ЛИЧНОСТНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Гаврилова А.А.
Набережночелнинский институт КФУ

ЛИЧНОСТНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Научный руководитель: Яковлева М.Г. кандидат философских наук, доцент кафедры
социально-гуманитарных наук

Аннотация

Изучение феномена творчества вызывает особый научный интерес у теоретиков журналистики, что обусловлено широтой и масштабностью данной темы. Опираясь на труды известных специалистов данной области, мы разработали новый подход к исследованию проблемы реализации творческого потенциала в профессиональной деятельности журналистов. Он включил в себя всесторонний анализ творческой составляющей журналистской профессии. С помощью методов глубинного интервью и контент-анализа мы изучили степень влияния проблемы ограничения творческого потенциала и основные стратегии разрешения данной проблемы в ходе профессиональной деятельности журналиста.

Ключевые слова: журналист, творчество, ограничение, стратегия.
Keywords: journalist, creation, restriction, strategy.

Серьезные изменения на каждом из уровней жизни общества происходят ежесекундно и повсеместно, вызывая перемены и в журналистике, и в журналистском творчестве. Их широкое влияние способно оказывать как позитивное, так и негативное воздействие, прежде всего, на личность самого журналиста, ведь он выступает субъектом профессиональной творческой деятельности.
Отношение к творческой составляющей профессии трансформируется при осуществлении практической деятельности. Реальная модель журналистского творчества имеет свою специфику и не поддается однозначным трактовкам. Реализация творчества – это единство сознательных и бессознательных процессов, взаимодействие которых оказывает особое влияние на личность. Таким образом, мы решили, что наиболее продуктивным и полноценным будет анализ субъективных взглядов самих журналистов на творческую природу их работы.

Мы провели четыре глубинных интервью с действующими журналистами челнинских печатных изданий и выяснили, что благодаря имеющимся теоретическим и практическим познаниям, журналисты вырабатывают свои способы деятельности, которые позволяют им решать необходимые профессиональные задачи. Эти способы могут совершенствоваться под воздействием различных факторов и влиять на уровень творческой активности журналиста. Он, в свою очередь, прямо пропорционален степени оригинальности и неповторимости продукта его журналистской деятельности. И, несмотря на первостепенную важность личных представлений журналиста о творческой составляющей профессии, также необходим анализ объективных данных. Ими являются журналистские тексты как результат профессионального творческого мастерства журналиста. В таком случае метод контент-анализа позволяет всестороннее изучить предмет исследования, которым является реализация творческого потенциала в профессиональной деятельности журналиста.

