Зрячев С.В. , Горынина Т.А.
Педагогический университет им. Козьмы Минина
МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация
В данной статье авторы рассматривают влияние развития компьютерных технологий на разные сферы искусства Глобальное внедрение информационных технологий существенно отразилось на методах работы в киноиндустрии, профессиональной деятельности художников, дизайнеров и иллюстраторов; породило принципиально новые направления и способы реализации тех или иных процессов, такие как цифровая живопись, трехмерное моделирование, компьютерная графика, спецэффекты в кинофильмах, web-дизайн.
Ключевые слова: компьютерные технологии, цифровая живопись, трехмерное моделирование, web-дизайн, спецэффекты.
Keywords: computer technologies, digital painting, three-dimensional modeling, web-design, special effects.
Роль информационных технологий (далее ИТ) в современном мире возрастает с каждым днём. Миллионы пользователей персональных компьютеров, ноутбуков, смартфонов, различных гаджетов и устройств, а также сети Internet не могут представить свою повседневную жизнь (учебу в школе/университете или работу) без удобств, предоставляемых ИТ. Современные компьютерные технологии выполняют те или иные функции во всех сферах человеческой деятельности – такова реальность 21 века. Промышленность, экономика, бизнес, образование, медицина, социальная жизнь людей, киберспорт – все эти направления уже вступили в многочисленные взаимодействия с электронной средой. Человечество все ближе к глобальной информатизации общества.
Интересно пронаблюдать, как технологический прогресс отразился на том, что всегда было присуще лишь человеку и претворялось в жизнь вручную. Такой областью являются дизайн и изобразительное искусство. Мы все наблюдаем, как многие художники отходят от традиционных красок и кистей и меняют их на компьютер и графический планшет. Возникновение этого нового этапа в развитии современного искусства определило и принципиально новые течения и направления в создании изображений. Можно сказать, что уже в широких массах новый принцип художественных процессов приобрел высочайшую популярность. В сети Интернет можно наблюдать огромное количество компьютерных художников, которые самостоятельно всему научились. Создание каких-либо дизайнерских или изобразительных работ сразу на персональном компьютере дает автору возможность очень быстрого получения обратной связи от своей публики, в качестве которой выступают пользователи сети.
Сейчас компьютерные технологии применяются в самых разных сферах человеческой деятельности. Именно этот факт обусловил окончательное обособление виртуального искусства как самостоятельного и востребованного направления. Вместе с этим изменения претерпел и список профессий. Совершенно очевидно, что индустрия сразу же стала нуждаться в квалифицированных специалистах, которые не только могут успешно применять на практике технологии компьютерной графики, для реализации самых многозадачных проектов, но и уверенно чувствовать себя в постоянно меняющейся среде технологического прогресса. Web-дизайнер — самый яркий пример в одно время интересной, но довольно сложной профессии, которая очень популярна на сегодняшний день.
Если исследовать определения, даваемые современными словарями, то можно сделать вывод о том, что web-дизайнер — это специалист, которому необходимо совмещать в своей деятельности навыки программиста и художника. Его основная задача заключается в разработке и оформлении онлайн-проекта таким образом, чтобы им заинтересовалось как можно больше пользователей сети Internet.
Изначально, с возникновением всемирной паутины World Wide Web, web-страницы использовались для получения и расширения информационных ресурсов. Сейчас же мы видим и ощущаем на себе огромное влияние интернет-сайтов: многочисленная реклама, онлайн-магазины, образовательные и развлекательные порталы и ресурсы, а также многое другое. Именно поэтому специалист данной профессии должен обладать следующими важными компетенциями: владение языком и интерфейсом специальных компьютерных программ, дизайнерское мышление.
Специфика профессиональной деятельности web-дизайнера заключается в его умении разрабатывать такое оформление сайтов, которое бы привлекало пользователей и в то же время удовлетворяло специальным требованиям сети, т.е. графические элементы (баннеры, логотипы, иллюстрации и т.д.) должны быть оптимизированы. Необходимо учитывать и то, что конечный результат клиент будет оценивать исходя из того, что будет представлено на мониторе компьютера, поэтому выбор цвета, стиля и шрифта тоже требует большой ответственности. Помимо визуального оформления, в задачи web-дизайнера входит и вопрос навигации по интернет-страницам, а также учет времени загрузки сайта.
Наиболее продвинутые и квалифицированные специалисты занимаются разработкой оформления интерактивных сайтов. Для этого необходимо к основным навыкам (художественный вкус и знание HTML-языка) прибавить владение классическим программированием и знание баз данных.
