Научно-философские учения о жизни человека: от древности до проекта «Геном человека»

Благова И.Е.

Кемеровский государственный институт культуры

НАУЧНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ О ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО ПРОЕКТА «ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА»

Аннотация

Статья актуализирует значение философии в перестройке стереотипов мышления, в анализе трудностей, сопровождающих успехи биологии, в обсуждении учений об органической жизни, отстаиваемых в научных поисках и дискуссиях. Результаты данной статьи могут использоваться в анализе этапов изменения знаний о жизни, роли философии в развитии биологии, детерминации революционных изменений, выдвигающих современную биологию в число лидеров естествознания.

Ключевые слова: сущность человека, тело, разум, эмоции, днк

Keywords: human essence, body, mind, emotions, DNA

Наука – это прерогатива человека. Человек – удивительное существо, сложное и многогранное, обладающее разумом, чувствами, эмоциями, желаниями. Людям всегда хотелось быть особенными и разобраться в том, что они представляют из себя; что формирует их мысли, чувства и желания. Первые попытки определить, кто такой человек, были предприняты в Древнем Египте. Они были связаны с мыслями о загробном мире, готовясь к вечности, египтяне заботливо сохраняли тело и внутренние органы, а мозг вычерпывали и выбрасывали, считая не нужным. Сердце, а не мозг было сосредоточием мышления, ощущений и чувств. Представления древних египтян о том, что делает нас людьми, выражали мистическое единение физического тела и бессмертного духа.

На протяжении 1,5 тысяч лет в Европе пользовалась популярностью теория, базировавшаяся на идеях римлянина Клавдия Галена. Он считал печень чрезвычайно важным органом, т.к. в печени формировалась кровь. В крови содержались духи. Они рождались в печени, мозге и сердце. И эти духи и есть жизнь. На протяжении всей жизни Гален пытался понять, как функционирует человеческое тело и записывал свои выводы, которые стали его наследием. Его труды обширны, но ошибочны. Тем не менее, его система превосходила все остальные существующие в то время.

В постсредневековой Европе значительно поменялось восприятие людьми самих себя, постепенно развивалось самосознание, новое осознание себя индивидом. Рождались новые вопросы: что значит быть человеком, что это за «Я», заключенное в телесной оболочке. Поиски ответов заставили по-новому взглянуть на тело, разум, на сущность человека.

В 16 веке профессор хирургии, основоположник научной анатомии А. Везалий опубликовал подробный атлас человеческого тела – новую книгу жизни. Везалий внимательно наблюдал и тщательно изучал человеческое тело, исправляя ошибки в традиционных медицинских постулатах предшественников. Точные анатомические данные строения печени, сердца, мозга, позволили совершенно иначе истолковать их функции. Но секрет жизни продолжал «ускользать»!

Французский философ Р. Декарт пытался понять, что есть человек, подвергая сомнению все вокруг. Он пришел к выводу, что люди не могут полагаться на органы чувств. Единственное, чему можно доверять – это разум. Декарт сделал радикальное для своего времени заявление: наша особенность, то, что делает нас людьми и составляет нашу сущность – это мыслительный процесс, наш разум [См 1,387].

В Англии, в середине 17 века, молодой врач Т. Уиллис сыграл важную роль в развитии представлений об анатомии. Он известен своими тщательными исследованиями нервной системы человека. Гораздо больший объем полушарий и складчатая поверхность человеческого мозга по сравнению с животным, заставили задуматься Уиллиса о том, что мысль – это продукт функционирования коры головного мозга. Он начал связывать человеческую сущность с мозговым веществом. С этого момента поиски ответов на вопрос «что из себя представляет человек» будут сопровождались изучением мозга.

Таким образом, опираясь на философские рассуждения и детальное изучение мозга ученые пришли к выводу, что основа человеческой сущности – это разум. Настала новая эра – торжества рационального мышления.

Но, благодаря наблюдениям за животными, привезенными из дальних стран, открылся путь в бессознательное, «Я» стало менее рациональное и человека уже не могли рассматривать себя только с позиции разума. В 1837 г. в Лондонском зоопарке появился и был представлен публике первый орангутан. Ч. Дарвин, наблюдая за поведением животного, пришел к выводу, что эмоции присущи не только человеку, но и животным. В 1872 г. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой он обозначил, глубинный мир инстинктов, желаний и эмоций, и обозначил, что разум, только часть человека [См. 2].

К концу 19 века ученые стали задаваться вопросом, как устанавливаются связи в голове у людей. Страстное увлечение живописью и фотографией, помогли испанскому ученому, профессору анатомии Сантьяго-Рамон-и-Кахалю в его работе, связанной с попыткой показать сеть связей внутри нашего мозга. Овладев новой технологией изучения мозговой ткани, используя метод окрашивания тканей химическими препаратами, как в фотографии, Кахаль сумел увидеть и зарисовать неоднородную структуру мозга. Результаты оказались настолько перспективными, что ученый отказался от других объектов исследования и посвятил всю оставшуюся жизнь изучению мозга. Кахаль был уверен, что мозг состоит из отдельных строительных блоков, впоследствии названных нейронами [См. 3]. Теперь общеизвестно, что мозг состоит из нейронов и связей между ними; в этих клетках заключены боль, удовольствие, мысли и эмоции, – все что переживает человек.

