Мурзалиева Э.И., Шербекова А.А.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет анализ и аудит», Институт «Экономики и менеджмента», Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова г. Бишкек, Кыргызская Республика
КОНЦЕПЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНО- МОНТАЖНЫХ РАБОТ НА 2018-2025 ГОДЫ
Аннотация
В настоящее время в Кыргызстане страхование строительных рисков не является обязательным, поэтому договоры страхования данного вида в республике не распространены. Несовершенство действующей системы условий страхования строительно-монтажных рисков, высокие тарифы на страхование, рост уровня страховых выплат в результате увеличения числа страховых случаев в строительной сфере, сложность получения необходимой информации о существующих страховых выплатах именно в строительной отрасли, детерминировало потребность усовершенствования предыдущей концепции развития страхового рынка Кыргызской Республики. В этой связи предлагается новая концепция обязательного страхования строительно-монтажных рисков, направленная на обеспечение государством защиты имущественных прав и интересов участников строительства, потребителей строительной продукции, а также гражданской ответственности за причинение вреда
третьим лицам.
Abstract
Currently, construction risk insurance is not compulsory in Kyrgyzstan, so insurance contracts of this type are not common in the country. The imperfection of the current system of conditions of insurance of construction and installation risks, high insurance rates, the increase in the level of insurance payments as a result of the increase in the number of insurance cases in the construction sector, the difficulty of obtaining the necessary information about existing insurance payments in the construction industry, determined the need to improve the previous concept of the development of the insurance market of the Kyrgyz Republic. In this regard, a new concept of compulsory insurance of construction and installation risks is proposed, aimed at ensuring the state’s protection of property rights and interests of construction participants, consumers of construction products, as well as civil liability for harming third parties.
Ключевые слова: страховой рынок, страховые компании, страховые премии, страховой резерв, страховой риск, страхование строительно-монтажных рисков, рисковые виды страхования, строительные организации.
Keywords: insurance market, insurance companies, insurance premiums, insurance reserve, insurance risk, construction and installation risk insurance, risk insurance, construction organizations.
В Кыргызской Республике страхование строительных рисков, в настоящее время, обязательным не является, поэтому договоры страхования данного вида в нашей стране не распространены. Возможными причинами замедленного развития страхования строительно-монтажных работ в Кыргызстане можно назвать:
- несовершенство действующей системы условий страхования строительно- монтажных рисков;
- высокие тарифы на страхование;
- сложность установления выгоды страхования;
- убыточность страхования СМР как развивающегося вида страхования;
- рост уровня страховых выплат в результате увеличения числа страховых случаев.
Поэтому страховые компании не спешат функционировать в данном сегменте страховых услуг. По предварительным оценкам, объем потенциальных выплат по страхованию застройщиков может превышать все резервы страховых компаний Кыргызстана. В Республике, на сегодняшний день, дополнительной гарантии качественного выполнения СМР со стороны контроля страховых компаний не существует, в силу того, что страховым компаниям невыгодно проводить контроль рисков страхователей, тем более что ни закон, ни строительные организации, ни их клиенты (сами страхователи) не требуют от них такого контроля. Более того, в настоящий момент весьма затруднительно получить доступ к информации о существующих страховых выплатах в строительной отрасли, говорящих о наличии эффективной системы имущественной ответственности строительных организаций, имея ввиду не отдельные случайные выплаты, а системность ответственности. При этом нельзя говорить, что на стройках страны не случаются аварии или иные проявления строительных рисков. Так, статистика свидетельствует, что более 60% разрушений на объектах, где осуществляются строительные или ремонтные работы, происходят по причине пожаров, в 15% из всех случаев аварий на стройках причина обрушений – бракованные или низкокачественные материалы, на ошибки при строительстве приходится 8% рисков, а в 2 % – ошибки проектировщиков. Последнее включает и случаи, когда не были предусмотрены возможные аномальные температуры, землетрясения, подтопления из-за наводнений, паводков и т.п., т.е. небрежно осуществлялись инженерные изыскания, в результате которых и должен появиться прогноз, насколько надежным и крепким должен быть строительный объект, исходя из геологических и природных особенностей местности.