Так, мы обнаружили наличие пяти групп ограничений творчества: личностных, социальных, политических, экономических и внутриредакционных. Как показали результаты нашего исследования, интервьюируемые отмечают влияние всех этих факторов. В разной совокупности они оказывают воздействие на каждого из журналистов.
1. Внутриредакционные. О них говорят трое из четверых журналистов. Журналист-1: «Внутриредакционные ограничения, когда утверждаешь темы».
Журналист-3: «Большое значение играет нехватка времени, которая зачастую не позволяет поработать над материалом так, как мне хочется». Журналист-4:
«Ограничения, безусловно, существуют, но я считаю, что это ограничения редакционной политики».
2. Политические. Об их существовании сказали все интервьюируемые.
Журналист-1: «Еще есть ограничения, связанные с политической верхушкой, но я на эту тему и не пишу». Журналист-2: «Основное ограничение, конечно, политическое. Журналистика в нашей стране не настолько свободна, как хотелось бы, существуют некие ограничения, особенно, в политическом плане». Журналист-3: «Мы не пишем ничего негативного про местную власть». Журналист-4: «Мои политические взгляды являются неким препятствием, хотя о политике я мало писал».
3. Личностные. Их упомянули трое из четверых журналистов.
Журналист-1: «Есть нравственные ограничения, этикет. Когда мы готовим материал о своем герое, на первом месте моральные принципы, ведь мы должны чувствовать, что можно, а чего нельзя». Журналист-2: «Я для себя определил темы, на которые не пишу и не пропускаю их как редактор. Это всевозможная «чернуха». Разного рода чернушные новости я не беру даже ради сумасшедшего рейтинга, который они могут принести изданию». Журналист-3: «Нехватка опыта, из-за которой мне приходится тратить время на то, чтобы понять, правильно ли я излагаю полученную информацию».
4. Социальные. О наличии подобных ограничений говорят двое журналистов.
Журналист-3: «Не даем новости, которые могут повлечь за собой негативную реакцию со стороны читателей. Мы «не раздуваем» споры и конфликты, придерживаемся нейтральной позиции». Данное ограничение можно также отнести к политическим или внутриредакционным, так как журналист говорит об информационной политике своего издания. Журналист-4: «Но, наверное, отдельные мои взгляды не совсем подходят для широкой публики. Я считаю, что Россия оккупировала Крым. Я считаю, что Майдан – это хорошо. Я не думаю, что такие взгляды поддержит общество». Данное ограничение также может относиться и к группе политических ограничений, ввиду того, что пример, приведенный интервьюируемым, касается международных отношений и геополитической ситуации.
5. Экономические. В нашем исследовании мы относим рекламную политику СМИ к группе экономических ограничений. Таким образом, о существовании данных ограничений говорят трое из четверых интервьюируемых.
Журналист-2: «Рекламная политика порой влияет, потому что у каждого издания существует ряд крупных рекламодателей, постоянных партнеров, с которыми заключаются контракты и ведется сотрудничество». Журналист-3: «В редакции есть правила, которые не позволяют писать ничего плохо о людях, с которыми мы сотрудничаем». Журналист-4: «Рекламную политику СМИ я бы назвал, скорее, редакционной политикой, так как договоренность идет через главного редактора. Такое ограничение у меня возникало в других изданиях». Таким образом, рекламная политика издания может относиться и к внутриредакционной группе ограничений.

Существующие ограничения могут сказываться не только на самих журналистах, но и на их работе, и на итоговом продукте профессиональной деятельности интервьюируемых:

1. Журналист-2 отмечает, что ограничения позитивно воздействуют как на его внутреннее состояние, так и на рабочий процесс. «Ведь, если бы я не подстраивался под них, возникали бы внутренние конфликты и различные трудности с рекламным отделом, с руководством. И так как я придерживаюсь этих ограничений, у меня, наоборот, все хорошо», – считает он.
Но при этом ограничения негативно влияют на его публикации: «Возможно, материал от этого несколько скуднее, чем мог бы быть, потому что некоторую информацию приходится не давать. Но я не скажу, что он очень сильно от этого страдает».
2. Журналист-3 отмечает воздействие ограничений на результат ее деятельности:
«Порой это сказывается на количестве опубликованных материалов, что напрямую связано с моей заработной платой».
3. Журналист-4 говорит о том, что ограничения творчества могут повлиять на его журналистскую деятельность. «Долгое время, когда я работал редактором, мне не хватало работы. Там творчества все же меньше», – отмечает он. Также дедлайн сказывается на качестве его материалов: «Иногда хочется поразмыслить и написать побольше, но ты ограничен во времени и вынужден быстро писать».
Помимо этого существуют ограничения творчества, которые неоднозначно влияют на работу. Журналист-4 о них говорит следующее: «Ограничения вызывают негативные эмоции. Тем не менее, они приносят и некую долю позитива. Например, никому не нравится, когда редактор что-то убирает или, наоборот, добавляет в твою статью. Но человек смотрит немного с другой стороны на него, его цель – улучшить, и это хорошо».
4. Журналист-1 не отмечает никакого влияния, которое могли бы оказать ограничения творческого потенциала. «Читатель не знает про эти ограничения. Нужно подать материал так, чтобы он ничего не почувствовал», – считает она.
Трое из четверых интервьюируемых говорят о том, что ограничения творчества в процессе их профессиональной деятельности не являются для них проблемой. Но журналист-3 считает, что личностные ограничения неоднозначно сказываются на ее работе. С одной стороны, они создают некоторые препятствия, тратят ее время и ухудшают эмоциональное состояние. С другой, она осознает, что трудности возникают из- за нехватки профессионального опыта. «И я думаю, что, если никак не развиваться, в дальнейшем это может повлиять на мою работу», – отмечает она.

