КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Мальцева А.А.
Вятский государственный университет

КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация

Несмотря на все расширяющийся круг задач, которые ставятся государством перед налоговыми органами, основной из них остается контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, который проводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанных НК РФ мероприятий налогового контроля. Камеральные налоговые проверки являются одной из наиболее эффективных форм осуществления налогового контроля.

Abstract

Despite the ever-expanding range of tasks set by the state to the tax authorities, the main one is control over the correctness of the calculation and payment of taxes, which is carried out in the process of the tax control measures clearly defined by the RF Tax Code. Cameral tax audits are one of the most effective forms of tax control.

Ключевые слова: камеральная проверка, Налоговый кодекс, налоговая проверка, налогоплательщик.
Keywords: cameral inspection, Tax Code, tax audit, taxpayer.

Самой распространенной формой контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.
Основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово- хозяйственной деятельности называется налоговая проверка.

В соответствии со ст. 82 Налогового Кодекса Российской Федерации [1] (далее НК РФ) налоговые органы проводят указанный контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.
Камеральные налоговые проверки, которые проводятся в отношении каждого налогоплательщика, являются одной из самых распространенных форм осуществления налоговыми органами контроля полноты и своевременности уплаты налогов.

Значение камеральных проверок возросло после введения в силу НК РФ (часть 1)[1], потому что налоговые органы потеряли право осуществлять постоянные выездные проверки без ограничения срока их проведения. В таких условиях налоговые органы могут и должны использовать право проводить камеральные проверки в полном объеме.
При проведении камеральных проверок осуществлять те же процессуальные действия, что и при проведении выездных проверок: вызвать свидетеля, осуществлять осмотр документов и предметов налогоплательщика, истребовать документы, привлечь специалиста позволяет конструкция статьи 88 НК РФ «Камеральная налоговая проверка».[1]
Контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок является целью камеральной проверки.[4]

Камеральная проверка может проводиться на основании любой поданной налоговой декларации (расчета) (статья 88 НК РФ). В ходе такой проверки налоговый инспектор может выявить и доказать в основном арифметические ошибки, ошибки в алгоритме расчетов. Для доказательства иных нарушений, как правило, требуется запрос дополнительных документов у налогоплательщика, его контрагентов и других лиц. В ходе камеральной проверки такие запросы налоговый орган делать не может, по общему правилу.

Исключение составляют 3 случая:

  • налогоплательщик воспользовался налоговой льготой,
  • налогоплательщик заявил НДС к возмещению из бюджета или
  • налогоплательщик допустил ошибки при формировании налоговой отчетности по НДС или такие ошибки допустил контрагент, участвующий в общей цепочке движения товара (работы, услуги).

Предметом камеральной налоговой проверки достоверность сведений об исчислении и уплате налогов, содержащихся в налоговой декларации, их обоснованность данными бухгалтерской отчетности. Отсюда целью камеральной налоговой проверки можно принять выявление субъектом контроля (налоговым органом) ошибок, допущенных при заполнении налоговой декларации, противоречий в декларации и бухгалтерской отчетности, представленных налогоплательщиком субъекту контроля (рис. 1).[4]

Первое, что проверяется в ходе камеральной проверки — факт представления отчетности. Если налоговая декларация представлена после истечения установленного законодательством срока, проверяющие вправе провести камеральную проверку на основе имеющихся у них документов о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации. Кроме того налогоплательщику грозит ответственность по статье 119 НК РФ[1]. Она применяется даже в том случае, если налог к доплате по декларации, представленной позже установленного срока, равен нулю. В этом случае налогоплательщику придется заплатить минимальный штраф в размере 1000 руб. Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларацию. Эта мера воздействия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока или отказался от ее представления вовсе (статьи 31 и 76 НК РФ)[1]. Если до окончания камеральной проверки имеющихся у налогового органа документов налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная проверка прекращается и начинается новая на основе представленной налоговой декларации. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Таким образом, важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является наличие рациональной системы отбора налогоплательщиков для проведения камеральных проверок, предоставляющей возможность выбрать наиболее оптимальное направление максимальной результативности проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых наиболее высока.
Обратимся к опыту камеральных проверок за рубежом. Так, например, к Канаде, подобно США, тоже действует система отбора налогоплательщиков, поэтому контрольная деятельность налоговых органов ориентирована на проверку тех, у кого выше вероятность неуплаты налогов. Отбор происходит машиной с помощью централизованной обработки данных, прямо или косвенно характеризующих финансовое состояние конкретного плательщика, путем их сопоставления с усредненными показателями.
Программой используются приблизительно 30 различных параметров по организациям. Чем больше количество несовпадающих параметров налогоплательщика, тем выше вероятность того, что он не исполнил должным образом налоговую обязанность. По этим основаниям все налогоплательщики делятся на четыре уровня риска: от низкого до высокого. Данные о налогоплательщиках с наивысшей степенью риска передаются в территориальные подразделения для проведения камеральных проверок.[2]
Таким образом, можно сделать вывод, что в таких странах как Канада и США для отбора деклараций при проведении камерального контроля используется метод предварительного отбора налогоплательщиков. Этот отбор осуществляется автоматизировано, что позволяет снизить нагрузку с налоговых инспекторов. Опыт этих стран показывает, что для эффективности налогового контроля не так важно количество проверенных налогоплательщиков. Важнее выявить именно тех налогоплательщиков, которые обладают большей вероятностью неуплаты установленных законом налогов и сборов.

Данный метод может быть использован и в РФ, так как в нашей стране подобного метода отбора деклараций не существует. В России камеральной проверке подлежат все представленные налогоплательщиками декларации, в связи, с чем отделы камеральных проверок очень нагружены. Для этого необходимо разработать автоматические системы выявления потенциальных или явных неплательщиков налогов. При разработке таких систем должна использоваться точная формализация методик автоматического отбора налогоплательщиков для контрольных проверок и выявления неплательщиков. Необходимо отметить, что наличие эффективной возможности распознавать с высокой степенью вероятности налоговыми органами неплательщиков имеет значение для обеспечения полноты сбора налогов.

В настоящее время камеральная проверка становится основной формой налогового контроля. Значительное число налогоплательщиков не позволяет обеспечить стопроцентный охват их деятельности выездными налоговыми проверками. Между тем, камеральные проверки – прекрасный способ выбрать тех налогоплательщиков, деятельность которых требует более детального анализа. Таким образом, в рамках камеральных проверок налоговые органы проводят большую работу, которая является непосредственной подготовкой к посещению налоговым инспектором налогоплательщика при выездной проверке.

Литература:

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] – Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Гудза Т.Г. Возможность применения зарубежного опыта проведения камеральных налоговых проверок по НДС в российской практике // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф.
    № 9(46). URL: https://sibac.info/archive/economy/9(46).pdf (дата обращения: 02.02.2019)
  3. Титкова В.В. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф.
    № 3. – Новосибирск: СибАК, 2011.
  4. Майорова И.М. Камеральные налоговые проверки как объект статистического исследования // Налоговый контроль. — №3 (147), 2007 – с.17-20