МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ

Усанов Е.Н., Самуэль Д.О.
Московский государственный университет им. Н.Э. Баумана

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье анализируются современные подходы к управлению инновационным развитием организации и рассмотрены точки зрения нескольких авторов, касательно данной тематики.

Ключевые слова: анализ, управление, инновационное развитие, развитие организации.
Keywords: analysis, management, innovative development, organization development.

Инновационное развитие организации играет важнейшую роль в современном мире. Существующая мировая практика доказывает, что движущей силой инновационного развития является конкурентоспособность предприятия, которую необходимо постоянно поддерживать и повышать. Любая инновация направлена на повышение конкурентоспособности компании в рыночной среде. Это означает, что использование инноваций дает предприятиям возможность эффективно конкурировать на рынке, привлекать новых потребителей, улучшать финансовые результаты работы. В условиях жестких рыночных отношений удержаться на рынке и развиваться дальше способны только те компании, которые не стоят на месте, двигаются по пути инноваций, а значит быстро и гибко реагируют на изменения конкурентной среды, требования рынка, эффективно организуют свой производственный процесс, оптимизируют систему управления. Существует множество авторов, рассматривающих подходы к управлению инновационным развитием организации. Попробуем выделить главные идеи каждого автора и на основании этого сделать собственный вывод.

Так, Чернова А.С. в своей статье «Стратегическое управление инновационным развитием предприятий» рассматривает инновационное развитие предприятия с точки зрения стратегического управления. Она предлагает разработать инновационную стратегию, то есть комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития. Предложенная ей схема разработки стратегии инновационного развития состоит из 6 основных этапов [1, 458]:

  • определение целей инновационного развития;
  • оценка и анализ внешней среды;
  • оценка стратегии инновационного развития.

Рассмотрим подробнее. В перовом этапе Чернова предлагает определить цели развития. Это действительно разумно, ведь для каждой цели необходима своя стратегия. Если на предприятии стоит цель в улучшении конкурентных позиций, то тогда для ее достижения необходимо использовать определенные способы. Например, расширение ассортимента, проникновение на новые рынки, замещение морально устаревших товаров. Если цель инновационного развития в совершенствовании производственно-сбытовой деятельности, то способы могут быть такими: сокращение времени производства, сокращение операционных издержек, соответствие стандартам более высокого уровня.
Под оценкой и анализом внешней среды. Необходимо постоянно анализировать внешнюю среду. Необходимо анализировать пожелания потребителя и подстраивать под него свое «развитие». Ведь сейчас конкуренция достаточно сильна и очень часто в плюсе тот, кто успел предсказать направление движения. Для этого нужно всегда поддерживать развитие организации в ногу со временем. Сюда можно отнести и третий пункт. Ведь к оцениванию стратегии развития тоже надо подходить с умом. Предприятие должно быть
«гибким», чтоб соответствовать тенденциям внешнего мира.

Следующим автором, рассуждающим на тему инновационного развития предприятия, стал Сорокин Д.В. со своей статьей «Управление инновационным развитием предприятия». По его мнению, конкуренция является движущей силой во внедрении инноваций в управленческие решения, а особую роль во всем процессе управления предприятием играет компетентность руководителя. Приведенная Сорокиным схема показывает, что инновационная компетентность руководителя предприятия состоит из двух компонентов: знаниевый компонент в области инновационной деятельности и мотивационный компонент, побуждающий руководителя к внедрению инноваций. На основании этого автор делает вывод о ведущей роли компетентного руководителя в создании предприятия, проявляющего интерес в собственном развитии и внедрении инноваций [2,13].
Сорокин сказал, что конкуренция – это движущая сила во внедрении инноваций в управленческие решение. Что как не конкуренция двигает научно-технический прогресс? Посмотрите на окружающий мир. У каждого человека есть телефон. Все телефоны по сути выполняют одинаковые функции. Но кто-то ходит с телефоном одной марки, кто-то с другой. Производители пытаются внедрить в свои смартфоны функции, которых нет у конкурентов, тем самым выделяя свое устройство. Что в конечном счете и влияет на выбор пользователя. Так вот, определение тех самым «функций которых нет у конкурентов» как раз и ложится на плечи руководителя инновационного отдела.
Еще одним автором, повествующим в своей статье «Концепция механизма управления инновационным развитием предприятия» о важности инновационного развития предприятия, является Тхабит А.Ф. По его мнению, целью управления инновационным развитием предприятия является повышение уровня его инновационного потенциала, а для реализации этой цели необходимо решение определенных задач в рамках блоков управления инновационным развитием. Всего он выделяет два блока управления инновационным развитием [3,8]:

  • Организационный блок
  • Экономический блок

В рамках организационного блока автор ставит задачу повышения эффективности использования структурно-функциональных ресурсов.
Основная задача экономического блока — повышение эффективности использования финансово-экономических ресурсов.
Стратегической задачей производственного блока — повышение эффективности использования научно-технических ресурсов.
Рассмотрим данные блоки подробнее. В организационном блоке подразумевается деловая активность предприятия. Она показывает то, насколько руководители эффективного управляют и внедряют инновации на существующие «мощности» (включая и человеческий ресурс).
В экономическом блоке главным показателем является – показатель платежеспособности. Грубо говоря, насколько покупатели готовы платить за нововведение и нужно ли оно при текущем раскладе (предложениям от конкурентов) на рынке.

