ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ АТЭС

Комлева Л.Н., Полонская О.Ю.
Восточно-Сибирский институт МВД России

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ АТЭС

Аннотация

В научной статье рассматриваются вопросы трудоустройства молодежи в странах АТЭС. Проводится статистический анализ занятости молодежи в странах АТЭС. Выявлены сходства и различия в положении с занятостью молодежи в четырех странах. Рассмотрены политические меры по борьбе с безработицей среди молодежи. Определены необходимые меры для решения проблемы безработицы среди молодежи в АТЭС.

Abstract

The article deals with the issues of youth employment in APEC countries. A statistical analysis of youth employment in APEC countries is carried out. Similarities and differences in the employment situation of young people in four countries were revealed. Political measures are considered to combat youth unemployment. The necessary measures have been identified to
solve the problem of youth unemployment in APEC.

Ключевые слова: занятость молодежи, безработица, программы занятости.
Keywords: youth employment, unemployment, employment programs.

Как отмечается в Рамочной программе АТЭС по образованию, занятости и предпринимательству молодежи, которая была принята рабочей группой АТЭС по развитию человеческого потенциала (ГПРЧП) в 2016 году, примерно 11,4 % [1] молодежи в Азиатско-Тихоокеанском регионе не работают и не проходят обучение или профессиональную подготовку. Данный факт означает то, что в будущем эти люди не будут задействованы в экономическом росте своей страны.
В этой связи Правительство Республики Корея осуществляет проект АТЭС по содействию занятости молодежи. Цель этого проекта заключается в содействии разработке стратегий сотрудничества между странами АТЭС в целях расширения возможностей трудоустройства молодежи в регионе АТЭС, что должно стать одним из ключевых направлений будущей работы ГПРЧП.

Поскольку показатели занятости в регионе АТЭС варьируются от экономики к экономике, в качестве объектов исследования были выбраны четыре страны – Корея, Сингапур, Япония и Вьетнам. Причины выбора четырех экономик заключаются в следующем. Во-первых, были отобраны Япония и Сингапур в качестве примеров хорошей экономики с хорошо работающими показателями занятости молодежи. Сингапур был специально выбран в качестве образцовой страны в области развития человеческих ресурсов. Во-вторых, Корея была выбрана, поскольку она также имеет широкий спектр хороших программ на рынке труда. В-третьих, Вьетнам демонстрирует признаки улучшения условий занятости молодежи, но по-прежнему сталкивается со многими проблемами.

Занятость молодежи в четырех странах
В каждой из четырех стран при составлении статистических данных о занятости молодежи используются различные определения понятия «молодежь». В Корее молодежь определяется, как «лица в возрасте от 15 до 29 лет», и это определение используется в качестве основы для составления статистики занятости молодежи. Однако, учитывая трудовую ситуацию в Корее, где молодые люди выходят на рынок труда относительно позже по возрасту, возраст молодежи определяется «от 15 до 34 лет».
Япония собирает статистические данные о молодежи в возрастной группе 15-24 лет, но для сбора freeters (людей, которые не имеют полной занятости или не имеют работы, за исключением домохозяек и студентов) используют категорию от 15 до 34 лет [1].

Сингапур определяет молодежь, как людей в возрасте 15-24 лет, в то время как Вьетнам рассматривает молодежь в возрастной группе 16-30 лет.
Между Кореей, Японией, Сингапуром и Вьетнамом существуют значительные различия в положении с занятостью молодежи. С 2000 года уровень безработицы среди молодежи Кореи (в возрасте 15-24 лет) был высоким – 9-10 %. Это показывает, что Корея еще не решила проблемы безработицы среди молодежи даже после преодоления так называемого «Корейского финансового кризиса». В зависимости от пола безработица среди мужской молодежи несколько выше, чем среди женской. Уровень безработицы среди молодежи Японии достиг пика в 2010 году на уровне 9,4% и снизился до 8,1% в 2012 году и до 4,6% в 2017 году [1].
Похоже, что причиной такого улучшения на молодежном рынке труда Японии является хорошее соответствие между спросом и предложением рабочей силы. Что касается спроса на рабочую силу, то обесценивание японской иены и внедрение Абэномики с 2013 года привело к повышению конкурентоспособности японской продукции, что в свою очередь привело к увеличению спроса молодежи на рабочую силу со стороны компаний. Что касается предложения рабочей силы, то предложение рабочей силы молодежи сокращается из-за низкой рождаемости. Безработица среди молодежи мужского пола в Японии также была несколько выше, чем безработица среди молодежи женского пола.

