КОНСТРУКТИВИСТСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ

УДК  37.012

Бейлина А.Ф.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Философии, экономики и социально-гуманитарных дисциплин», Воронежский государственный педагогический университет

КОНСТРУКТИВИСТСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию актуальности использования конструктивистского подхода в обучении. Обосновано понимание категории «учебная среда» и ее роли в активизации обучающихся. Показана целесообразность применения комбинированного подхода: традиционного и коструктивистского. Определены основные принципы такого обучения: реалистичность, универсальность, комплексность, социализация.

 

Ключевые слова: учебная среда, конструктивный подход, ситуационное обучение, принципы обучения, самоуправление в обучении

Key words: educational environment, constructive approach, situational training, principles of training, self-management in training

 

В современной теории преподавания принято выделять две противоположные парадигмы обучения — объективистскую и конструктивистскую. С позиции коструктивизма учебный процесс происходят самими обучающимися в процесс активного построения модели (окружающего мира). Учеба рассматривается как конструктивный, ситуативный процесс реализуемая с помощью самостоятельного и кооперативного обучения. Кооперативное обучение будет реализовано при этом подходе, так как оно происходит в социально-культурном контексте, предлагая обучающимся разработать некоторые «коллективные формы/шаблоны». Поэтому особое значение, в условиях необходимости активизации самостоятельного и кооперативного обучения, приобретает организация учебной среды.

Качество учебного процесса во многом определяться учебной средой. Понятие «учебная среда» подразумевает создание пространства, посредством которого происходит обогащение обучающегося новыми компетенциями. В состав учебной среды можно отнести как технические средства (учебные материалы и средства обучения) так и социально-педагогические условия (методы и приемы обучения, комфортная психологическая среда).

В узком виде учебная среда означает дидактически оформленные учебные материалы и стратегии формирования самостоятельного мышления, которые делают возможным приобретение необходимых компетенций. Для приобретения новых знаний и новых навыков обучающимися очень важно:

  • предоставить возможность понять содержание учебных материалов (другими словами предоставить развернутые методические рекомендации к их освоению),
  • интегрировать полученную информацию в уже имеющиеся знания
  • установить взаимосвязь между отдельными темами.

В результате, в новой учебной ситуации, обучающиеся могут понять:

  • какие из уже имеющихся знаний и умений они могут использовать для решения новой ситуации;
  • какие нужно еще приобрести;
  • каким образом можно решить данную ситуационную проблему.

Обучение в рамках коструктивистского подхода требует много времени, и потому менее эффективно для трансляции сложных системных знаний. Приобретенные в определенных ситуативных контекстах знания можно применять в других ситуациях только в том случае, если удается абстрагировать эти знания от единичного знания или контекста. Открытая учебная среда может привести к перегрузке более «слабых» школьников, которые имеют меньшие знания по предмету или недостаточный опыт самообучения.

Наиболее целесообразно комбинировать в процессе обучения как традиционные приемы и методы обучения, так и коструктивистские. Можно выделить следующие принципы комбинированного обучения.

Первый. Реалистичность. Исходным пунктом любого обучения должны выступать реальные комплексные ситуации. Благодаря своей актуальности они  будут способствовать активизации учебного процесса, и предотвращать приобретение инертных знаний (тех которые не могут быть применены в реальной жизни). Минимально ожидаемый результат: систематическая передача знаний исходит из актуальных проблем, подлинных случаев или личного опыта. Максимально ожидаемый результат: учащиеся сталкиваются с подлинной проблемной ситуацией, требующей реальных действий для ее решения.

Второй. Универсальность. Содержание следует изучать в различных контекстах, чтобы приобретенные знания и навыки не привязывались только к одной определенной ситуации. Такой подход способствует применению знаний. Минимально ожидаемый результат: в ходе систематического освоения материалов указывается на возможность различного применения исследуемой ситуации. Максимально ожидаемый результат: учащихся побуждают к применению знаний в новых проблемных ситуациях.

Третий. Разноплановость. Вариативности применения знаний может способствовать рассмотрение учебных материалов с учетом способов. Минимально ожидаемый результат: в ходе систематического освоения материалов обращают внимание учащихся на различные точки зрения. Максимально ожидаемый результат: учащихся побуждают к применению приобретенных знаний в ролях различных хозяйственных субъектов.

Четвертый. Социализация. Социальные контексты представляют собой исходный пункт «введения в культуру». При этом сотрудничество учащихся друг с другом, а также с экспертами является существенной составляющей учебного процесса. Минимально ожидаемый результат: в ходе занятий включаются элементы работы в группах. Максимально ожидаемый результат: учащиеся приобретают знания и навыки в ходе работы и обучения в сообществе с экспертами.

Эти принципы содержат центральные понятия развития структуры знаний и свидетельствуют о ситуационном переносе знаний на решение новых комплексных задач. В рамках кооперативного учения соединение учебного процесса и процесса решения проблем с последующим их обсуждением способствует приобретению знаний.

На основе вышесказанного можно установить: в рамках комбинированного подхода (традиционный + конструктивистский) учебный процесс нужно рассматривается как активный, самоуправляемый, социальный и ситуативный. Предложенные принципы оформления призваны учитывать эти признаки процесса и создавать учебную среду, способствующую автономному и социализированному обучению на основе комплексных проблем и задач. Особое внимание при этом уделяется самоуправлению учебного процесса. В противоположность концепциям, основывающимся на принципах «чистого» коструктивизма, необходимо отметить важность использования поддерживающих инструкций и методических рекомендаций. В случае освоения основополагающих понятий, концепций, теорий целесообразно применение традиционных методов трансляции знаний.

 

Литература

  1. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт. – Москва: Педагогика, 1989. – 224 с.
  2. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы / Ю. Хабермас – Москва: Просвещение, 2000 – 144 с.
  3. Шаталова Н.П. Азбука корпоративного обучения / Н.П. Шаталова. – Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2011 – 204 с.