Страхование строительно-монтажных рисков дает возможность на всех стадиях инвестиционно-строительного процесса – от разработки технико-экономического обоснования до пуска объекта в эксплуатацию и период гарантийного обслуживания – компенсировать внезапные и непредвиденные убытки, возникающие при строительстве, а также обеспечивать защиту капиталовложений в строительство.
Обязательное страхование строительно-монтажных рисков – это гарантированная государством форма обеспечения защиты имущественных прав и интересов участников строительства, потребителей строительной продукции, а также гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи и приоритетные направления введения обязательного страхования строительно-монтажных рисков (ОССМР) на 2018- 2025 годы.
Основными целями введения обязательного страхования строительно-монтажных рисков являются обеспечение защиты имущественных и личных интересов, жизни и здоровья физических лиц, имущественных интересов юридических лиц, возникающих и имеющих место в связи с осуществлением деятельности в строительной отрасли на территории Кыргызской Республики, защиты объектов строительства от чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера, а также защиты имущественных интересов потребителей строительной продукции и услуг, в случаях ненадлежащего качества такой продукции (услуг).
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
- создание правовых, экономических и организационных условий введения обязательного страхования СМР;
- полный охват обязательным страхованием строительно-монтажных рисков всех категорий субъектов инвестиционно-строительной деятельности на территории Кыргызской Республики;
- обеспечение финансовой стабильности системы обязательного страхования СМР;
- формирование единых стандартов страхования СМР;
- разработка на законодательном уровне обоснованных тарифов страховых взносов;
- повышение уровня капитализации страхового рынка;
- разработка алгоритмов сюрвея и андеррайтинга для оценки и принятия рисков на страхование, предусматривающих поэтапный учет изменения всех факторов риска и потенциальных убытков страховой компании в различные периоды реализации строительного проекта на основании данных о пусковых сооружениях, оргструктуры исполнителей, природно-климатических характеристик, производственной программы, результатов мониторинга.
- разработка структуры страхового сопровождения и мониторинга на стадиях проектирования, организации строительства и производства строительно-монтажных работ, введения в эксплуатацию объекта строительства;
- повышение доступности отечественных страховых компаний к международному рынку перестрахования;
- инвестирование средств страховых резервов в экономику Кыргызской Республики;
- создание законодательной базы, основанной на системном подходе в реформировании строительной отрасли;
- обеспечение со стороны государства информационно-разъяснительной кампании о необходимости введения обязательного страхования СМР.
Обязательное страхование рисков в строительстве должно осуществляться на «одной объектной базе» одним ответственным лицом с заключением одного договора страхования.
Страхователем выступает застройщик, а подрядчики, субподрядчики, проектировщики и т.п. – застрахованными лицами, т.е. их гражданская ответственность будет застрахована застройщиком. Выплата по указанному договору страхования должна осуществляться, если вред причинен застройщику, либо к застройщику обратились с требованием о возмещении вреда объекту капитального строительства, либо если к подрядчику или страховой организации обратились с требованием о возмещении иного вреда вследствие недостатков работ по строительству такого объекта капитального строительства.
Объекты страхования:
- объекты строительных, монтажных, пуско-наладочных и других работ, согласно заключенным договорам подряда или контрактам, включая строительные материалы, конструкции и монтируемое оборудование;
- материалы, оборудование и услуги, предоставляемые заказчиком работ;
- оборудование строительной площадки: временные здания и сооружения, складские строения, ограждения, строительные леса, опалубка, инженерные сети и т.п.;
- строительная техника и механизмы: бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, скреперы, дорожные катки, маркировочные машины, асфальтоукладчики, дорожные фрезы, краны и подъемники, погрузчики, бетоносмесители, бетононасосы, компрессоры и т.п.;
- иные объекты и предметы, которые находятся на строительной площадке или в
непосредственной близости от нее и принадлежащие застройщику и (или) подрядчику, либо находящиеся у них под контролем или на хранении; - расходы Страхователя (Выгодоприобретателя) по расчистке территории после наступления страхового случая от завалов и обломков.
В рамках обязательного страхования строительно-монтажных рисков возможно и страхование самого объекта капитального строительства, в том числе, если после строительства он будет являться собственностью самого застройщика (страхователя). В случае если застройщик сам не будет являться после окончания строительства собственником объекта капитального строительства (например, при долевом участии многоквартирного дома), при возникновении вреда такому объекту и обращении к нему с требованием возместить вред, застройщик не будет вынужден сначала возместить вред, а потом сам взыскивать его с подрядчиков в порядке предъявления регрессивного требования. Вред будет возмещать страховая организация.
