МУЛЬТИМЕНИА-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ

Сопрунова О.В.
Старший преподаватель кафедры СГЕНД, Челябинский государственный университет, Костанайский филиал

МУЛЬТИМЕНИА-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ

Аннотация

Данная статья посвящена применению мультимедийных технологий на уроках математики. Использование информационных технологий в изучении математики позволяет добиться высокого уровня качества знаний, расширяет возможности передачи информации и контроля знаний учащихся в процессе обучения.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, математика, мультимедийные презентации, самообразование, использование информационных технологий на уроках математики.
Keywords: multimedia technologies, mathematics, multimedia presentations, self-education, the use of information technology in mathematics lessons.

За последнее десятилетие система образования претерпела большие изменения, ведь если в советское время использование мультимедийных средств в учебном процессе казалось чем–то из области фантастики, сейчас многие страны мира стремятся модернизировать систему образования именно на основе широкого использования мультимедийных средств.
Математика для большинства учащихся достаточно сложный предмет, требующий умственной нагрузки на протяжении всего периода обучения. Огромная умственная нагрузка ведёт к снижению заинтересованности в изучаемом предмете и её повышение в данном случае зависит от методики преподавания и от того, насколько умело будет построена учебная работа. Правильно построенная учебная работа подразумевает, что каждый учащийся активно вовлечён в учебный процесс. Такую активность можно достичь отнюдь не речевыми занятиями, а использованием мультимедийных средств, важнейшая особенность которых – интерактивность, подразумевающая, что учащиеся являются не просто пассивными слушателями, но и вовлечены в процесс, играя роль активных деятелей.

«Король математиков» – Карл Фридрих Гаусс неоднократно подчёркивал, что «математика – наука для глаз, а не для ушей» [2, 68]. И действительно, для учебных заведений, где преобладают исключительно речевые занятия, характерно снижение эффективности получения знаний в области метаматематики учащимися, ввиду недостаточной наглядной зрительной информации. Большинство учёных склоняются к тому, что около 60% информации поступает к людям через зрение и слух, которые в свою очередь являются самыми мощными каналами передачи и приёма информации [3, 119]. Поэтому, чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс её усвоения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сила мультимедийных технологий состоит в том, что учащихся легче заинтересовать и обучить, когда они воспринимают согласованный поток звуковых и зрительных образов. При этом на них оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

В настоящее время, главное мультимедийное средство, широко используемое в преподавании математики – это интерактивная доска. Она представляет собой сенсорный экран, присоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на экран проектор [1, 37]. Разработанное специально для интерактивных досок программное обеспечение позволяет работать как с текстами и объектами, аудиоматериалами и видеоматериалами, интернет–ресурсами, так и делать записи от руки прямо поверх открытых документов. Преподаватели, использующие в своей работе интерактивные доски, характеризуют их, как «уникальный простор для работы и творчества». Что немаловажно, они легки в управлении и не требуют определённого образования, а для того чтобы начать работу на компьютере достаточно только прикоснуться к поверхности доски.

С целью разработки мультимедиа материалов для интерактивной доски преподаватели используют программу MicrosoftPowerPoint. Данная программа довольно проста в использовании, доступна на интуитивном уровне и при подготовке материала не занимает много времени. Хорошо продуманная презентация позволяет «оживить» занятие, сделать его более интересным и главное значительно сэкономить бесценный ресурс – время, поскольку записи и выполнение изображений на доске сводятся к минимуму. Почему же это так важно в преподавании математики? Представим занятие, тема которого «графики и функции» или же «решение уравнений графическим методом» и представим, сколько времени тратит преподаватель на то, чтобы выполнить изображение на доске. При использовании мультимедийных средств, преподаватель не тратит время на выполнение изображений, а демонстрирует готовые графики, тем самым оставляя больше времени на закрепление материала.

Помимо того, что применение мультимедийной интерактивной доски на занятиях математики позволяет повысить заинтересованность учащихся, она также позволяет и повысить уровень понимания изучаемого материала. Приведём простой пример. Изучение математики и без того нелёгкая задача, но когда дело доходит до изучения геометрии, а именно трехмерного пространства, учащиеся «ломают голову» от непонимания. И действительно, опираясь на рисунки преподавателя на обычной меловой доске или же учебника, понять трехмерное пространство очень сложно. Интерактивная доска, способная смоделировать любую геометрическую фигуру в трехмерном пространстве для учащихся, безусловно, бесценный подарок. Наглядно представленная модель, позволяет увидеть больше и с лёгкостью решить любую математическую задачу.

Мультимедийные средства в преподавании математики не только упрощают задачу учащимся, но и в какой–то степени способны облегчить труд преподавателя. В школах и высших учебных заведениях, имеющих хорошую материальную базу, имеются электронные учебники и компьютерные классы. Благодаря электронным учебникам преподаватель может дать часть информации на самостоятельное изучение, а не монотонно диктовать её под запись, ввиду того, что её просто напросто негде будет взять учащимся дома.Классы, оснащенные компьютерами, позволят чаще проводить закрепление изученного материала посредством тестирования. При этом компьютер сразу выдаёт результат и преподавателю не нужно проводить целый вечер за проверкой тестов.

В качестве единственного минуса применения таких технологий на занятиях математики можно выделить усталость глаз, ведь весь демонстрационный материал – это увеличенный в разы экран компьютера. Поэтому преподаватель обязательно должен проводить физкультминутки для глаз, а также разумно сочетать традиционные методы преподавания математики и мультимедийное сопровождение занятий.
Таким образом, уход от советской системы образования в сторону модернизации, посредством мультимедийных средств в преподавании математики, процесс эффективный. Он позволяет:

  1. стимулировать познавательную активность учащихся;
  2. облегчить восприятие новой информации;
  3. сделать более успешным запоминание материала, основанного на динамичных зрительных образах;
  4. развить пространственное воображение и умение логически мыслить.

Исходя из этого, в стране на должном уровне необходимо проводить финансирование школ и высших учебных заведений, ведь от знаний и навыков, полученных в стенах образовательных учреждений, зависит то, какие специалисты будут фигурировать на рынке труда в будущем.

Литература:

  1. Андресен Бент Б., Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Бент Б. Андресен. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2014. – 221 с.
  2. Захарова И.Г., Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов /И.Г. Захарова. – 6–е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 192 с.
  3. Полат Е.С., Современные информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов /Е.С. Полат.– М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 368с.