Карепова С.Г., Некрасов С.В.
Кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник,
институт социально-политических исследований Российской академии наук,
научный сотрудник, институт социально-политических исследований Российской академии наук
КОРРУПЦИЯ: СОЦИЕТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению коррупции как системного социетального феномена проникающего во все сферы функционирования современного социума и имеющего разнонаправленное разрушительное воздействие на социальную, экономическую, правовую сферы общественной жизни, включая область морали и этики. Авторами рассматривается также социально — психологическая детерминанта коррупции. В современном транснациональном контексте развития и функционирования феномена отмечается необходимость поиска эффективных антикоррупционных правовых методик борьбы с ней. В поле международных директивных актов и законодательных практик актуализируется изучение и применение зарубежного правового опыта противодействия коррупции.
Abstract
The article is devoted to considering corruption as a system societal phenomenon that penetrates all the spheres of functioning modern environment and has a multidirectional devastating impact on social, economic and legal areas of society, including morality and ethics. The authors also consider a socio-psychological determiner of corruption. In the modern transnational context of developing and functioning the phenomenon there is a need to find effective anti-corruption legal strategies. Under the umbrella of international policy acts and legislative practices the study and application of a foreign legal experience in anti-corruption become actual.
Ключевые слова: феномен, коррупция, социетальный, новые формы, экономика, социальная сфера, социум, социально — психологический аспект, социальная реальность, директивы, транснациональный, закон, международный опыт, меры, превентивный, регуляция, норма, этика, мораль.
Keywords: phenomenon, corruption, societal, new forms, economics, social sphere, environment, socio-psychological aspect, social reality, directives, transnational, act, international experience, measures, preventive, control, standard, ethics, morality.
«Борьба с коррупцией в РФ требует времени и сил, но государство будет идти по этому пути.
При этом неприкасаемых в такой сфере быть не должно.
Предстоит не только ужесточение фискальной политики или правоохранительных санкций. Нужна воспитательная работа, создание эффективной
рыночной системы отношений в экономике, которая ограничила бы возможность для появления коррупции»
В.В. Путин
Коррупция: общий контекст проблемы. Современная социальная реальность характеризуется сложными процессами активно развивающейся экономической глобализации, ведущей к формированию взаимозависимого всемирного рынка, стимулирующего развитие многоуровневых социетальных интеграционных процессов на всех уровнях функционирования социума. Ни одно национальное государство не существует в вакууме, оно априори включено в глобальную мировую систему социально-экономических и социально-политических отношений.
В рамках существенного возрастания политического, экономического, культурного взаимодействия между странами, коррупция [1, 60] также приобретает формат международного явления. Речь идет о том, что любой разновидности коррупции, распространенной в современном обществе, включая внутригосударственный уровень, присущ международный характер; «…никакая страна не в состоянии отгородиться от воздействия коррупции, имеющей место за ее пределами» [2, 85-90]. Коррупция имеет широкое распространениекак на локальном российском уровне, так и на глобальном мировом, включая в свой операционный континуум все государства без исключенияс любым политическим строем и вне зависимости от уровня социально-экономического и политического развития.
Обозначенный контекст феномена, выводящий его на системный уровень функционирования, обусловливает активное включение коррупционной составляющей в деятельность ключевых институтовв любом государственном образовании, что говорит и о международном глобальном формате проблемы. Коррупция в мировой практике и в России в частности на фоне ее неоднократной актуализации в рамках громких уголовных расследований справедливо признана системной государственной проблемой. Речь идет не о частном правовом случае нарушения закона, а о «выходе» коррупции на ключевые социетальные уровни функционирования социума и как следствие дисфункции и «социальной инволюции» современного общества.
В данном контексте глобализирующийся мир, активное становление внешних социально-политических, социально-экономических, культурных связей, а также развитие соответствующих международных институтов послужили основой для возникновения ее новых форм и разновидностей. Коррупция находится в стадии активного «эволюционного развития», приобретая транснациональные, по сути выходящие за пределы нации, страны, на международный уровень качественные характеристики, а технический прогресс и глобализация открывают ей дополнительные широкие возможности для осуществления преступной деятельности.
