Вартанова Л.К.
Доцент кафедры «Дизайн и прикладное искусство»,
МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ
Аннотация
В статье рассматривается важный аспект графического дизайна, разработка стильной концепции и методы развития творческой художественной идеи, которые способствуют успешной организации упорядоченного дизайнерского процесса в создании проекта. Описываются способы развития концепции от стартовой точки к следующим продуктивным решениям, включая анализ целевой аудитории и рынка. В зависимости от потребностей и данных конкретного проекта используются различные системы пробной печати, которые обладают разными возможностями цветопередачи с соответствующим разрешением. Быть графическим дизайнером вовсе не означает обязательное наличие таланта или умение рисовать, а главным контролирующим фактором является способность предложить оригинальную идею, производственное и полиграфическое подразделения точно знать, как должна выглядеть будущая продукция. Дизайн всегда должен оказываться целенаправленным стремлением с чётким пониманием проблемы и ясным результатом.
Ключевые слова: концепция, творческий процесс, креативная идея, целевая аудитория, рынок.
Keywords: concept, creative process, creative idea, the target audience, market.
С точки зрения дизайнера, когда мы думаем о дизайне, цепочка мыслей ведёт нас к различным понятиям: точка, линия, форма, негативное или позитивное пространство, гармония, ритм и многое другое, которое используется для разработки какого-нибудь проекта. И этого всего может быть недостаточно, если не обладать творческой способностью проникновения в суть вещей, прежде чем браться за карандаш. Ещё лучше сказать, перед началом работы, думай о конце.
С подобной установкой, прежде чем карандаш коснётся бумаги, кстати будет подумать об окончательном продукте. Если в первой стадии сосредотачиваться на физических элементах дизайна: материал, цвет, формат, качество бумаги (если речь идёт о печати), то в последующих, анализируется рынок: целевая аудитория, стили, визуальные предпочтения, тренды. От концептуальной идеи до завершённого проекта, самым важным аспектом графического дизайна является разработка стильной концепции. Творческий процесс должен начинаться вовсе не с ожидаемого вдохновения или музы, как это принято ошибочно считать, а с упорядоченного и дисциплинированного дизайнерского процесса [2, с. 521].
Не лишним будет добавить, не влюбляйтесь в свою идею, в свой проект. Не забывайте, что в данном случае это коммерческое искусство, а не личное. Клиенту вашему может что-то не понравиться, арт-директор может внести некоторые коррективы, и, в конце концов, может случиться, что между людьми, участвующими в проекте могут создаться не очень хорошие рабочие взаимоотношения. Свою прекрасную идею лучше сохранить для другого удобного и соответствующего случая.
Цель графического дизайна заключается не в красивой колоритной картинке, а скорее всего, чтобы грамотно определить творческую концепцию для решения проблем визуальной коммуникации. тем, по методу системного подхода к процессу разработки дизайна, соблюдая последовательность этапов создания проекта можно получить успешные результаты и твёрдые ответы на все поставленные вопросы.
Работая с клиентами, пытаясь удовлетворить их пожелания, не следует сразу обрушивать на них все свои почти созревшие планы. Хоть и дизайн — это ваша работа, и подпускать клиентов к дизайну не считается целесообразным, поскольку идеи их не являются эффективными решениями в проблемах визуальной коммуникации. Но, в то же время, те же клиенты, зачастую, бывают восприимчивы к некоторым новаторским решениям и готовы принять участие в предпочитаемых пожеланиях дизайнера. Например, поощряя их за помощь, которую они могут оказать дизайнеру, можно воспользоваться их полезной информацией, по поводу создаваемых им конкурентов, кто конкретно создаёт их, какой предпочтительный стиль или образ они хотели бы получить и т.д. Включая их в эти проблемы, предоставляется возможность убедить их в удовлетворении их пожеланий, и, на самом деле, это не мешает разработке и получения эффективного и успешного дизайна.