Можно проследить взаимосвязь между степенью воздействия ограничений творчества и профессиональным стажем журналиста. Так, более опытные интервьюируемые не считают, что ограничения творческого потенциала являются для них проблемой. Чего нельзя сказать о журналисте-3, которая только начинает свой профессиональный путь в качестве корреспондента электронной газеты. Она признается, что данная проблема вызывает у нее внутренние коллизии.
Помимо этого существуют причины, которые способствуют развитию проблемы ограничения творческого начала в профессиональной деятельности современного журналиста. К ним относятся коммерциализация и технологизация журналистской профессии, а также политика государства в отношении свободы слова и личностные установки самих журналистов.
Журналисты челнинских печатных СМИ считают свою профессию творческой, для них определенно имеет значение наличие творческой составляющей в профессии. Но из- за ряда объективных и субъективных причин им не удается полностью реализовать свой творческий потенциал в процессе работы. Как показали результаты глубинного интервью, данная проблема хоть и влияет на их личность, профессиональную деятельность и журналистский продукт, но для большинства журналистов вопрос с ограничениями творчества является решенным. Каждому из интервьюируемых удалось выработать личностную стратегию борьбы с проблемой ограничения творческой активности на разных этапах профессиональной деятельности.

Стратегии:
Журналист-1: «Редакция – это одна команда. И в этой команде нельзя быть «каждый сам по себе». Мы должны друг другу подсказывать, помогать. Я всегда готова помочь коллеге телефонами, договориться о встрече, если он боится. Нужно так наладить отношения, чтобы ты никогда никого не подводила. В этом случае, к тебе будут хорошо относиться. И, конечно, когда ты пишешь критику, надо писать ее так, чтобы потом созваниваться и оставаться друзьями с героем.
Если тебе говорят что-то один раз, надо это запомнить и действовать. Есть правила. Проигрывают те журналисты, которые сами нарываются. Если я работаю в первой газете города, которой 88 лет, я должна сделать все, чтобы ее не подвести и не очернить. Нормальный журналист не будет идти вопреки традициям, если он работает в команде. Все ограничения он должен усвоить раз и навсегда».
В процессе глубинного интервью журналист-1 говорила о том, что в своей работе руководствуется производственными мотивами творчества. Она признает наличие внутриредакционных ограничений, но считает их конкретными правилами, которые должен выполнять каждый журналист, работающий в коллективе. Но, благодаря своей многолетней насыщенной профессиональной деятельности, журналист-1 также может побороться с внутриредакционными ограничениями, если она уверена в своей работе и считает, что ее публикация повысит качественные показатели редакции.
Журналист-1 придерживается принципов, связанных с морально-этической стороной журналистской профессии и не считает их ограничениями творческой активности. Она много работает с людьми, так как они являются ее приоритетными источниками информации. Продуктивное общение с потенциальным героем или информатором для журналиста-1 невозможно без соблюдения личных границ.
Круг тем журналиста-1 не затрагивает политику. Поэтому, хоть она и признает наличие политических ограничений в профессии, сама журналист-1 старается не работать в данном направлении журналистики.
Журналист-2: «На меня эти ограничения никак не влияют. Я считаю, что нужно подстраиваться под те реалии, в которых ты живешь и работаешь. Я подстраиваюсь и работаю, как от меня того требует государство, рекламная политика и какие-то личные убеждения.
В первое время ограничения творчества воспринимаются болезненно, возникают некие внутренние протесты. Потом становишься опытнее и гораздо проще ко всему этому относишься. В первую очередь воспринимаешь свою работу как способ заработка, а не как творческую деятельность. Я адаптируюсь к ограничениям. Так проще самому, потому что, если я буду об этом думать, переживать, пытаться противостоять системе, ничего хорошего из этого не выйдет».
Уже около полутора лет журналист-2 является заместителем главного редактора, и в его обязанности не входит написание статейных материалов для газеты. Тем не менее, метод борьбы журналиста-2 с ограничениями журналистского творчества можно считать универсальным и подходящим для сотрудника любой должности.
За годы работы в редакции, журналист-2 столкнулся с политическими, экономическими и личностными ограничениями журналистского творчества. Со временем ему удалось адаптироваться к ним и начать относиться к журналистике, в первую очередь, как к профессии и непосредственному способу заработка.
Журналист-3: «Различные ограничения, наоборот, заставляют меня развиваться и избавляться от своих комплексов. Я ни в коем случае не опускаю руки, потому что это принесет только вред мне и моей работе. Сейчас у меня есть стимул развиваться и обучаться, и я активно занимаюсь наработкой стажа. Возникающие ограничения я стараюсь преодолевать всеми возможными путями. В конце концов, даже столкновение с ними – это часть моей работы и мой неотъемлемый опыт».