Феномен коррупции носит выраженный социетальный характер, опосредованный совокупностью экономических, политических, социокультурных факторов современного общества. «Концептуальное рассмотрение социетального аспекта коррупции исходит из утверждения, что коррупция относится к многосторонним, но целостным явлениям. Иными словами, рассматривая коррупцию на социетальном уровне, целесообразно не только выявить ее сущностные признаки в рамках социально-экономического, правового и социокультурного подходов, но и проследить взаимосвязь между ними, осмыслить их сочетание в едином явлении» [1, 55]. Не стоит игнорировать и социально-психологическую доминанту поведения акторов – участников коррупционных отношений – носителей определенных черт характера.
Социальный, экономический и социально-психологический аспекты функционирования коррупции. С точки зрения социальной, экономической и социально — психологической аспектации, коррупция в теневых взаимодействиях пронизывает те общественные системы, где возникают негативные напряженные аспекты, конфликты, трудности и требующие «оптимизации» коллизии, что противостоит, с точки зрения людей, прогрессивному развитию социума. Подобные неразрешенные коллизии в дальнейшем служат социально — психологической основой для «обхода» обществом формализованных в правовом поле, но не легализованных на уровне общественного сознания непопулярных решений, применяемых в деятельности ключевых бизнес структур и государственного сектора.
Коррупция выступает «негласным маркером» настоящего состояния социума, чутко реагирующего на любые социальные и экономические изменения и колебания, дисфункции, способные в перспективе оказать влияние на понижение качества жизни населения страны, что автоматически влечет за собой волну новых поддерживаемых на неформальных уровнях взаимодействия коррупционных практик. На примере России «…коррупция в органах государственной власти и в стране достигла таких размахов, что вышла на уровень общенациональной угрозы, борьба с которой должна являться консолидированной, как это определено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года”)» [3].
Об этом свидетельствуют широко распространённые в современном обществе тенденции связанные с:
- частым включением в политические процессы частных и субъективных интересов заинтересованных акторов и групп влияния;
- перманентным разоблачением теневых коррупционных доходов высокопоставленных государственных чиновников;
- поиском путей всевозможного уклонения от соблюдения законов во всех сферах деятельности большого числа акторов;
- актуализацией финансовой непрозрачности и теневой (сокрытой) стороны деятельности и др.
Расширение формата и содержания коррупционных деяний, как активный индикатор, всегда сигнализирует обществу и властным органам о том, что государство находится либо «…в переходной стадии социально — экономического развития, либо в бифуркационном периоде глобальной ломки экономических, социальных, духовно-нравственных основ» [4, 206-222], где существующий правовой конструкт постепенно утрачивает регулятивную функцию, а социально — психологические установки, сложившиеся в обществе, больше не работают и формируются в сознании новые нормы, складывающиеся на основе иных рекогносцированных и принятых обществом духовно — нравственных ценностей, подрывающих государственные устои и веру в социальное справедливое государство.
Следует констатировать тот факт, что опасность подобного масштабирования коррупционной активности в современном обществе выводит феномен на уровень опривыченных социальных практик устоявшихся в социуме и ведущих к деградации его социальных институтов, а также запускающий механизм распада сформировавшегося социального пространства. Детерминируемая социальными, экономическими и социально-психологическими факторами, коррупция начинает постепенно институционализироваться в сознании граждан страны и становится обыденным явлением на всех уровнях управления обществом, выступая как «рисковый, но необходимый и верный» способ сохранения привычного качества и уровня жизни людей.
В рамках исторически сложившегося российского менталитета и устоявшихся в обществе коррупционных практик, феномен коррупции возникает, поддерживается и функционирует на неформальном уровне, через неформальное социальное взаимодействие. По мнению отечественных психологов, «…в массовом сознании российского населения преобладает особое отношение к коррупции, которое отличают толерантность, система двойных стандартов и, что примечательно, осуждение не самих актов коррупции, а запредельных размеров взяток, «непропорциональных» должности [5, 59].