В период с 2000 по 2009 год уровень безработицы среди молодежи Сингапура (в возрасте 15-24 лет) был высоким и составлял около 10 %. Тем не менее, он снизился до 7,1% в 2010 году и 2015 году составил около 4% [1]. В отличие от Кореи или Японии, уровень безработицы среди женщин вдвое превышает уровень безработицы среди мужчин.
Уровень безработицы среди молодежи (в возрасте 15-24 лет) во Вьетнаме не является слишком высоким из-за высоких темпов экономического роста. Однако проблема безработицы среди молодежи по-прежнему остается нерешенной, поскольку создание рабочих мест еще не догнало предложение рабочей силы. Уровень безработицы среди молодежи во Вьетнаме с 2000 по 2017 год составлял около 5-7% , а в 2017 году-7 % [1]. Среди женской части молодежи уровень безработицы выше, чем мужской. Однако этот разрыв незначителен.
Можно отметить, что Япония и Сингапур в последнее время почти решили проблему безработицы среди молодежи, в то время как Корея и Вьетнам еще не решили.

Сходства и различия в области занятости молодежи в четырех странах
Существуют сходства и различия между четырьмя экономиками с точки зрения молодежного рынка труда. Одно из сходств, наблюдаемых в четырех экономиках, заключается в том, что существует несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, которое с каждым годом становится все более выраженным. Чтобы решить проблему несоответствия навыков, Сингапур запустил национальное движение под названием «Skills Future». Корея разработала национальные стандарты компетентности (НСК) для примерно 800 ключевых профессий и осуществляет профессиональную подготовку на основе НСК [1].
В Корее и в Японии в рамках программ страхования занятости осуществляются программы повышения квалификации в целях оказания поддержки компаниям и трудящимся путем оказания помощи безработным в повышении их квалификации, а также в приобретении ими профессиональных навыков на протяжении всей жизни. Перед Вьетнамом также стоит задача решения проблем несоответствия квалификации и нехватки квалифицированных молодых работников.
По мере того, как мы вступаем в эпоху Четвертой промышленной революции, проблема несоответствия квалификации станет важной проблемой для всех экономик.
Второе сходство, обнаруженное среди четырех стран, заключается в том, что доля молодых людей с низкокачественными рабочими местами очень высока. Особенно высока доля нерегулярных работников среди молодежи.

Третье сходство заключается в том, что молодежь, не получающая образования или профессиональной подготовки или безработная, является серьезной социальной проблемой во всех четырех странах, особенно в Корее.
Одно из различий, выявленных при сравнении молодежного рынка труда четырех стран, заключается в том, что в среднем молодому корейцу требуется 11 месяцев, чтобы найти свою первую работу после окончания университета. Это показывает, насколько трудно молодым корейцам перейти из школы на рынок труда. С другой стороны, 99% молодых японцев после окончания школы легко переходят на рынок труда [1].

Политические меры по борьбе с безработицей среди молодежи в каждой экономике
Решение проблемы безработицы среди молодежи является одним из главных приоритетов любой экономики. К политике в области занятости молодежи можно подходить с трех точек зрения: спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы и соответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Во-первых, с точки зрения спроса на рабочую силу важно поощрять компании, создавая больше качественных рабочих мест для молодежи. Спрос на рабочую силу растет, когда растет спрос на товары и услуги в динамичной экономике. А когда растет спрос на рабочую силу, растет и занятость молодежи. Спрос на труд является производным спросом от спроса на товары и услуги, производимые с помощью труда.