Журналист-3 является начинающим журналистом и учится бороться с различными ограничениями творчества, которые возникают в процессе ее трудовой деятельности. Нередко они оказывают на нее негативное воздействие, но журналист-3 старается справляться с профессиональными трудностями. Она считает, что они побуждают ее к саморазвитию и становятся мотивацией самосовершенствования.
Журналист-4. «Учитывая, что творчество журналиста – это коллективное творчество, то ограничения, в любом случае, будут. С некоторыми из них можно бороться, некоторые нужно принять, потому что так устроена коллективная работа. Я бы не назвал это ограничениями, это для меня естественно. Тут надо понимать, что внутреннего цензора быть не должно. Тебя ограничит редактор, но до того, как ты предоставишь материал редактору, у тебя не должно быть никаких ограничений.
Возникали творческие коллизии. Некоторые материалы снимали, они не выходили.
Это неправильно, так не должно быть, но это есть. Но я живу с этим и работаю».

Профессиональное кредо журналиста-4 демонстрирует его отношение к всевозможным внутренним коллизиям. Он считает, что наличие личных принципов и постоянное следование им препятствует продуктивному журналистскому труду. Именно поэтому журналист-4 старается ограничить принципы, чтобы облегчить свою работу.
Также журналист-4 признает, что коллективное творчество сопряжено с различными трудностями. Но, по его мнению, это неотъемлемая часть совместной работы редакции, которая чаще всего оказывает позитивное влияние на самого журналиста и улучшает итоговый продукт его профессиональной деятельности.

Таким образом, проведенное исследование позволило нам оценить масштаб проблемы ограничения творчества и выявить основные способы и методы личностного разрешения данной проблемы отдельными журналистами. Мы выяснили, что уровень реализации творческого потенциала журналиста в процессе работы коррелируется с журналистским опытом, личностными способностями и убеждениями, профессиональными целями журналиста. От того, как журналист приспособится к постоянным изменениям и справится с ограничениями творчества, зависит не только развитие его профессионального творческого мастерства, но и степень самореализации. Вот почему проработанная нами методика исследования и проведенный анализ творческой составляющей профессиональной деятельности журналистов являются эвристически полезными.

Литература:

  1. Дорощук Е.С. Основы творческой деятельности журналиста: Деятельностная модель журналистики: учеб. пособие для студентов / под научной ред. Дорощук Е.С. – Казань, 2009. – 95 с.
  2. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества /М.Н. Ким. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 496 с.
  3. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов /М.Н. Ким. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.
  4. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов / Г. В. Лазутина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 240 с.
  5. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: учебное пособие / В.Ф. Олешко. – М.: Изд- во РИП-холдинг, 2003. – 222 с.
  6. Свитич Л.Г. Профессия: журналист: учеб. пособие / Л.Г. Свитич. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 255 с.