Страховые риски
Страхователь заключает договор страхования «от всех рисков», которые могут произойти при строительно-монтажных работах, при этом в примерный перечень могут входить:
- пожар, взрыв, удар молнии, падение пилотируемого летательного аппарата, его частей или груза;
- стихийные бедствия (шквал, смерч, ураган, вихрь, буря или иное движение воздушных масс, вызванное естественными процессами в атмосфере, град, ливень, сильные дожди, сильные снегопады, землетрясение, обвал, оползень, оседание и просадка грунта, наводнение, паводок, выход подпочвенных вод);
- действия третьих лиц (непреднамеренные или противоправные);
- аварийные случаи при проведении строительно-монтажных работ, в частности: а) падение кранов и др. застрахованных объектов или их частей;
- короткое замыкание, перегрузка электросети, падение или повышение напряжения электросети, повреждение изоляции;
- столкновение транспортных средств между собой или их удар о другие предметы;
- аварии временных или постоянных систем водоснабжения, теплоснабжения, подачи пара, сжатого воздуха, канализационных систем.
- ошибки, небрежность при выполнении строительно-монтажных работ;
- ошибки в проектировании;
- любые другие внезапные и непредвиденные события на строительной площадке, не исключенные договором страхования (стандартные исключения).
По договору страхования строительно-монтажных рисков должна быть застрахована, также, ответственность по обязательствам, возникшим в случае причинения Страхователем (ответственным лицом) вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при осуществлении строительно-монтажных работ. Дополнительно могут быть застрахованы расходы Страхователя, связанные с задержкой ввода в эксплуатацию застрахованного объекта, если такая задержка вызвана наступлением страхового случая по договору страхования.
При обязательном страховании строительно-монтажных рисков в договор страхования целесообразнее включать не перечень рисков, от которых страхуется застройщик, а перечень исключений, так называемых оговорок – рисков, ущерб от которых страховая компания возмещать не обязана. Перечислить в договоре страхования все риски строительного объекта вряд ли возможно – их большое количество.
Возмещение тех рисков, от которых в любом случае будут уклоняться страховые компании (политические риски, риски воздействия атомной энергии и т.д.), должно взять на себя государство. Перечень таких рисков следует конкретизировать.
Страховые суммы устанавливаются:
- для объектов контрактных работ – исходя из их полной контрактной (сметной) стоимости строительства, включая стоимость строительных материалов и конструкций, монтируемого оборудования и установок, работ по проектированию, расходы по заработной плате, расходы по перевозке, таможенные пошлины и сборы;
- для материалов и оборудования, предоставляемых заказчиком работ, а также существующего имущества – исходя из фактической стоимости этих материалов, оборудования и имущества;
- для оборудования стройплощадки, строительной техники и механизмов – исходя из фактической стоимости имущества.
При обязательном страховании строительно-монтажных рисков по принципу «одна объектная база – одно ответственное лицо» страховая сумма определяется как интеграл вышеперечисленных суммарных элементов.
В силу специфики строительно-монтажных работ, их значимости и объема финансирования, а также исходя из мировой практики страхования строительства, страховой тариф по обязательному страхованию строительно-монтажных рисков должен быть законодательно установлен в пределах 0,1-2% от общей страховой суммы. Размеры страховых взносов по каждому договору обязательного страхования СМР рассчитываются страховщиком, согласно установленным границам. Тарифные ставки согласовываются с уполномоченным государственным органом исполнительной власти Кыргызской Республики.
Право на осуществление обязательного страхования СМР имеют уполномоченные страховые компании, аккредитованные при уполномоченном государственном органе исполнительной власти Кыргызской Республики. Аккредитация страховых компаний проводится только по итогам конкурса на право осуществления обязательного страхования СМР на территории Кыргызской Республики.
Головная страховая компания, исполняющая функции страховщика по обязательному страхованию строительно-монтажных рисков, определяется комиссией по итогам конкурса, исходя из наибольшего размера собственных средств и опыта работы организаций-участников. Остальные аккредитованные компании участвуют в страховании как перестраховщики. Отношения между головной и иными аккредитованными компаниями осуществляются на основании договоров перестрахования. Размеры долевого участия перестраховщиков в обязательном страховании СМР согласовываются с уполномоченным государственным органом исполнительной власти Кыргызской Республики.