В начале 20 века в США психолог Б.Ф. Скиннер внёс значительный вклад в развитие и популяризацию философско-психологической школы бихевиоризма, рассматривающей поведение человека и животных, как результат предшествующих воздействий окружающей среды. С помощью экспериментов Скиннер показал, что поведение бывает приобретенным и его можно изменить [См. 4].

Личность – это набор поведенческих реакций, которые человек использует в определенных ситуациях.

Начиная с 1960-х годов, помимо бихевиоризма появились новые направления в изучении человека, тесты личности, новые оценки восприятия, терапия, лекарства. «Особый интерес здесь представляет модификация человеческого сознания…Когнотропные препараты – лекарства, улучшающие интеллект и память, сокращающие сон и помогающие сконцентрироваться, становятся все эффективнее. Среди них, не только стимуляторы памяти, но и препараты, стирающие воспоминания о неприятных событиях или делающие эти события не столь неприятными. Эти препараты позволяют человеку контролировать свое эмоциональное состояние посредством прямого, непосредственного вмешательства в нейрофизиологию своего мозга» [5,20].

Совместными усилиями ученых М. Уилкинса и Р. Франклин из лаборатории Королевского колледжа в Лондоне и ученых из Кембриджа Р. Крик и Д. Уотсон в апреле 1953 г. была создана и опубликована модель ДНК, знаменитая двойная спираль. В 1988 г. в США по инициативе лауреата Нобелевской премии Дж. Уотсона и в 1989 г. в России под руководством академика А. А. Баева были начаты работы по реализации грандиозного мирового проекта «Геном человека». Целью первого этапа работы было определение полной последовательности нуклеотидов в ДНК человека. Весной 2000 г. в Ванкувере было официально объявлено, что нуклеотидная последовательность всех хромосом человека расшифрована. Трудно переоценить значение этой работы, так как знание структуры генов человеческого организма позволяет понять механизмы их функционирования и, следовательно, определить влияние наследственности на формирование признаков и свойств организма, на здоровье и продолжительность жизни. Исследования человеческого генома так же необходимо человечеству, как когда-то было необходимо знание человеческой анатомии. В результате исполнения проекта «Геном человека» был создан открытый банк генокода. Но не только для биологии и медицины оказались важны полученные сведения. Расшифровка генокода не только дала возможность подтвердить теории археологов, но в будущем позволит точнее узнать историю эволюции человека. Анализ сходства в последовательностях ДНК различных организмов сможет открыть новые пути в исследовании теории эволюции.

В начале 21 века исследователи из Исследовательского института Сингапура и Наньянского технологического университета разработали новый белок iCas, способный изменять ДНК в живых клетках с высокой точностью. Благодаря этому появляется возможность развития «персональной медицины», которая, в свою очередь, поможет справиться с трудноизлечимыми болезнями. Например, с заболеваниями крови – серповидно-клеточной анемией [См. 6].

Таким образом, ДНК легла в основу науки о жизни. Можно спрогнозировать «изменение генетических (молекулярно-биологических) основ человека. К осознанию этого направления в развитии человека как природного, естественного существа приводят планы в освоении космического пространства, ресурсов Солнечной системы – наличие углеводородного сырья – метана, гелия-3 и т. п. В этом случае человек приобретает качество дышать иной атмосферой, выдерживать радиационные нагрузки, гравитационные перегрузки и т. д.» [7,143]. С учетом ускоренного развития науки и технологий – сценарий реальный и вполне достижимый.

 Литература

  1. История Философии / под ред. М. А. Дынника; Академия наук СССР. – Т.1. – Москва, 1957. – 719 с.
  2. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных [Электронный ресурс]. – Москва, 1953. – Т 5. – Режим доступа: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/BIO/DARWIN/EMOTIONS/EMOTIONS.HTM
  3. Нобелевские лауреаты: Сантьяго Рамон-и-Кахаль [Электронный ресурс] // Индикатор – информационно-сервисный портал. – Режим доступа: https://indicator.ru/article/2017/03/15/santyago-ramon-i-kahal
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности: основные положения, исследования и применение [Электронный ресурс] / Пер. С. Меленевской и Д. Викторовой. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 1997. – Режим доступа: http://ligis.ru/psylib/090417/books/hjelz01/txt18.htm
  5. Басалаева О. Г. К вопросу об антропологическом будущем НБИКС-общества // Информационное общество. – 2018. – № 1. – С. 19-24.
  6. A chemical-inducible CRISPR-Cas9 system for rapid control of genome editing / Liu K.I., Ramli M.N., Woo C.W., Wang Y., Zhao T., Zhang X., Yim G.R., Chong B.Y., Gowher A., Chua M.Z., Jung J., Lee J.H., Tan M.H. // Nature Chemical Biology. – 2016. – vol. 12. – pp. 980-987. – Режим доступа: https://www.nature.com/articles/nchembio.2179
  7. Басалаева О. Г. Особенности взаимосвязи интеллектуальной культуры, искусственного интеллекта и творческого процесса // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 40. – С. 140-145.