Корейское правительство определило, что основной причиной сохраняющейся безработицы среди молодежи после корейского финансового кризиса являются структурные проблемы корейской экономики и рынка труда. Поэтому оно проводит реформы рынка труда, эффекты которых пока не ощущаются. С другой стороны, Япония запустила подход Абэномики в 2013 году и видит плодотворные результаты в улучшении конкурентоспособности компаний и создании новых рабочих мест [1].
Вьетнам, Сингапур и Япония приняли подход, предусматривающий поощрение темпов экономического роста и создание рабочих мест для молодежи путем привлечения корпоративных инвестиций на основе улучшения инвестиционного климата и повышения конкурентоспособности экспорта.

Во-вторых, с точки зрения предложения рабочей силы на занятость молодежи влияют численность молодежи, уровень экономической активности, продолжительность рабочего времени и качество рабочей силы (образование и профессиональная подготовка). В Японии наблюдается сокращение предложения рабочей силы среди молодежи, вызванное низким уровнем рождаемости, что в свою очередь способствует решению проблем безработицы среди молодежи. Корея также является свидетелем быстрых изменений в структуре населения из-за воздействия низкого уровня рождаемости и старения населения. Значительное сокращение численности рабочей силы среди молодежи приводит к тому, что молодые трудовые ресурсы поступают на рынок труда медленно.

В-третьих, существуют различные стратегии на рынке труда, которые соответствуют спросу и предложению рабочей силы на рынке труда. Министерство занятости и труда Кореи и Корейская Служба информации о занятости совместно разработали и управляют Work-Net (существует связь между работодателем и ищущими работу), Национальным порталом занятости, используют Фонд страхования занятости [1]. Чтобы дать молодежи возможность найти работу сразу после окончания школы,
важно помочь молодым людям понять пути карьеры и спектр рабочих мест, начиная с подросткового возраста. Также важно иметь возможность пройти стажировку по различным видам профессий. Именно по этой причине Корея предоставляет детям и подросткам возможность пройти стажировку и профориентацию через Korea Job World. Корейское правительство также открыло университетские центры занятости с 2015 года для оказания поддержки студентам университетов в поиске работы.

Япония открыла 57 центров занятости для выпускников, чтобы помочь найти работу. В Японии существует 28 центров занятости молодежи, чтобы помочь нерегулярным работникам найти регулярные рабочие места [1]. Местные органы власти Японии открывают центры поддержки молодежи или центры поддержки Hikikomori (люди, живущие на иждивении), чтобы предложить индивидуальные услуги по трудоустройству.

Последствия

Во-первых, крайне важно обеспечить создание рабочих мест путем поддержания стабильной макроэкономики и реформирования правил и систем, препятствующих созданию рабочих мест.
Во-вторых, к занятости молодежи необходимо подходить с двух точек зрения: увеличения числа рабочих мест для молодежи и улучшения их качественности.
В-третьих, плавный переход со школьной скамьи к рынку труда, имеющее решающее значение для предотвращения безработицы среди молодежи.
В-четвертых, необходима профессиональная подготовка на протяжении всей жизни.
В-пятых, необходимо постоянное обновление механизмов предоставления услуг по трудоустройству и информации о рынке труда.
В-шестых, NEETs (люди ничем незанятые) или Hikikomori имеют очень сложные препятствия в поиске работы, поэтому для них должны быть предоставлены индивидуальные услуги по трудоустройству.
В-седьмых, политика в области занятости должна разрабатываться и осуществляться в соответствии с этапом экономического развития и политической, социально-экономической и культурной средой каждой отдельной экономики.
В-восьмых, важно создать систему социальной защиты для многих молодых людей, которые могут попасть в число безработных.
Таким образом, примеры Японии, Кореи, Сингапура и Вьетнама, как лучшие практики молодежной политики занятости, могут служить хорошим примером для многих других экономик АТЭС.

Литература:

  1. Best Practices of Youth Employment Policies in Selected APEC Economies. – Singapore, 2018. – 122.