Очевидно, что такой современный специалист как web-дизайнер должен постоянно находиться в процессе обучения и повышения своего уровня знаний в профессиональной деятельности, ведь мир информационных технологий не прекращает развиваться. К тому же просто необходимо всегда следить за новыми трендами, течениями и направлениями в сфере дизайна, т.к. основной задачей данного специалиста является разработка эстетической составляющей сайтов, приложений и электронных страниц. Web-дизайнер практически всегда подвержен неблагоприятному воздействию огромных массивов данных, поэтому он должен уметь распределять объём информации, концентрировать и переключать внимание. Работа с заказчиками проектов, которые не всегда могут согласиться на предоставленный им на рассмотрение вариант, обязывает специалиста проявлять терпение и применять некоторые психологические приёмы при общении с клиентом. Внимательность, тщательность, аккуратность и усидчивость тоже являются немало важными качествами в профессиональной деятельности дизайнера сайтов.
С появлением новых профессий, стали появляться и новые направление в искусстве. Можно ли было представить, что в недалеком будущем, появится такое понятие как цифровая живопись. Теперь же под этим понимается создание графических электронных изображений в среде специальных компьютерных программ, свойства и элементы которой заменяют традиционные инструменты художника [1, 877].
Компьютер по своей сути совмещает, совершенствует и упрощает взаимодействие человека с изображением чего-либо. Он заменил мольберт, краски и кисти. Хотя такой способ художественного процесса достаточно противоречив. С одной стороны, очень сложно сравнивать гениальные художественные произведения мирового искусства, созданные мировыми творцами, с картинами, выполненными и созданными от начала и до конца на компьютере и в основном упрощают процесс их написания. Если посмотреть с этой стороны, то цифровые картины заслуживают меньшего внимания. Но с другой стороны, чтобы сделать шедевр на компьютере нужно не просто обладать начальными знаниями о написании картины, но также знать, как пользоваться компьютером и той или иной графической программой.
Но следует отметить, что художники не закованы в рамки. Некоторые из них совмещают традиционный метод изобразительного искусства с современным и успешно справляются с этим. Вначале художник создаёт первоначальный эскиз на бумаге, а потом успешно дорабатывает его на компьютере, путем различных модификаций ручного изображения. Или может перенести нарисованное от руки изображение сразу на компьютер с помощью графического планшета. Нет ничего невозможного в современном мире.
Поэтому сейчас цифровая живопись является достаточно доступной средой. Для полноценной работы требуется не так уж и много. Компьютер достаточной мощности или ноутбук, графический планшет и программы, которые можно подобрать из сотни имеющихся. Что же это даст художнику? Например, возможность поменять цвет какого-либо элемента прямо при написании картины, отменить последние действия при ошибке, кроме этого художник может в любой момент сохранить свою работу и возвращаться к ней в любое время. Это всё поможет ускорить тот или иной процесс и значительно сэкономить время и при этом никак не отразится на внешнем состоянии изображения. Сейчас цифровая живопись более чем актуальна и обходить её стороной, по крайне мере глупо. Ведь она не ограничивается только 2D пространством.
Сейчас активно применяется компьютерная графика, а в частности её возможности воспроизводить трёхмерное пространство. Появление цифровой компьютерной графики стало возможно еще в далеком 1951 году, с появлением первых цифровых компьютеров. История берёт своё начало с проекта «Вихрь» Массачусетского технологического института – первого в истории компьютера с видеотерминалом, где графика была применена как средство преобразования данных, полученных от радара, в наглядную форму. (сделать сноску) В конце 60-х в области компьютерной графики начали работать независимые компании, что дало толчок для развития потребительского рынка. В период с 70-х и по сей день идёт стремительное улучшение этой технологии. С 90-х уже стираются отличия между компьютерной графикой и обработкой изображения, появляется возможность работать в видео формате. [2, 205]. Сейчас же идет активное развитие технологий VR (Virtual Reality). Таким образом, с быстрорастущими технологиями, в современных реалиях нельзя представить ни одну сферу общественной жизни, в которой графика бы не участвовала. Она уже крепко закрепилась в бизнесе, а значит и вовсю присутствует в современном искусстве. Поэтому сейчас различные дизайнеры, архитекторы и художники не могут обойтись без применения компьютерной графики, особенно в её 3D воплощении.
Всё благодаря тому, что 3D-графика в своих принципах сочетает растровые и векторные формы представления объектов в компьютерной графике. В ней с точностью можно отразить передачу пространства, среды, светотени; законов линейной, воздушной и цветовой перспективы, что позволяют современные технологии. Можно поместить созданный объект в определенную среду, а также добавить различные анимации, что позволит протестировать объект и рассмотреть его со всех сторон. Заложенные в основу векторные принципы построения изображения позволяют рассмотреть каждый компонент объекта как отдельную самостоятельную единицу и изменять его независимо от остальных. Дизайнеры интерьера при помощи этого могут спроектировать полностью рабочий макет квартиры своего заказчика на основе трехмерной графики, показывая реальную картину будущей работы, а художники и вовсе совместить 2D и 3D стили в своей картине.
