Василенко П.Г., Козлова У.В.
МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙНЕ
Аннотация
В статье описывается роль компьютерных технологий в нашей жизни. С развитием научно-технического прогресса все больше и больше людей стали использовать в своей работе различные компьютерные программы. Практически невозможно представить сферу, где люди не использовали бы компьютеры. Конечно же, компьютерная графика-одно из самых востребованных направлений. Она применяется не только в дизайне, но и в рекламе, кинематографе и даже архитектуре. Во всех сферах нашей жизни произошел нехилый и очень качественный скачок, как только появилась компьютерная графика. В массовом сознании – инструмент превратился в окно, через которое можно заглянуть в новую реальность. Не будем отрицать тот факт, что в творческий процесс включается принимающая сторона, особенно важен. Заказчик проектного решения становится соавтором и активным участником проектируемого события, не только погружающимся в виртуальную реальность, но и изменяющим ее.
Ключевые слова: компьютерная графика, технологии, дизайн-студии, визуализация.
Keywords: computer graphics, technology, design studios, visualization.
Компьютерные технологии уже достаточно давно появились в нашей жизни. Научно-технический прогресс плотно входит в нашу жизнь и с его развитием постепенно все больше и больше людей стали использовать в своей работе различные компьютерные программы[11]. На сегодняшний день выбор таких программ по-настоящему огромен. Выучить их точно так же не составляет труда, потому что существует множество курсов. Вас могут обучить растровой, векторной и 3д графики, чертежам. Почему же это стало таким востребованным? Мне кажется, ответ лежит на поверхности. Потому что у тех же дизайнеров появилась отличная возможность править чертежи на любом этапе проектирования одним нажатием кнопки, что значительно упрощает работу. А с помощью любой 3д программы можно сделать реалистичное изображение самого проекта, что значительно облегчает работу с заказчиком[12].
Огромную нишу рынка компьютерной графики занимает визуализация. Она может быть интерьерной, архитектурной, визуализацией комнаты, дома, ландшафта, витрины, стенда, отдельного предмета и в принципе чего угодно. Сегодня уже невозможно встретить дизайн-студию или строительную фирму, которая не пользуется такими программами. Фотореалистичная визуализация фактически стала стандартом отрасли. Заказчик теперь может увидеть свое пространство во всех деталях еще до начала ремонта[10]. В 1951 году появляется первый электронный компьютер «Вихрь», который разработали в технологическом институте Массачусетса. Этот проект был основой преобразования средств из радара в наглядные формы. Уже в конце 60-х – начале 70-х гг. прошлого столетия началась активная разработка программного обеспечения различной направленности. Начали появляться самые разнообразные программы, которые облегчали создание изображений, чертежей и текстов. В 1964 г. корпорацией IBM по заказу компании «Дженерал моторс» была разработана компьютерная система для конструирования автомобилей. Проект получил название DAC-1.
Данная система стала основой разработки современных программ компьютерного черчения. В конце 70-х годов в компьютерной графике появились новые возможности: вывод больших массивов данных, устойчивое, немерцающее изображение, впервые стала возможной активная работа с цветом. Но не смотря на этот прогресс, изображение скорее напоминало чертеж. Ни о какой фотореалистичности и речи быть не могло[9]. Наиболее знаменательным событием в области компьютерной графики стало создание персонального компьютера: в 1977 г. компанией Apple был создан Apple-II. В конце 80-х годов программное обеспечение применялось практически во всех сферах. Хотя акцент сдвинулся в сторону растровой графики. В 90-х годах прошлого века окончательно исчезли различия между компьютерной графикой и обработкой изображения. Кроме того, появилась совершенно новая возможность – работа с видео и аудио. В 1995 г. завершилось формирование среды мультимедиа. Сегодня мы это называем Интернет. Безусловно, с появлением и развитием компьютеров и технологий появилось безумное множество способов создания и обработки графических изображений. Но не будем забывать, что компьютер – это всего лишь инструмент. Он только облегчает работу человека с графическими изображениями, но не создает их.
Посредством мультимедиа материальный мир сообщается с миром информационным. Появляется виртуальная среда-так называемая виртуальная реальность. Моделируемый техническими средствами образ искусственного мира, передаваемый человеку через генерируемые компьютером имитации ощущений. Особенно важно, чтобы компьютерные технологии, создавали необходимость построения такой художественно-упорядоченной среды. Чтобы эта среда была максимально достоверна для воспринимающего ее потребителя[7]. Мультимедийность, которая является логическим этапом развития «инструментального» использования компьютера, открывает новые возможности дизайн-проектирования. Но насколько компьютерные технологии применимы совместно с традиционной методикой дизайн-проектирования?
На подготовительной стадии компьютерные технологии дают возможность обратиться к электронным издания всего мира, собрать аналоги для разработки концепта, общаться между дизайнерами на различных форумах. Быстрое решение возникающих при проектировании проблем посредством форумов сегодня является неотъемлемой частью повседневной работы дизайнера[6].
