Вартанова Л.К.
Доцент кафедры «Дизайн и прикладное искусство», МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ
Аннотация
В статье рассмотрены различные способы выражения творческого мышления, о том, как можно выразить свою мысль графическим изображением, рисунком и письмом в ассоциативных интеллект-картах и о других методах подачи материала. В процессе создания собственного стиля, простая форма подачи материала может открыть новые просторы для проявления вашей фантазии и выражения нового образа в создании произведения. С помощью простых форм, линий и точек, изображения людей, животных и растений у них настолько живые, что можно услышать журчание рек, пение птиц и шелест листьев на деревьях. Великие мастера изобразительного искусства неоднократно говорили, что рисунок составляет основу искусства и что рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником.
Ключевые слова: визуализация мышления; интеллект-карта; облако идей; визуальная коммуникация.
Keywords: visualization of thinking; mind mapping; a cloud of ideas; visual communication.
Многие люди негласно уверены, что в современном технологическом обществе художественные способности не очень-то и важны. И, тем не менее, творчество мы ценим и, независимо от сферы наших интересов и рода занятий, ищем способы развить в себе эти способности творить. Можно ли выучиться творческим способностям с учётом формировании профессионализма в графическом дизайне? Да, можно. Ведь если человек научился читать, писать, говорить и выражать свои мысли вербально, то почему он не может выразить свою мысль графическим изображением, рисунком? Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором зиждется всё изобразительное искусство. Изучение графического наследия выдающихся художников прошлого и настоящего наглядно свидетельствует о значении рисунка в их творчестве. Одним из методов научиться рисовать и творчески мыслить, это познать и созерцать творения художников-мастеров. Знакомясь с их произведениями, пытаясь улавливать их настроение, нюансы, можно по-новому взглянуть на процесс изображения и создания нового художественного образа, грамотно освоить какие-то приёмы подачи материала и, таким образом, создавать искусство собственного стиля. Изучая техники исполнения мастеров, начинаешь понимать их мир, ценность и значимость их работ.
В процессе создания собственного стиля, простая форма подачи материала может открыть новые просторы для проявления вашей фантазии и выражения нового образа в создании произведения. Если, как сказал Анри Матисс, что «Творчество требует смелости», то можно начать творить с экспериментов. Глядя, например, на картины Хуана Миро, больше всего впечатляет то, что в одном его творении можно увидеть множество разнообразных художественных техник. Создаётся впечатление, как будто он играл и наслаждался различными материалами. А Филип Гастон, который был художником-самоучкой, рисовал то, что ему нравилось. Его творчество делилось на два периода: образная живопись, которая была символической с использованием узнаваемых образов в анимационном стиле, и, абстрактная живопись с экспрессионизмом, где сливались все его увлечения. Вдохновляясь произведениями Гастона, можно создавать свои картины со своими героями, в таком же анимационном стиле. Филип Гастон считал, что от страха перед белым листом бумаги может помочь создание нового рисунка поверх предыдущего, если его закрасить или вовсе уничтожить. Так он избавлялся от казавшихся ему неудачных работ, легко заменив их чистым листом бумаги. Если обратиться к искусству индийского племени Варли, то очень легко можно выражать какие-то образы, посредством простых форм: круг, треугольник, квадрат.
Подача этих графических изображений ясно отображает соответствующую тематику и вполне понятные её действия: танец, охоту, уборку урожая. С помощью простых форм, линий и точек, изображения людей, животных и растений у них настолько живые, что можно услышать журчание рек, пение птиц и шелест листьев на деревьях. По их мнению, жизнь – это циклическое явление, без начала и конца и поэтому форма круга в живописи Варли является важным элементом изображения. Проделав простейшие упражнения, в качестве основы используя точки, линии, треугольники, круги и квадраты, можно создавать своих человечков и животных в разных их проявлениях. «Основополагающими составляющими являются сочетания традиции с современными элементами графики, которые зачастую представляют дизайн в интернациональном стиле. Можно сказать, этот визуальный язык графики понятен каждому зрителю» [1, с. 22].
