, бесхозяйных земель выступает государство. С 1 декабря 2015 года вступили в силу поправки в закон, касающиеся порядка принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимости. По мнению экспертов таких участков в стране оказалось около половины, а в некоторых субъектах и более того. Например, в Смоленской области таковых участков свыше 48,7 процентов. С 1 марта 2018 года органы местного самоуправления получили право инициировать процедуру признания недвижимости бесхозяйной. По решению суда к ним переходит право собственности. Данные меры должны способствовать наведению порядка в муниципалитетах в сфере недвижимости. Как они реализуются на практике, зависит от ряда факторов. Работа идёт крайне медленно из-за отсутствия, прежде всего финансов в казне местного самоуправления [5, 98].
Одной из причин сложившейся ситуации является массовая скупка земельных наделов с большими площадями в 1990-х годах за копейки, что послужило к ее простою и не обработке новыми собственниками. По существу, сельскохозяйственные угодия были выведены из оборота, ценные земли зарастали сорняками и лесом, деградировали, утрачивая былую значимость для народного хозяйства. Ситуация начала меняться в последнее время, когда началось действие программы импортозамещения, когда от плодородности земли зависит продовольственная безопасность страны, является неприемлемым и наказуемым нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Эта теория воплотилась в новом законопроекте, который вносит некоторые поправки и дополнения в нормативно-правовые акты. Главная цель данного законопроекта – изъять земельный участок в недобросовестного владельца и передать его в руки тому, кто сможет его качественно использовать и обрабатывать. В регионах появились крупные производители с инвестициями, что позволило изменить ситуацию в положительную сторону.
Депутатский корпус ряда законодательных институтов регионов и Государственной думы РФ предлагают сократить строк нецелевого использования земельного участка с трех лет до одного года, так как почва обязана обрабатываться ежегодно. Ранее недобросовестный владелец мог не использовать два года подряд землю сельхозназначения не по ее целевому направлению, а в последний год начать ее обрабатывать, причём чисто в демонстративных целях. Качество земли и её полезные свойства из-за простоя существенно снижались. Законодатели предлагают в течении года отслеживать земельные участки, которые используются не по целевому назначению, и в результате штрафовать и изымать землю в такого владельца. В данном случае речь идёт и о совершенствовании механизма мониторинга и учёта земель. Реформирование подобного механизма – ещё одна насущная проблема земельного права. Вместе с тем, институт изъятия земельных участков в связи с нецелевым использованием в правоприменительной практике не слишком развит. Причина состоит в том, что суды опасаются принимать такие крайне меры, как прекращение права собственности нарушителя. Анализ судебной практики по подобным делам очень противоречив и очень сильно отличается в зависимости от региона.
Обобщение и анализ правоприменительной практики важен для исследования основных направлений реализации земельно-правовых норм, выработки единообразного толкования и применения положений законодательства о земле. Ввиду большого количества проблем правоприменения и дискуссий об основах и принципах регулирования использования земли в Российской Федерации, исследование правоприменения является важной составляющей работы по формированию стабильного правового регулирования земельных отношений. Своевременное выявление проблем и поиск путей их решения будет способствовать совершенствованию российского законодательства и процветанию страны.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — N 31. — Ст. 4398.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ(ред. от 25.12.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147.
- Тотмин М. Д., Фролов Е. Н. Основные проблемы земельного права // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 178-180.
- Федоскин Н.Н. Приобретение в собственность бесхозяйного земельного участка: правовые аспекты. //Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. — 2018. — № 4 (5). С. 97-100.