Одна и та же страховая организация будет осуществлять выплаты по факту причинения вреда, вне зависимости от того, кто был виновником причинения вреда.
Застройщик как главный участник строительства должен заботиться о гарантиях возможного возмещения вреда, поскольку именно к нему первоначально будут предъявлены все требования о возмещении вреда, и именно он заинтересован в добросовестном возмещении вреда страховой организацией. В связи с этим, застройщику выгодно устанавливать в договоре страхования страховую сумму, соразмерную возможному причинению вреда.
Страховой организацией при возникновении страхового случая не выгодно будет затягивать разбирательства и выплаты, поскольку потеря такого крупного клиента, как застройщик, повлияет на финансовое положение страховой компании. В условиях ограниченного количества надежных крупных застройщиков это будет означать потерю репутации страховщика.
В связи с большой страховой суммой, возможностью выплаты без поиска виновника причинения вреда, фактической невозможностью затягивания разбирательств в связи с выплатой страхового возмещения страховая организация будет иметь высокие риски в связи с заключением договора страхования, а значит пристально следить за соблюдением правил выполнения работ и тем, какие субподрядчики привлекаются для их выполнения. Это является ещё одной гарантией качественного строительства, а также предпосылкой для развития культуры страхования в Кыргызской Республике. При этом застройщики будут заинтересованы в привлечении добросовестных подрядчиков, поскольку от опыта и качества их работы будет зависеть стоимость страхования. Этот рыночный механизм отбора подрядчиков объективен, а потому эффективен.
При наличии одного договора страхования на объекте, соблюдение правил страхования легко проконтролировать.
Застройщик будет обладать правом, при заключении договоров с субподрядчиками, распределять издержки на страхование между всеми участниками строительства.
Будет разработан и принят Закон КР «Об обязательном страховании строительно- монтажных рисках», внесены соответствующие изменения в действующее законодательство, в том числе налоговое, о государственных закупках и т.п., сформирована законодательная база, основанная на реформировании строительной отрасли в целом.
- Концепция введения обязательного страхования строительно-монтажных рисков на 2018-2025 годы направлена на:
- полное вовлечение в систему обязательного страхования строительно-монтажных рисков всех хозяйствующих субъектов строительной отрасли, работающих на территории Кыргызской Республики;
- обеспечение финансовой устойчивости строительных предприятий, их конкурентоспособности;
- усиление ответственности основных субъектов строительной деятельности за качество выполненных работ (оказанных услуг);
- дополнительный контроль процесса и качества строительства. Страховщик обладает возможностью осуществлять контроль хода строительно-монтажных работ и требовать соблюдения определенных правил и норм последних;
- формирование профессиональной репутации участников строительного рынка;
- увеличение объема страховых премий, способствующего аккумулированию страховщиками дополнительных финансовых средств, которые послужат источником инвестирования финансовых средств в экономику страны;
- компенсацию непредвидимых убытков на всех этапах реализации строительных проектов;
- совершенствование механизма экономического стимулирования снижения ресурсопотребления при проектировании и строительстве за счет внедрения в отрасли инновационных решений и технологий;
- совершенствование работы по созданию государственной системы технического нормирования и стандартизации строительной продукции в соответствии с международными стандартами;
- совершенствование нормативно-правовой базы строительной сферы с использованием международного опыта;
- повышение страховой культуры в целом.
Литература:
- Об организации страхования в Кыргызской Республике от 23 июля 1998 г., № 96. Норм. акты Кырг. Респ. – 1998. – № 17. – С. 22-31.
- Гражданский кодекс Кыргызской Республики. – Бишкек: Норм. акты Кырг. Респ., 1998. Ч. 1. – 206с.; Ч. 2. – 342с.
- Концепция развития страхового рынка в Кыргызской Республике на 2003-2010 годы: утверждена пост. Правительства Кырг. Респ., от 31 июня 2003 г., № 474 / Норм. акты Кырг. Респ. – 2003. – № 17. – С. 57-64.
- Концепции развития страхования в РФ разработан Минфином России и предложен на рассмотрение Правительству РФ в апреле 2002 г.