«Вместе с тем ученые подчеркивают, что психологическую среду для коррупции во многом определяют социокультурные особенности российского общества, такие как патернализм, приоритет неформальных отношений, клановость, семейственность, «теневые» практики решения проблем и т.д.» [5, 60].
Именно поэтому коррупция в повседневных социальных практиках не является чем то «невозможным», поскольку она действует в «благодатных» условиях современного социума, где наблюдается наличие ее системного «самовоспроизводящейся» круга. Так называемая «самовоспроизводящаяся» коррупция благополучно функционирует за счет создающих соответствующие условия органов власти (бюрократическая волокита, психологическое давление, открытое вымогательство и т.д.), а также самих граждан использующих коррупционное взаимодействие как способ решений своих проблем и как нечто естественное и на уровне опривыченных практик устоявшееся и стабильное.
Подобный формат функционирования коррупции становится частью системы управления на всех уровнях государственного устройства страны и существенно снижает как качество управления, так и управляемость самой системы, провоцируя череду вызовов и рисков системе государственного и муниципального управления, процессам ведения бизнеса и своевременным государственным регулятивным практикам. «Представляя общественно опасный феномен, коррупция возникает в социальных организациях, стабильное функционирование которых предполагает стандартизацию, официально закрепленные практики и прозрачную работу, но, артикулируя теневую сторону неформальных отношений, коррупция латентно существует в системе формально регулируемых взаимодействий, превращаясь в дисфункциональный элемент системы» [1, 54].
В рамках объяснения тотального включения коррупции во все структуры современного общества важно отметить, что как социетальный феномен она является производной человеческого фактора и элементом социальной реальности, которая в социологическом контексте понимается как объективированный результат субъективной деятельности акторов. «…Будучи один раз создана, эта реальность начинает развиваться и функционировать по своим собственным объективным законам, оказывая обратное влияние на породивших ее людей» [6, 246-258].
Речь идет о мотивациях, субъективных целях и задачах ключевых акторов, ее создающих. Можно справедливо вести речь о том, что она возникает посредством особого социального поведения, череды решений и поступков, принятых и совершенных людьми с точки зрения антропоцентричных установок в интересах общества или противоречащих его интересам.
Социетальная основа коррупции подтверждается и тем, что помимо физиологических причин, не являющихся доминантами, в основе поведения акторов лежат, в первую очередь, их личные социальные «накопления», обусловленные общей совокупностью общественных закономерностей и противоречий. Но, как правило, коррупционные действия возникают по результатам преследования людьми не общественно значимых, а собственных субъективных интересов, за реализацией которых следуют неблагоприятные последствия, к числу наиболее серьезных из которых можно отнести: падение престижа публичной власти, снижение эффективности государственного управления, распространение правового нигилизма, рост стоимости жизни, социальная напряженность и др.
Коррупция – опасное явление, «…в отсутствии противодействия ей порождается устойчивая социальная среда, обладающая относительно независимым состоянием, обратное влияние которой на породивших ее индивидов проявляется в формировании коррупционных установок и диспозиций, являющихся факторами саморегуляции социального поведения» [4, 206-222].
Правовой аспект регуляции коррупции. Правовой аспект регуляции коррупции чрезвычайно важен. Разрушительные социальные, экономические, социально — психологические экстерналии коррупции усиливают необходимость ее эффективного правового регулирования на глобальном и локальном государственных уровнях. «Надо что-то делать. Коррупция превратилась в системную проблему. Этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ» [7]. Пришло понимание, что «…для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция» [8].
Феномен коррупции обязывает правовую науку в содружестве с социально-научным знанием «высветить» глобальный социетальный срез обозначенных проблем и в правовом поле через систему законов и учет существующего правового опыта России и зарубежных стран осуществить выход на законодательный уровень регуляции антикоррупционных практик.
Речь идет о переходе к конструированию желательной для человека социальной реальности посредством правовых инструментов. Требуется принятие комплекса мер, как правовых, так и административных, включая уже имеющийся опыт зарубежных стран «…коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней» [9].