После сбора информаций, нужного рабочего материала, а также использования методов генерации творческих идей, следует проверять их на практичность. Учитывается функциональность, на сколько удобно будет в использовании, с какими трудностями можно столкнуться в производстве и какие будут бюджетные ограничения[1]. Успешный дизайнер, это не то, что умелый художник. Это может быть больше, чем то, что привлекательно выглядит. Здесь успех оценивается не по персональным произведениям, а по более конкретным критериям, где дизайнеры, являясь информационными людьми, решают более глобальные, визуальные проблемы. Они отвечают за оригинальные идеи, за соответствие их предназначенным средствам.
Знают, на сколько эффективно работает эта идея в пределах бюджета и ориентирована ли концепция на целевую аудиторию. Творчество здесь может быть возможным при наличии некоторых составляющих: мотивация, вдохновение, фрустрация (неудовлетворённость собой) [6]. Если самым важным аспектом графического дизайна является разработка сильной концепции, то для генерации идеи включают мозговой штурм, с письменным изложением проблемы и сопровождающимися быстрыми скетчами в интеллект-картах. Далее, можно двигаться от стартовой точки к последующим продуктивным решениям. Использование данной техники с записью потока сознания может вывести дизайнера на весьма полезные и креативные идеи. Результативно также вести список альтернативных слов, как предпочитаемых, так и отвергнутых мыслей. Есть шансы, что между «да» и «против» зарождаются мысли более устойчивые и достаточно обоснованные. Это прекрасное решение исходной проблемы, ведущее к эффективным и творческим решениям.
Так как дизайнеры мыслят образами, при помощи быстрых скетчей словесный поток мыслей трансформируется в визуальный. «Основой для развития первичных творческих идей, перерастающих в выразительные решения в изобразительном искусстве, является формирование композиции» [4, стр. 407]. Правда, здесь меньше всего нужно тревожиться о правильных светотеневых пятнах или перспективе. Достаточно выразить концепцию, пусть в быстрых, или даже небрежных набросках, ведь это, далеко не окончательное решение.
Во время работы над концепцией вполне допустим и творческий кризис. Он может быть парализующим, без представления о дальнейших действиях. Чтобы не чувствовать себя заключённым в стенах, когда напряжение становится слишком сильным, следует вернуться в свою зону комфорта до полного расслабления. Только ни в коем случае не переставать рассматривать себя как творческую личность, и, верить в свои способности, чтобы не наткнуться ещё на одну творческую стену. Сделав шаг назад, можно вернуться к первоначальному потоку сознания и продолжать развивать идеи. Надёжным «языком» могут служить и символы. Впоследствии, они интегрируют в конкретные распознаваемые элементы, которые могут занять место в окончательном решении проекта, а так же «декоративность» как базовой основы в монументальном искусстве и культуре является одним из значимых элементов эстетики дизайна» [7, с. 50].
А если ещё удастся внедрить эти символы и визуальные образы в сознание потребителя, то таким образом дизайнер демонстрирует свои функции и способности воскрешать, казалось бы, уже безнадёжные идеи, но которые с полной силой могут представить успешный дизайн на высоком профессиональном уровне. Мощным инструментом и ключом к сильной визуальной коммуникации является цвет. Разные вариации цветовой символики, как правило, ассоциируются с разными значениями, предавая характерные особенности разных обстоятельств и определённого места назначения[11]. Так, например, думая о чистоте, мы представляем белый цвет, в то время как кляксы, представляем только чёрными. Жёлтый цвет, человеческий глаз воспринимает быстрее других, поэтому многие компании предпочитают жёлтый как один из составляющих фирменных цветов, с целью привлекательности и запоминаемости. Жёлтый также может предупредить об опасности на дорогах, поэтому наличие его является предпочтительным в автодорожных знаках. Если красный цвет, как цвет огня и страсти считается возбуждающим, то зелёный, напротив – успокаивающим и умиротворённым.
Часто, зелёный цвет ассоциируется со свежестью и новой жизнью, так как травы и все растения бывают зелёными, когда они живы. Дизайнеры и другие творческие люди предпочитают серый цвет как тонкий, элегантный и нейтральный, любят работать с разными его оттенками, передавая различные образы и настроения[10]. Но тот же серый может иметь негативную символику у людей из рабочего класса, у которых возникают ассоциации с промышленной спецодеждой, с безотрадными серыми буднями. Всё это очень важно знать и правильно применять цвета в соответствующем определённом месте, учитывая различные особенности каждого из них. Здесь можно сделать вывод, что успешная работа дизайнера в разработке творческого проекта в большей степени зависит от правильного выбора цветовой палитры и знания характерных особенностей цветовой символики[5].
