МЕТОДИКИ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Логинова А.А.

Студент кафедры иностранных языков и методики их преподавания

МЕТОДИКИ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Глобализация английского языка в условиях современного общества позволяет нам говорить о его важной роли в нашей жизни. Расширение лексикона учащегося является одним из главных условий успешного продвижения в изучении данного языка. В статье подробно рассматриваются понятие памяти, её виды в зависимости от способа сохранения и воспроизведения информации, её особенности, а также влияние свойств памяти на эффективность обогащения словарного запаса обучающегося. Предлагаются различные методики запоминания, приводятся возможные способы осуществления их на практике в процессе обучения иностранному языку в школе, а также в условиях самостоятельного изучения и запоминания английской лексики.

Ключевые слова: английский язык, память, методика, лексика, эффективность

Key words: English, memory, methodology, vocabulary, efficiency

Научный руководитель: Люленкова О.Ю.

Старший преподаватель кафедры психологии и психофизиологии

Елецкий Государственный Университет им. И.А. Бунина

«Владеть другим языком – значит иметь вторую душу.»

(Карл Великий)

Двадцать первый век, характеризующийся развитием компьютерных технологий, а также модой, связанной с подражанием культуре американского народа, внёс значительные изменения в современный жизненный уклад всего человечества. Именно на данном этапе развития общества, с изобретением в США Интернета и компьютера — средств мгновенной передачи информации, происходит глобализация английского языка, он становится международным.

Условия существования современного человека предполагают практически ежедневное использование английского языка во многих сферах жизнедеятельности. Сегодня все технические инструкции и программы для новых средств обихода пишутся на английском. Научные доклады, статьи, и аннотации так же выходят в свет на английском. Девяносто процентов Интернет-ресурсов — англоязычные.

Несомненно, данная тенденция внесла изменения и в современную систему образования в РФ. На настоящий момент ученики большинства российских школ изучают английский язык как первый иностранный. Тем не менее, по мере увеличения динамики развития общественного прогресса, требования внешнего мира по отношению к уровню знаний, умений, навыков и готовности учащегося к активному взаимодействию в социуме с каждым днем возрастают.

Система современного образования постоянно развивается, претерпевает какие-либо изменения в своём содержании, исходя из поставленных целей и задач, которые регламентируются ФГОС ООО. Данный нормативный документ гласит, что результаты и условия освоения основной образовательной программы по предметной дисциплине «Иностранный язык» должны соответствовать следующим требованиям: сформированность иноязычной коммуникативной компетенции; наличие систематизированных знаний о языке, расширенного лингвистического кругозора и лексического запаса; владение общей речевой культурой; сформированность интереса к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях [1, 9].

В данной работе мы хотели бы уделить внимание тем особенностям изучения иностранного языка, которые непосредственно влияют на формирование коммуникативной англоязычной компетенции (навыков общения и правил речевого поведения). По мнению этнолингвиста Д. Хаймса, это внутреннее знание ситуационной уместности языка. Он определяет её как способность, позволяющую быть участником речевой деятельности. Этот же ученый установил, что основными факторами, позволяющими достичь такого уровня владения языком являются: обширные знания в области грамматике, обладание достаточным лексическим запасом, а также понимание социальных условий их употребления [11, 269-293].

Безусловно, без создания необходимой лексической базы и её дальнейшего расширения невозможно говорить о достижении такого рода компетенции. Ведь именно недостаточно развитый словарный запас является одной из основных причин, препятствующих качественному освоению и дальнейшему использованию английского языка.

Несомненно, чтобы в распоряжении человека, изучающего иностранный язык, всегда было именно то слово, которое необходимо для использования в той или иной ситуации общения, он должен поспособствовать тому, чтобы слово надежно «отложилось» в памяти.

Для учителей изучение механизмов и особенностей памяти имеет важное значение, так как учебные успехи детей в большинстве случаев определяются способностями их памяти, что занимает далеко не последнее место в процессе обучения.

В психологической научной дисциплине понятие памяти и особенностей её развития изучали многие педагоги и психологи, такие как Г. Эббингауз [10], П. Жане [4], А. Н. Леонтьев [6], А. А. Смирнов [8] и другие.

Одними из первых ученых, начавших изучение памяти стали французские психологи, в особенности П. Жане. Он одним из первых стал подразумевать под памятью совокупность действий, направленных на запоминание, переработку, а также хранение материала [4, 89].

Существует несколько основных подходов классификации видов памяти. Для изучения особенностей усвоения новой информации мы ориентировались на классификацию видов памяти, основой для выделения которых послужил характер преобладающей психической активности, проявляющейся в процессе запоминания, предложенной П.П. Блонским [2]. Рассмотрим подробнее их характерные черты.

