УДК 371.3
Трухова Е.Н.
Учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №45» г. Калуги
Россия, г. Калуга
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК И ПРАКТИК ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДА В ВОПРОСАХ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены практики обучения и функционирование образовательных систем в различные исторические периоды Российского государства. Проведен концептуальный анализ и найдены сходства различных систем образования. Предложена идея «школа – СУЗ/ВУЗ» как основополагающая доктрина для всех методов и практик реализации школьного образования. Рассмотрено применение опыта прошлых практик образования совместно с применением новых идей.
Ключевые слова: преподавание, ФГОС, школа, Пушкинский класс, концепция «школа – СУЗ/ВУЗ»
Keywords: teaching, federal state standard, school, Pushkin class, the concept of «school – college/university»
В эру активного развития техник и методик преподавания, а также различных нововведений, вносимых государством в образовательный процесс, каждому без исключения педагогу для соответствия современным требованиям образовательных стандартов необходимо регулярно повышать профессиональную квалификацию, вводить инновационный способы осуществления образовательной деятельности, опираться на опыт преподавания прошлых систем образования в зависимости от общего уровня образованности населения, исторического режима и политического режима.
Функционирующая в современной России система образования складывалась в течение нескольких веков. Наиболее яркое проявление начала работы педагогических институтов можно отследить в период работы Императорского лицея. Именно с этим учебным заведением связано появление учебных программ и различных методик преподавания [2].
Профессорско-преподавательский состав лицея был свободен в выборе методов своей работы. Однако при этом строго соблюдался главный принцип обучения – лицеисты не должны были находиться в праздном состоянии. Преподавателям запрещалось диктовать новый материал учебных предметов. Они должны были вести занятия так, чтобы никто из воспитанников не отставал в учебе. На менее подготовленных учеников педагоги обращали особое внимание, а также занимались с ними дополнительно. Все уроки, особенно в первые месяцы обучения, сопровождались отчетами учащихся в устной или письменной форме [3]. Профессора, адъюнкты и учителя не переходили к отработке нового материала, пока все лицеисты не усвоили предыдущий. По каждому разделу программы обучения устанавливались определенные методические правила, которым строго следовали. Лицей, в той или иной степени, являлся одновременно и средней этап образования и высшим учебным заведением.
Система образования Российской империи, а в дальнейшем и Советского союза, полностью опиралась на основы, заложенные в первые годы формирования лицея. После революций 1917 года, Гражданской войны и периода интервенций иностранных стран, новая система образования Советского союза систематизировала опыт предшествующих поколений и стандартизировала основные моменты ведения образовательной деятельности [4]. Так, например, во всех школах, где русский язык преподавался как родной, были применены стандартизированные программы ведения уроков, применены основные принципы проверки домашнего задания и др. Особенность образования в СССР – создание фундаментальной системы жизни школы, которая включала в себя нормирование времени учебного процесса (длительность урока и количество уроков в день), использование одинаковой формы, строительство типовых школьных зданий, вовлечение учащихся в дополнительную деятельность, развитие первичных патриотичных организаций. Особое внимание стоит обратить на действительно работающую «линию»: дошкольное образование – школа – СУЗ/ВУЗ.
Конец ХХ века и начало XXI века преподнесли в систему образования РФ много нововведений, которые полностью опирались своими истоками на императорско-совесткое образование [5]. Различие заключалось только в том, что прогрессивно настроенный преподавательский состав предпринимал и предпринимает попытки ввода инноваций, опираясь на царский период образования, в котором допускались свободы и отклонения от стандартных форм, а, в свою очередь, консервативная часть преподавательского состава полностью пытается игнорировать полною свободу мыслей и предпочитает развивать советскую систему образования, которая, как было сказано выше, практически полностью стандартизирована.
В истории довольно много примеров того, что получить нечто новое можно только полностью изучив суть вопроса, а затем использовать все наработки ранее работающих специалистов.
В связи с вышесказанным, а так же понимая реалии реализации программ ФГОС, внедрение ВПР, полноценную работу инструментариев проверки образования выпускных классов (ОГЕ/ЕГЭ) реально становится актуальной проблема восстановления логической связи школа – СУЗ/ВУЗ для формирования полноценно развитого индивида с конкретными потребностями и желаниями для получения следующего уровня образования после окончания школы. Основы данной концепции закладывались как в императорском лицее, так и в школах Советской России. Разница заключалась в том, что в период СССР – данная инновация основывалась на патриотизме и идеях марксизма-ленинизма, а в лицее империи – концепция реализовывалась на привлечении к искусству как к таковому [1].
В современной школе, преподавание в которой происходит согласно программ ФГОС, нет ограничений по применяемым методикам, так как основная задача заключается в применении определенных концепций, результатами которых должны являться определенные знания, навыки и умения обучающихся.
Поэтому применение на уроках всех предметов двух систем (патриотизма СССР и искусства Российской империи) может создать идеальную модель школьного образования для третьего десятилетия XXI века.
Доктрина данной идеи уже проходит апробацию в МБОУ «СОШ №45» г. Калуги. В данном учебной заведении создан Пушкинский класс, ученики которого изучают творчество, жизнь и идеи Александра Сергеевича путем синтеза основного школьного материала и дополнительной информации. Данная школьная форма коллектива учащихся (Пушкинский класс) насквозь пронизана изучением прекрасного и имеет целью повышение уровня патриотизма подростков данного класса и школы в целом.
На период второго квартала 2019 года время активного существования Пушкинского класса составляет менее учебного года, но результаты уже очевидны. После изучения основных моментов жизни А.С. Пушкина, поездок в места его пребывания, анализа его творчества у ребят повысился собственный уровень самоконтроля, многократно возрос нравственный потенциал. Уже на этапе третьей четверти 8-го класса большинство учащихся определилось со следующей ступенью обучения: поступление в СУЗ и получение практически полезного образования или продолжение получения основного общего образования в стенах родной школы.
Работа в данном направлении будет продолжаться. Задача укрепления интеллектуального и творческого потенциала общества в лице учеников для данного времени и места полностью реализуется.
Литература
- Горбич, О.И. Диалог в преподавании русского языка [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. И. Горбич. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 188 с. — ISBN 978-5-9765-1662-5.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебное пособие / Литвинко Ф.М. — Мн.: Вышэйшая школа, 2015. — 448 с.: ISBN 978-985-06-2598-4.
- Преподавание литературы: образовательные технологии: Учебно-методическое пособие / Алексеева М.А., — 2-е изд., стер. — М.:Флинта, 2018. — 100 с.: ISBN 978-5-9765-3517-6.
- Русский литературный дневник XIX века : исследование: Монография / Егоров О.Г., — 3-е изд., стер. — М.:Флинта, 2017. — 280 с.: ISBN 978-5-89349-540-9.
- Становление и развитие школьного исторического образования в России ХVI – начала ХХ вв.: Монография / Студеникин М.Т. — М.:Прометей, 2015. — 226 с. ISBN 978-5-4263-0036-1.