И, наконец, структурированный ряд шагов в области визуальной грамотности от концепции до её реализации, не может быть успешным без осведомлённости производственного процесса. Начиная с составления брифа и быстрых скетчей до пробных оттисков в печати, устраняются пока явно невыполнимые варианты, идеи которых могут быть неработоспособны только потому, что обойдутся слишком дорого в производстве. Ведь, начиная работу, надо думать о конце. Необходимо будет выяснить, каковы специфические требования нужны для конечного продукта. Возможно, придётся сузить область вариантов разрабатываемого проекта и выбрать наиболее осуществимую концепцию, где рассматривается целевой рынок и конкретизируется подход к маркетингу. Для визуализации концепции, эскизы следует представлять в полную величину для лучшего представления конечного варианта на информативность, привлекательность, легкочитаемость и его индивидуальность[3].
Перед реализацией готового проекта остаётся пройти апробацию, то есть процесс печатания пробных оттисков. Делается это для того, чтобы убедиться и точно гарантировать успешный результат, который предусматривался при разработке концепции, включая такие детали и элементы печати как тиснение, конгрев, вырубка, а если надо и фольга и т. д [8].
В зависимости от потребностей и данных конкретного проекта используются различные системы пробной печати, которые обладают разными возможностями цветопередачи с соответствующим разрешением. Внимательно проверив все результаты пробной распечатки и, удовлетворившись в правильности всех параметров, соответствующих эскизной разработке, дизайнер передаёт всё это на проверку клиенту. В случае удовлетворённости обоих сторон, на пробном оттиске клиентом наносится подпись и дата[9].
Таким образом, можно обеспечить защиту и снять вину за ошибку, которую могут обнаружить позже, не заплатив за работу. Необходимость такого контрольного выходного и пробного оттиска даёт возможность ясно представить картину окончательного результата проекта. В то же время, производственное и полиграфическое подразделения точно знать, как должна выглядеть будущая продукция.
Литература:
- Беликова О.А., Котышов А.В. Проектирование пространства и предметной среды интерьера//В сборнике: Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. 2017. С. 191-194.
- Вартанова Л.К. Методы развития творческой идеи в процессе обучения будущих дизайнеров//Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. Москва, 2017. С. 520-522.
- Вартанова Л.К. О способности творить/В книге: Пространство диалогов: изобразительное искусство и дизайн/коллективная монография. Стерлитамак, 2017. С. 16-22.
- Василенко П.Г., Лопасова Е.В. Основные направления деятельности педагогического работника по развитию творческих способностей обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного предпрофессионального образования//В сборнике: Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития: Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Под редакцией: Гриценко В.П., Алексеевой И.В., Зенгина С.С., Еникеева А.А. 2014. С. 104-110.
- Василенко Елена Владимировна, Василенко Павел Геннадиевич, Мареева Юлия Сергеевна Применение цвета в web-дизайне Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2019. № 1. С. 28-33.
- Лопасова Е.В. Формирование эстетического образа городской среды средствами современного монументального искусства//Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х ч./Под ред.: В.П. Гриценко, И.В. Алексеевой, С.С. Зенгина, А.А. Еникеева. -2014. -С. 354-361.
- Лопасова Е.В., Паллотта В.И. К вопросу формирования у студентов понятия «декоративность» как базовой основы формирования профессионального мышления на занятиях монументальной живописью//Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства: Материалы 2-й международной научно-практической конференции. -2012. -С. 49-55.
- Смирнова М.А. Формообразование в изобразительном искусстве и дизайне//Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. Москва, 2017. С. 252-253.
- Смирнова М.А. Ассоциативная композиция//Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды. Москва, 2018. С. 407-412.
- Смирнова М.А., Сокарева О.Н. Архитектурно-художественный образ в графической композиции//Дизайн как ресурс развития социокультурного пространства. Ульяновск, 2008. С. 185-188.
- Савельева Е. В. Проблемы и перспективы образовательной области «технология». Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы. Тула, ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017. С. 157-160.