  1. Двигательная (или моторная) память отвечает за формирование двигательных навыков, таких как езда на велосипеде, ходьба, плавание и т.д.
  2. Эмоциональная память хорошо развита у людей, хорошо запоминающих свои собственные эмоции и чувства (радости, горя, стыда, удовлетворения) в определенный момент.
  3. Образная память связана с запечатлением информации, представленной в виде картин, звуков, вкусов, запахов. Этот вид памяти в свое время подразделяется на зрительную, осязательную, слуховую, обонятельную и вкусовую.
  4. Словесно-логическая память характеризуется лучшим запоминанием мыслей, суждений, понятий.

В психологии существует еще одна, не менее важная классификация памяти, основанная на степени волевой регуляции человека. В ней представлены два типа памяти:

  1. Непроизвольная память – процесс запоминания, основанный на автоматическом способе усвоения информации, без какой-либо цели, без специальных волевых усилий.
  2. Произвольная память, наоборот, характеризуется осознанным контролем за процессом запоминания со стороны человека, приложением особых волевых усилий, постановки цели и использованием специальных средств и методов, позволяющих повысить эффективность усвоения информации.

Изучением данных видов памяти (произвольной и непроизвольной) занимался советский психолог А.А. Смирнов. Согласно его трудам [8], запоминание информации на базе непроизвольной памяти, при условии наличия осознанности действий, отличается высоким уровнем последующего воспроизведения материала, при том, что установки на запоминание в процессе взаимодействия испытуемого с данным материалом не осуществлялось.

Но, согласно мнению профессора А.В. Петровского [9, 293], в повседневной жизни, активной деятельности человека, особенно в обучении или самостоятельном изучении новой информации, произвольная память оказывается намного продуктивнее; результаты дальнейшего воспроизведения информации при усвоении её с помощью использования специальных волевых усилий легче поддаются прогнозированию. Поэтому, мы отобрали те способы и приемы запоминания, которые базируются именно на произвольном виде памяти.

Когда человек ставит перед собой конкретную цель – запомнить необходимую/интересную/важную информацию и сделать это максимально эффективно, он стремиться использовать особые методы, позволяющие ему осуществить свое желание. Совокупность данных методов и приемов получили название – «мнемотехника». В данном случае, способ «зазубривания» материала наизусть исключается совсем. Основной упор делается на «заполнение» слова ярким образом, раскрывающим его содержание.

Для упрощения запоминания используются множество приемов, проверенных на практике. Так, исследованиями мнемотехники занимались философы (Аристотель, Сенека, Джордано Бруно), зарубежные (Герман Эббингауз [10]) и отечественные психологи (Л. С. Выготский [3], А.Н. Леонтьев [6], П.И. Зинченко[5]).

С помощью использования приемов мнемотехники, процессом запоминания можно управлять осознанно, получая при этом вполне оправданные результаты. Основываясь на вышеперечисленной классификации видов памяти по П.П. Блонскому, мы, проанализировав различные мнемотехники, разделили их на группы в зависимости от психической активности, которая преобладает в том или ином методе эффективного запоминания.

Так, двигательный тип памяти выступает основным в методе прописывания. В данном случае происходит активирование запоминания определенной последовательности механических действий. Если довести написание слова до автоматизма, то вероятность возникновения ошибки при написании диктанта/употреблении его в сочинении значительно снижается.

Ко второму типу памяти, эмоциональному, можно отнести творческий метод создания «игры» для запоминания необходимой лексики. Здесь эффективно будет применение таких игр как «Крокодил» или создание небольшой сценки. Например, при изучении темы “Family”, педагог может выбрать нескольких обучающихся и распределить между ними роли (mother, father…), затем разыграть смешную ситуацию домашнего быта. Применение таких методов гарантированно вызовет у детей положительные эмоции и заинтересованность.

Большое количество мнемотехник можно отнести к такому типу памяти, как образная, так как основная цель мнемических приемов – создание ярких, запоминающихся образов для «обыгрывания» содержания слова, понятия или предмета.

Один из способов образного запоминания – составление рифмовок. Такой метод будет особо эффективным при изучении неправильных глаголов английского языка. Пример стихотворения:

Я в буфете buy-bought-bought

Первоклассный бутерброд.

За него я pay-paid-paid,

В классе в парту lay-laid-laid.

И совсем не think-thought-thought,

Что сосед его умнет.

И теперь мне очень грустно –          

Smell-smelt-smelt он очень вкусно! [13]

Так же, метод группировки тоже будет не менее эффективен. В английском языке похожие по методу изменения неправильные глаголы могут объединяться в группы и таким способом будут быстрее запоминаться:

Таблица 1.

Группа схожих по способу изменения неправильных глаголов английского языка.

Infinitive Past Simple Past participle Перевод
cost cost cost стоить
hit hit hit ударять, поражать
hurt hurt hurt повредить, ушибить
let let let позволять
put put put класть

Использование принципа наглядности так же обеспечивает высокую эффективность и степень усвояемости материала. В качестве вспомогательных предметов в процессе запоминания английской лексики могут выступать картинки, слайды презентации, собственные зарисовки детей в тетрадях.