Простые абстрактные формы круг, треугольник, квадрат, любил использовать также и Василий Кандинский. Он был известен как первый художник-абстракционист, обладающий особенным даром «синестезия», который позволял ему видеть звук и слышать цвет. Он писал картины, пытаясь создать живопись, эквивалентную симфонии, позволяющую ему видеть и слышать[11]. Великие мастера изобразительного искусства неоднократно говорили, что рисунок составляет основу искусства и что рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником. Не лишним было бы здесь добавить: прежде чем научиться рисовать, хорошо бы научиться видеть. Умение видеть всегда вызывает желание творить. Одним из способов развития такого «видения» и формирования творческой индивидуальности является графическое изображение ассоциативного рисунка. Существует мнение, что хорошее обучение имеет не меньшее значение, чем талант.
Если человеку, независимо от рода деятельности, отойти от привычного режима мышления и попытаться увидеть вещи по-иному, взглянуть на мир с другой точки зрения, то так, например, математик в цифрах сможет увидеть иной образ выражения. Например, в единице «1» с остроконечным углом, – целеустремлённость и оптимизм, в двойке «2» – хоть она и двойка, цифру умную и уверенную в себе. Умную, потому, что имеет головку, а уверенную, потому, что имеет твёрдое основание, ну а восьмёрка «8» и вовсе может показаться бесконечностью. Ведь если человек выучился писать слова со многими знаками разных форм, в виде букв, то не проще ли выразить то же самое слово в графическом изображении, например, в виде одной линии? Так, например, слово «спокойствие» можно изобразить горизонтальной линией, а слово «тревога» — ломаной, и т. д[10].. Выходит, не так уж и обязателен талант, чтобы научиться видеть вещи «другими глазами», глазами, так называемых, творчески одаренных людей.
Непосредственное восприятие вещей доступно каждому, так как иной род видения и визуальное восприятие являются неотъемлемой частью процесса мышления – а значит, и творчества. Если объект нашего внимания вызывает какие-то чувства, переживания, и при этом возникают вопросы, на которые мы пытаемся ответить, то можно сказать, что процесс творческого мышления начался. Важны сама формулировка вопроса или проблемы.
Макс Вертгеймер в своей книге «Продуктивное мышление» говорит: «Функция мышления состоит не просто в решении существующей проблемы, но в открытии, в предвидении, углублении вопросов. В великих открытиях зачастую важнейшим делом было найти нужный вопрос. Придумать и задать продуктивный вопрос зачастую важнее, зачастую является большим достижением, чем отыскание ответа на поставленный вопрос». Но и здесь, поскольку, ответ является неизбежным фактором, для людей с преобладающим наглядно-образным типом мышления, особенно велико значение визуальных, графических образов. Ведь один графический рисунок может сказать больше сотни услышанных слов. Разница лишь в том, что с помощью слов рассказывают, а с помощью рисунков показывают. А. Энштейн в письме Ж. Адамару говорил о себе, что слова в их письменной или устной форме не играют значительной роли в его механизме мышления, основные элементы мысли для него – это определённые знаки и образы.
На языке графического дизайна, используя средства визуальной коммуникации, мы излагаем идею, доносим информацию и занимаем определённую позицию по какому-либо вопросу. И поскольку первая визуальная коммуникация складывается по первым зрительным впечатлениям, дизайн, безусловно, должен быстро, доступно и выразительно донести информацию до зрителя.
Механизм творческого мышления и проявление его визуального образа на языке графики представляется самыми различными методами подачи материала[8].Одним из результативных способов выражения образов, мыслеформ и других творческих идей является составление интеллект-карт. Например, для начала достаточно выписать несколько ключевых слов заданной тематики, после чего пройти, так называемый, период инкубации, что означает знакомство с различными формами информаций: прочитывание статей, просмотр фотоматериалов или других изображений по заданной тематике.
После всего этого наш мозг готов уже работать в нужном направлении продуктивно и осмысленно. На самом деле, мы подсознательно уже разложили всё по полочкам и определили начало творческой работы, далее для верного графического решения предстоит только свободный неограниченный поиск идей, который может послужить началом творческой деятельности каждого, даже тех, кто не считает себя творческой личностью. Не обязательно быть даже профессиональным иллюстратором, чтобы создать форму графического выражения, надо будет всего лишь взять в руки карандаш и вспомнить некоторые креативные методики. «Любое художественное произведение, даже если оно создано в абстрактной форме, должно выражать определённую идею» [3, с. 520].