Современный формат феномена, преодолевающий любые границы государств и имеющий как сходную внутреннюю структуру, так и схожие схемы осуществления ставит общие задачи для решения перед законодательными системами всех государств.
Выход на законодательный уровень обусловлен и включением в антикоррупционную практику эффективной системы инструментальных мер. Речь идет о законах, подзаконных, нормативно — правовых актах, которые на практике позволяют перейти через правовое поле к конструированию желательной для общества и человека социальной реальности с пресечением коррупциогенного «онтогенеза». В данном контексте, особую актуальность приобретает изучение и применение зарубежного опыта, что на наш взгляд, позволит России более эффективно и комплексно проводить антикоррупционную политику в ключевых социетальных сферах жизнедеятельности общества, с использованием положительно зарекомендовавших себя практик. «…Суть такой политики заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер по устранению причин и условий, порождающих и стимулирующих коррупцию в различных сферах жизни, а также мер по привлечению коррупционеров к гражданско-правовой и уголовной ответственности» [10].
Интегративная экономическая глобализация и актуализация новых международных форм коррупции закономерно ведет к объединению усилий стран в рамках «правовой глобализации» и акцентирует аспект введения в практику антикоррупционной борьбы в России эффективных и проверенных временем законодательных инициатив. Вполне вероятно, что «правовая глобализация», детерминируемая спецификой современной социальной реальности станет основой ряда интеграционных процессов, отражающихся во всех отраслях права, сущностью которого станет «…установление единых правовых норм и стандартов правоприменения, а также создание наднациональных правоохранительных структур экстерриториальной юрисдикции» [11, 160].
Необходимо учитывать, что зарубежный опыт борьбы с коррупцией выявил наиболее характерные и эффективные законодательные модели применяемых антикоррупционных систем. В данном контексте, на перспективу изучения, наиболее интересен и полезен правовой опыт борьбы с коррупцией в Соединенных Штатах Америки, Великобритании и др. стран.
Заключение. Теневой социетальный формат феномена, никогда не ограничивается односторонним воздействием – это явление характеризуется многовекторным влиянием комплексно охватывающим как правовую (коррупционные правонарушения) сторону жизнедеятельности современного общества, так и экономическую (финансовые преступления) и этическую (морально-нравственные, этические нарушения) сферы егофункционирования. Происходит актуализация системных социально-гуманитарных исследований направленных на изучение коррупционного поведения действующих акторов, характера проявления коррупции в современном обществе, коррупционного потенциала в целом и поиска эффективных методик борьбы с данным социальным злом.
Литература:
- Карепова С. Г., Некрасов С. В., Пинчук А. Н. К интерпретации понятия «коррупция»: социетальные и социально-психологические аспекты//Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 2. C. 52-64.
- Пять снарядов вице-президента Гора. (О борьбе с коррупцией)//Чистые руки: Будущее без коррупции. М.: Изд. Клуба юристов. 1999. №3. С. 85-90.
- Коррупция как социальное явление [Электронный режим].
- Климовицкий С. В., Карепова С. Г. Методология измерения социально-психологических факторов коррупции. Институт психологии российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 206-222.
- Журавлев А. Л., Юревич А. В. Психологические факторы коррупции // Психология в экономике и управлении. 2012. №1. С. 57-66.
- Осипов Г. В., Карепова С. Г., Климовицкий С. В. Новая социальная реальность как объект социального конструирования// Социально- гуманитарные знания. 2014. №6. С. 246-258.
- Медведев против коррупции//Деловая газета «Взгляд» [Электронный режим].
- Путин В. В. Борьба с коррупцией должна стать общенациональным делом//РИА новости [Электронный режим].
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принятая в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный режим].
- Аринин А. Коррупция – это болезнь общества//Стратегия России, 2005. №1 [Электронный режим].
- Кули-заде Т. А. Правовая глобализация: понятие и содержание//Международный научно-исследовательский журнал. 2018. №1 (67). Часть 2. С. 160.