Резюмируя, хочется отметить, что механизм управления инновационным развитием предприятия позволяет повысить уровень его инновационного потенциала на основе комплексного применения организационного и экономического блоков управления.
Следующая рассмотренная статья «Современные подходы к управлению инновационной деятельностью промышленного предприятия» написана Д.В. Ивановым. В своей статье он рассматривает несколько методов управления инновационным развитием промышленного предприятия. Иванов выделил большую роль системному методу в качестве современного подхода к управлению инновационным развитием. Он предполагает рассмотрение инновационного развития как элемент общего развития предприятия, при этом выстраивается цепь, соединяющая развитие инноваций, производственную деятельность и обслуживающие процессы — финансы, бухгалтерию, снабжение. Следующим методом управления инновационным развитием предприятия, описанным автором, является построение «Карты перспективных возможностей». Она представляет собой оценку, на основании данных ежегодных планов, перспективности различных вариантов возможностей, проектов и технологий предприятия [4, 54].

В своей работе Иванов Д.В., в отличие от других ораторов, предложил использовать инновационное развитие не только для отдельной части предприятия, а для общего развития предприятия в целом. И это имеет месть быть. Проведем аналогию предприятия со смартфоном. В нем постоянно улучшается процессор, становится мощнее, значит и более энергозатрантым. Если мы несколько лет подряд будет делать упор на процессор, то через какое-то время аккумулятор не будет справляться с нагрузкой и его не хватит на долго. О чем это говорит? Это говорит о том, что нужно, чтоб развитие аккумулятора и процессора двигалось одинаково, ведь иначе у телефона сядет батарейка, так и в организации, надо чтоб подразделения соответствовали общей тенденции на инновационное развитие. По поводу карты перспективных возможностей, от части это можно назвать даже запасным вариантом. Ведь нельзя ставить все на одну карты, так же нельзя и при неуспешном внедрении инновации останавливаться на создание новой идеи, все этого должно быть продумано.
Заключительным автором, упомянувшим об управлении инновационным развитием организации, является Безрукова Т.Л со своей статьей «Управление инновационным развитием промышленных предприятий». В основе ее идеи лежит совершенствование системы управления инновационным развитием предприятий одновременно с осуществлением различных мероприятий, способствующих повышению эффективности инновационной деятельности [5, 129]:

  • разработка плана инновационного развития предприятия;
  • проведение модернизации основных технологических процессов предприятия.

Подход Безруковой сходится с подходом Иванова. Хочется уточнить, что разработка плана должна быть всегда, больше упор необходимо сделать на составление запасного плана. Ведь не всегда инновация бывает горячо принята потребителем (даже если она с положительным прогнозом), конкурент или новая тенденция может поменять все кверху ногами. Взять даже тенденция «моноброви» которую Apple ввела с iPhone X. По началу все производители ринулись копировать ее, а что мы видим сейчас? Что от нее начали отходить и делать новые дисплеи с вырезом.

На основании исследованных публикаций можно сделать вывод о том, что применение стратегического управления будет наиболее эффективно сказываться на инновационном развитии организации. Разработанная инновационная стратегия будет способствовать эффективному использованию инновационного потенциала предприятия на долгосрочном периоде. Кроме этого, сама схема создания инновационной стратегии предполагает прохождение шести исчерпывающих этапов, результатом которых станет модель инновационного развития конкретного предприятия, с возможностью корректировки учитывая изменения рыночной конъюнктуры, а также возможности финансирования. И последним аргументом в поддержку Черновой Александры Сергеевны станет толкование словосочетания «стратегическое управление» в оксфордском словаре английского языка: «разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов».

Литература:

  1. Чернова А.С. Стратегическое управление инновационным развитием предприятий // Молодой учёный, 2014, № 21 (80). С. 458-459.
  2. Сорокин Д.В. Управление инновационным развитием предприятия // Спецпроект: анализ научных исследований, 2012, С 12-15.
  3. Тхабит А.Ф. Концепция механизма управления инновационным развитием предприятия // Современные проблемы науки и образования, 2014, № 4. С 7-11.
  4. Иванов Д.В. Современные подходы к управлению инновационной деятельностью промышленного предприятия // Проблемы экономики и менеджмента, 2015, № 1 (41). С 53-55.
  5. Безрукова Т.Л. Управление инновационным развитием промышленных предприятий // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015, № 10. С 129-132.