Таким образом интернет является незаменимым источником полезной информации и полезным рерурсом, неотъемлемым полезным ресурсом, помощь которого в профессиональной деятельности сложно переоценить. На стадии проектирования, когда происходит создание, изменение и доведения до совершенства образа, компьютерные технологии позволяют выводить процесс разработки проекта на качественно новый уровень за счет использования графических редакторов. Крайне актуальна в процессе проектирования возможность создания или получения библиотек текстур, материалов и 3d-моделей, чтобы выполнить визуализацию. На стадии презентации и доработки результатов работы дизайнера средства мультимедиа помогают ему оперативно связываться с заказчиком. Такой подход позволяет привлекать заказчика непосредственно к процессу проектирования, вносить изменения в проект дистанционно. Это создает для заказчика особую ценность[5].
Сегодня можно наблюдать множество проектов, выполненных на хорошем или даже отличном графическом уровне, но с ошибками. Такой красиво представленный проект часто не жизнеспособен на предмет воплощения его в жизнь. Я давно работаю в сфере проектирования мебели и не по наслышке знаю, что это такое. Часто люди приходят с огромными альбомами чертежей и визуализаций, ты начинаешь проектировать кухню и понимаешь, что изготовить такое технически невозможно. В результате некомпетентности разработчика страдают заказчики, ведь владение программами компьютерной графики не делает разработчика дизайнером. И, наоборот, грамотные проектные решения, выполненные без должного знания программы компьютерной графики, как правило, не востребованы современным рынком дизайнерских услуг[1].
Поэтому, чтобы стать настоящем профессионалом-мало хорошо выучить программы для визуализаций, нужно быть еще и технически подкованным. Это правило действует и наоборот. Ты можешь очень хорошо знать всю техническую сторону, но быть неспособным донести свою идею до заказчика из-за отсутствия знаний графических программ. Слабое владение программами 3d-графики обедняет результат, ведь такой проект лишается способности отражать замысел разработчика, подает креативную дизайнерскую идею в невыгодном свете[2]. Свободное владение компьютерными технологиями позволит воображению дизайнера активно генерировать новые идеи, а также моделировать сложные процессы и ситуации, используя весь разнообразный арсенал средств мультимедиа.
Например, световой дизайн возможно достоверно изобразить только с использованием программ трехмерного компьютерного моделирования. При этом дизайнер все равно остается создателем и творцом, просто использует компьютер в качестве инструмента, который помогает синтезировать воедино его художественный замысел.
Интересны методы реализации определенных дидактических принципов в процессе обучения композиции и формировании мышления дизайнеров, предлагаемые Е.В. Лопасовой и др. [3, 7,с.138] При всех несомненных плюсах в компьютерных технологиях имеется и обратная сторона медали. Чтобы в полной мере использовать возможности, которая дает компьютерная графика, необходимо потратить немало времени на их изучение. А также владеть редакторами растровой графики для выполнения постобработки. Для работы с новыми видами дизайна также необходимы дополнительные знания и навыки.
Уже сегодня дизайн насчитывает огромное количество видов. Традиционные виды дизайна, такие, как промышленный и графический дизайн, дизайн одежды, дизайн среды, ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров, web-дизайн, постоянно дополняются. Относительно недавно появились информационный и интерактивный дизайн, книжный дизайн, экодизайн, футуродизайн, световой и звуковой дизайн и других [4]. Компьютерные технологии, помогают решать концептуальные и технические задачи и могут отлично транслировать творчества дизайнера. Усиливать эмоциональное воздействие дизайнерской идеи, что способствует коммерческой успешности проекта.
Литература:
- Бегидова С.Н., Василенко П.Г. Стилизованное рисование как особый вид художественного творчества//Вестник Адыгейского государственного унив8ерситета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 3 (183). С. 15-21
- Беликова О.А., Котышов А.В. Проектирование пространства и предметной среды интерьера//В сборнике: Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. 2017. С. 191-194.
- Василенко П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности//Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 148-151.
- Василенко П.Г., Лопасова Е.В. Основные направления деятельности педагогического работника по развитию творческих способностей обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного предпрофессионального образования//В сборнике: Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией: Гриценко В.П., Алексеевой И.В., Зенгина С.С., Еникеева А.А. 2014. С. 104-110.
- Гуляев, С.А. Технология печатных процессов. Офсетная печать: учеб. для сред. проф. заведений / С.А.Гуляев, В.П.Тихонов – М.: МИПК, 2009. – 224с.
- Д. Саймонс Настольная книга дизайнера. Обработка иллюстраций, (пер. с англ. А.В. Банкрашкова). — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 256с.;
- Лопасова Е.В. Дидактические принципы целостной методической системы развития композиционного мышления учащихся. Теория и практика общественного развития. 2012. № 10. С. 137-139.
- Лопасова, Е. В. Модель педагогических условий развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования /Е. В. Лопасова//Теория и практика общественного развития. -2012. -№ 9. -С. 57-70.
- Паллотта В.И.Современный дизайн в условиях становления цивилизации знаний и риска//Вестник Института мировых цивилизаций. 2018. Т. 9. № 3 (20). С. 66-72.Савельева Е. В. Проблемы и перспективы образовательной области «технология». Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы. Тула, ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017. С. 157-160.
- Смирнова М.А. Формообразование в изобразительном искусстве и дизайне//Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. Москва, 2017. С. 252-253.
- Смирнова М. А. Ассоциативная композиция//Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды. Москва, 2018. С. 407-412.
- Севостьянова О.Н., Смирнова М.А. Развитие творческого мышления студентов в рисунке архитектурного пространства//Пространства городской цивилизации: идеи, проблемы, концепции. УрГАХУ, 2017. С.410-413.