Использование 3D-графики, как и говорилось ранее, не ограничивается только искусством. Например, её активно применяют в машиностроении или при постройке многоуровневых зданий и сооружений, где каждый просчёт или ошибка может повлечь за собой ужасные последствия.
Благодаря современным информационным технологиям, разные виды искусства могут проявиться не только в статичной форме или просто на бумаге, но и быть наглядно показаны массовой публике на экране. Сейчас это возможно благодаря различным фильмам и компьютерным играм.
Спецэффекты в кино обычно называют «CGI» computer-generated imagery, буквально это переводиться как «изображения, сгенерированные компьютером».
Сейчас зрители уже не могут представить современный кинематограф без использования высококлассных спецэффектов. Они помогают создателям того или иного произведения наиболее реалистично воссоздать на экране целый мир, фантастических персонажей, всевозможные ситуации и обстановки. Безусловно, одним из наиболее масштабных и значимых этапов в эволюции кинематографа стал фильм «Звездные войны», а точнее его первая часть, которая была выпущена на экраны в 1977 году. [3, 378] Именно этот год считается началом зарождения такого направления как спецэффекты в кино. Ещё ни в одном фильме на тот момент не были показаны сцены, происходящие в космосе. В «Звездных войнах» зрители впервые увидели обитателей других планет, неизвестные миры, фантастические корабли и многое другое. Заслуга принадлежит режиссеру фильма Джорджу Лукасу, именно его инновационные идеи помогли воплотить в жизнь эту фантастическую эпопею, включающую на сегодняшний день 10 полнометражных фильмов, а также анимационные сериалы, компьютерные игры, комиксы и так далее. Никто бы и не подумал, но на самом деле все это удалось воплотить в жизнь за счет съёмки макетов небольших размеров на синем фоне, на которые накладывались рисованные изображения.
Следующей нишей в развитии киноэффектов можно назвать аниматронику. Применение именно этого метода помогает создавать самые разнообразные и достаточно реалистичные образы фантастических персонажей. Идея заключается в разработке роботизированного макета для подвижных объектов. Впервые эту технологию использовал режиссер Стивен Спилберг на съемках киноленты «Парк Юрского периода» в 1993 году. В таких случаях используют робота-аниматроника, который запрограммирован на все необходимые действия, движения и даже мимику.
Более современным и сложным с технической точки зрения методом создания персонажей является специальный костюм, на поверхности которого закреплены небольшие датчики. Когда актер совершает какие-либо действия, костюм начинает это фиксировать и передавать информацию в компьютер. После анализа всех записанных движений на экране генерируется трехмерная модель, повторяющая игру актера. Впервые специальный костюм использовали на съемках фантастического фильма «Властелин колец». Энди Серкис, британский актер, перевоплотился в одного из персонажей данного фильма, лишь за счёт того, что взаимодействовал со всеми на съемочной площадке только в костюме с многочисленными датчиками. Для реализации подобного эффекта необходимо было снимать одни и те же сцены несколько раз на десятки камер.
Естественно, ни один качественный фильм на сегодняшний день не обходится без трехмерной графики. Любая фантазия человека может ожить на экранах благодаря правильному сочетанию компьютерных программ и таланта художника. Использование компьютерной графики в кинофильмах – невероятно масштабный и трудоемкий процесс. Над созданием реалистичных трехмерных моделей работает сразу целая команда профессионалов: режиссер, сценарист, 3D-художники. В этот процесс входят: моделирование, текстуирование, анимация, визуализация.
Человечество не стоит на месте, наука уверенно шагает только вперед. Компьютерные технологии не только помогают человечеству в повседневной жизни, но и определяют уровень прогресса нашего общества. В эпоху информатизации уже никого не удивляет возможность создания абсолютно любых проектов с использованием трехмерного моделирования и компьютерной графики. Невероятно реалистичные сюжеты кинолент, интерактивные сайты, цифровые иллюстрации.
Литература
- Турлюн Л.Н. Цифровая живопись как вид компьютерного искусства // Молодой ученый.2016. №4. С. 876-879. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/108/26005/
- Кравченко И.А. Обертас О.Г. К вопросу применения компьютерных технологий в дизайн-проектировании // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/FvBjF
- Васильева Е.Ю. Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований //2011. №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16556274