Валентов Д.В., Шумский А.А., Гусаренко Я.Р.
Дальневосточный федеральный университет
МЕТОДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В научной статье рассматривается состояние вопроса о методах таможенного регулирования в деятельности таможенных органов, приводится классификация данных методов. Авторы приходят к выводу, что для эффективной работы таможенных органов, развития внешнеэкономической деятельности государства необходима совокупность уравновешенных методов правового регулирования, которые не допускают чрезмерных ограничений для осуществления ВЭД.
Ключевые слова: таможенные органы, методы, таможенное регулирование, ТК ЕАЭС, ВЭД, консультации.
Keywords: customs authorities, methods, customs regulation, the EAEU Customs Committee, foreign economic activity, consultations.
Таможенные органы — это федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющие правоохранительную и финансовую деятельность в области таможенного дела с помощью присущих им форм и методов деятельности [2, 120].
Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, способов и средств воздействия права на определенную область общественных отношений. Применительно к таможенным правоотношениям, методы в деятельности таможенных органов — это юридические средства, при помощи которых они осуществляют регулирование отношений в сфере таможенного дела.
Основу для применения таможенными органами определенных методов в своей деятельности составляет доминирующий административно-правовой (императивный) метод таможенного права, при котором существует властный и подвластный субъект. Так, лицо, перемещающее товары через таможенную границу ЕАЭС, обязательно вступает в определенные отношения с таможенными органами, которые осуществляют контроль за соблюдением правил, установленных законом. Например, при выполнении таможенных процедур необходимо заполнить и подать декларацию, уплатить таможенные платежи, предоставить имущество для таможенного контроля. При этом лицо не может обратиться к другим органам и обязано выполнять все требования [2, 51].
Также в таможенном праве используется и диспозитивный метод, который основан на равенстве сторон, но он, по больше степени, является вспомогательным и встречается редко. Например, декларант вправе выбирать вид таможенной процедуры (ст. 128 ТК ЕАЭС) [1].
Следовательно, таможенное регулирование не исчерпывается одним лишь административно-правовым методом, иначе это привело бы к отказу лиц от осуществления ВЭД, к существенному ухудшению внешнеэкономической деятельности страны.
Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета, которые присущи любому правовому регулированию.
Так, обязывание таможенного органа направлено на то, чтобы субъект действовал только в рамках определенного предписания. Например, в соответствии со ст. 340 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе требовать от декларанта, перевозчика и иных лиц представления документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а эти лица обязаны предоставить эти документы в письменной или электронной форме. Запрет требует воздержаться лиц от определенных действий (запреты при перемещении товаров через таможенную границу Союза), а дозволение устанавливает меру дозволенного поведения (например, ТК ЕАЭС закрепляет права декларанта, должностных лиц таможенных органов, таможенного эксперта и т.д.)
В.В. Витюк также выделяет следующие методы, которые присущи таможенным органам:
- метод нормативно-правового регулирования (ФТС издает нормативно-правовые акты в сфере таможенного дела);
- метод индивидуально-правового регулирования, который подразделяется на регулятивный и правоохранительный. Регулятивный метод заключается в исполнении таможенными органами распорядительных, контрольных и надзорных функций, в зависимости от компетенции отдельных органов. Правоохранительный метод связан с расследованием административных и уголовных правонарушений и привлечением лиц к ответственности;
- Метод субординации и координации. При первом таможенные органы являются управомоченным лицом, а другая сторона подчиняется им. Большинство отношений в таможенной сфере сформированы на основе субординации сторон, в связи с использованием императивных норм таможенного законодательства.
Но не исключается и метод координации, при котором действия сторон направлены на достижения соглашений. Например, в соответствии со ст. 147 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» срок переработки товаров определяется лицом и согласовывается с таможенным органом при рассмотрении заявления на переработку товаров для внутреннего потребления [3, 55].
Так же выделяется метод принуждения, который направлен на предупреждение правонарушений и их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
А.Г. Чернявский, кроме вышеперечисленных, выделяет следующие методы деятельности таможенных органов:
- статистические (они раскрывают в цифровом отражении динамику развития и совершенствование деятельности всех таможенных органов);
- социально-психологические (отражают отношения внутри коллектива конкретного органа и особенности работников и должностных лиц, участвующих в сложном процессе государственного управления. Данные методы направлены на повышение производственной активности членов коллектива, формирование благоприятных отношений);
- информационно-обеспечительные (сбор, обработка, систематизация информации в сфере таможенного дела для реализации возложенных на органы задач);
В практической деятельности таможенных органов выделяются такие методы как: разъяснения, пропагандированное, информирование; консультации; согласования; научные разработки; методические рекомендации [4, 165].
Разъяснение дается в виде обзоров, записок, справок, писем и в общем является достаточно распространенным методом деятельности таможенных органов. ФТС России, РТУ, таможни активно используют данный метод для реализации своих задач и функций. Органы дают записки, справки о состоянии и развитии таможенного законодательства, об опыте деятельности таможенных органов; информируют нижестоящие таможенные органы, например, таможенные посты о новых таможенных процедурах; руководители, заместители, специалисты таможенных служб выступают (по телевидению, в печати) по актуальным вопросам в сфере таможенного дела, отвечают на вопросы граждан и т.д.
Консультации так же являются распространенным методом в практике таможенных органов. Таможенные органы консультируют лиц по всем вопросам, которые входят в их компетенцию на безвозмездной основе в устной, письменной или электронной формах.
При консультировании должностное лицо таможенного органа не вправе:
- проводить консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;
- вносить изменения и дополнения в представленные заинтересованными лицами документы;
- совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующие решения таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы;
- сообщать сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством.
Таким образом, методы деятельности таможенных органов Российской Федерации направлены на обеспечение соблюдения законодательства всеми участниками внешнеэкономической деятельности, повышения уровня эффективности работы отдельно взятых таможенных органов и информирование должностных лиц, граждан по актуальным вопросам в сфере таможенного дела. Доминирование императивного метода не должно ущемлять интересы частных субъектов, так как введение дополнительных барьеров ведет к отказу предпринимателей от ведения ВЭД, что негативно отражается на развитии экономики страны в целом. Методы в деятельности таможенных органов должны уравновешивать друг друга, обеспечивая достижения государственных задач и соблюдение таможенного законодательства.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Договор о таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. Ратифицирован ФЗ от 14.11.2017 № 317-ФЗ «О ратификации договора о Таможенном кодексе ЕАЭС» // Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.eaeunion.org/
- Бакаева, О.Ю. Таможенное право: учеб. пособие / О.Ю. Бакаева. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. 512 с.
- Витюк, В.В. Методы таможенного регулирования / В.В. Витюк // Таможенная политики России на Дальнем Востоке. 2016. № 2. С. 50-62.
- Чернявский, А.Г. Таможенное право: учебник / А.Г. Чернявский. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. 556 с.