Одним из них является метод, который может передавать свои замыслы либо через письмо, либо через рисунок. Естественно, в данном случае художественные способности могут являться плюсом, однако и они не обязательны[9].. Достаточно иметь желание приобрести эти способности, чем иметь их и никак не проявлять. Создать форму значит формировать и воплотить идею, иначе говоря, визуально её зафиксировать[6].Для организации смыслового изложения воображаемого материала необходимо владеть принципами реализации компетентностного подхода в этом.
Условиями для этого могут послужить широкое использование активных и интерактивных форм выражения. Ими могут быть деловые игры, «мозговой штурм», составление интеллект-карт, разбор конкретных ситуаций в проектах дизайна, компьютерные, психологические и другие тренинги. Развитие творческих способностей в виде таких форм выражения грамотно и успешно формируют процесс дизайнерских решений в реализации творческих проектов. Многие писатели, дизайнеры и преподаватели также используют этот метод довольно свободно и успешно [5]. Некоторые руководители барселонской дизайнерской фирмы, такие как Ферран Митьянс и Ориол Арменго называют эту методику «облаком идей».
Этот метод является хорошим инструментом для развития творческой идеи, более того, он помогает вырваться из творческого тупика, если ему имеет место быть. Для определения творческой концепции источником вдохновения и отправной точкой могут стать отчётливое представление заданной темы. На предварительном этапе поиск поставленных задач может сопровождаться системой символов и рисунков от руки. Таким образом, слова обрисовываются лёгкими набросками, отражающими основное содержание предмета.
Созданные изображения слов описывают определённое психологическое и эмоциональное состояние, которое поможет внести в архив изображений элементы образов и концепций и провести связь между ними, сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов в рисунке, живописи [1]. Слова, обрастающие рисунками образов, как скелет, на который наращивается весь материал исследований отслеживается методом исключения из них лишних, в качестве слабого звена общей цепочки. Оставшееся же одно из них будет обозначать главную идею проекта.
Такая методика позволяет вырваться из плена множества запутывающихся идей, бесконечных поисков всё новых и новых решений. Все это формирует композиционное творческое мышление,… в дальнейшем реализуется в творческих работах любого направления и жанра [7].Подача творческой идеи и перемещение в экспериментальную область альтернативного решения создаётся в свободной манере графического выражения рисунка, что позволяет выстроить логику эволюции самой идеи и является одним из старых средств передачи дизайнерской мысли.
Сегодня наибольший всплеск активности в передаче информации наблюдается в области графического дизайна. В результате дизайн в производственной деятельности получил все большее распространение [4]. Созданный дизайнером графический комплекс разнообразного материала сможет найти не только применение в жизни различных средств визуальной коммуникации, но и обучать, вдохновлять, вести деловые переговоры с партнёром, и, даже, развлекать.
Литература:
- Василенко П.Г., Бегидова С.Н., Манжос Л.В. Развитие художественно-творческих способностей обучающихся стилизованному декоративному рисованию//Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2015. Вып. 3 (162). С. 36-43.
- Вартанова Л.К. Интернациональный язык графического дизайна//Пространство диалогов: изобразительное искусство и дизайн/коллективная монография. -Стерлитамак, 2017. -С. 22-29.
- Вартанова Л.К. Методы развития творческой идеи в процессе обучения будущих дизайнеров//Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. -М., 2017. -С. 520-522.
- Василенко Е.В., Василенко П.Г. Использование ценностей народной художественной культуры при создании современных художественных произведений//Образование. Наука. Культура материалы международного научного форум. -2018. -С. 206-208.
- Вертгеймер Макс. Продуктивное мышление: М.: – Прогресс, 1987. – 336 с.
- Вилкова А.А, Смирнова М.А.,., Котышов А.В. Художник и среда//Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2009. № 4. С. 159-167.
- Демкина Е.В., Лопасова Е.В. Формирование композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования: состояние, проблемы и перспективы. Майкоп, 2016. С. 55-67.
- Лопасова, Е. В. Модель педагогических условий развития композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования /Е. В. Лопасова//Теория и практика общественного развития. -2012. -№ 9. -С. 57-70.
- Марион Дешар. Давайте рисовать, как великие художники: М.: – Махаон, 2016.– 29 с.
- Савельева Е. В. Проблемы и перспективы образовательной области «технология». Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы. Тула, ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017. С. 157-160.
- Смирнова М.А. Графическая стилизация учебного натюрморта//Культура, наука, образование. Нижневартовск, 2015. С. 451-453.