Последний тип памяти в данной классификации – словесно-логический.  Один из наиболее известных методов, который базируется именно на нём –ассоциативный метод. Суть его состоит в том, что к изучаемому иностранному слову подбирается слово, похожее по звучанию или ассоциирующееся у учащегося с ним в его родном языке. Затем создается необычная, интересная фраза, которая хорошо запомнится ребенку.

К примеру, возьмём английское слово eye (перевод – глаз). Построим к нему ассоциацию по звучанию — [aɪ] – закрывАЙ. Следующий шаг – придумывание фразы «Глазки закрывАЙ» [12].  Важно помнить, что лучше всего запоминанию поддаются не статические величины, а именно то, что отличается своей динамикой, поэтому особое значение имеет «оживление» придуманной фразы. В данном примере мы можем представить себе следующую картину. Поздний вечер, ребенок лежит в кровати, к нему подходи его мама, нежно целует в лобик и приговаривает: «Спи, глазки закрывАЙ».

Такой способ запоминания слова, безусловно, требует времени и определенного творческого потенциала. Но и результат применения такой мнемотехники будет качественный.

Безусловно, в процессе педагогической деятельности наибольшей эффективности можно достичь, применяя разнообразные приемы мнемотехник, различающихся по типу психической активности, которая берется в каждом из них за основу.

Тем не менее, существует ещё несколько факторов, от которых зависит степень усвояемости материала. Рассмотрим свойства памяти, которые играют в этом важную роль.

Первое свойство – емкость информации. Это то количество информации, которую человек способен запомнить за один раз. У каждого из нас эта цифра различается, но усреднённое значение составляет 7 единиц. Таким образом, человек может запомнить 7 букв, 7 слов, 7 словосочетаний, 7 абзацев. В данном случае эффективно будет использование метода группировки информации на смысловые части, либо составление смысловых частей из разрозненных единиц. Сравните, например, какую комбинацию цифр легче запомнить: 123456789 или 123-456-789. Безусловно, второй вариант окажется более лёгким для запоминания. Таким образом, изучение отдельных слов английского языка – неэкономное использование свойств нашей памяти. Гораздо эффективнее будет запоминание не просто “rabbit” (кролик) и “white” (белый), а составленного словосочетания “white rabbit” (белый кролик).

Ещё одним, не менее важным свойством памяти является установка на запоминание и воспроизведение. В эксперименте П. Радосавлевич [7, 89] выяснилось, что без должного настроя и понимания цели изучения материала, человек, зачастую, оказывается неспособным воспроизвести прочитанное. Поэтому данное свойство памяти также должно учитываться.

Так как процесс забывания является одним из структурных компонентов памяти, то ему следует уделять не меньше внимания, чем процессу запоминания информации.

Опыты Эббингауза показали, что через час после запоминания, забывание достигает 56%, в дальнейшем оно также прогрессирует, но медленнее [10, 108]. Поэтому одна из важнейших задач учителя – не только применять различные способы, методы и приемы более эффективного запоминания английской лексики, но и обеспечивать необходимый и достаточный контроль знаний учеников, вести постоянную корректирующую работу и предоставлять задания на повторение изученного материала.

Таким образом, факторы, влияющие на эффективность и успешность запоминания можно ранжировать в порядке уменьшения их значимости:

  1. Ведущий тип памяти во взаимодействии со способом подачи материала
  2. Наличие/отсутствие установки, цели или мотивации запоминания
  3. Осмысленность (образование логических связей между частями материала) и степень структурированности этого материала
  4. Количество повторений изученного
  5. Количество информации

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо учесть, что учащемуся средней школы необходимо изучать большой объем информации по дисциплине «английский язык». Главным помощником и наставником в этом нелегком труде выступает учитель, основная задача которого состоит в том, чтобы облегчить, ускорить и сделать максимально эффективным и интересным процесс запоминания необходимой информации, применяя и передавая опыт использования особых «техник». В противном случае, уроки английского языка превратятся в рутину, а результативность таких занятий «сойдёт на нет».

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  2. Блонский П. П. Память и мышление. — М.: ЛКИ, 2007. — 208 с.
  3. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте. — М.: Говорящая книга, 2012. — 64 с.
  4. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во ЧеРо, 2000. — 371-379 с.
  5. Зинченко П.И. Вопросы психологии памяти. — М.: Наука, 2009. — 347 с.
  6. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980г. / Под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 304 с.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство Питер, 2002. — 325 с.
  8. Смирнов А.А. Развитие логической памяти у детей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980г. / Под. ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 304 с.
  9. Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов / Под. ред. проф. А.В. Петровского. — Изд: 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 479 с.
  10. Ebbinghaus, H. Über das Gedächtnis. Leipzig, 1885. — 189 s.
  11. Hymes, D. On Communicative Competence. In J.B.Pride and J.Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. — 293 p.
  12. База словарных статей для эффективного заучивания английских слов по методу запоминания с помощью мнемонических ассоциаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.barius.ru/english/
  13. Стихи с неправильными глаголами на английском: формы глаголов быстро и весело [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/GNMkw