НЕМЕЦКИЙ МИННЕЗАНГ И ЕГО ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Егорова Е.В.
Елабужский институт КФУ, г. Елабуга

НЕМЕЦКИЙ МИННЕЗАНГ И ЕГО ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Научный руководитель: Трофимова Л.В.

старший преподаватель кафедры немецкой филологии Елабужский институт КФУ, г. Елабуга

Аннотация

Статья посвящена развитию миннезанга как части немецкой рыцарской культуры. Выявлены основные этапы становления немецкого миннезанга, его направлений, а также жанровые особенности немецкого миннезанга в тематическом и структурном аспекте. Названы основоположники данной культуры в Германии, их последователи и распространители основных идей. На основании анализа истории народа Германии установлены причины расцвета и заката эпохи немецкого миннезанга.

Ключевые слова: рыцарская культура, немецкий миннезанг, миннезингер, трубадурство, куртуазная лирика.
Keywords: knightly culture, German Minnesang, minnesinger, troubadourism, courtly lyrics.

В середине XII века в Германии, как и во многих странах средневековой Европы, развивается рыцарская культура и литература, которой ученые дали название миннезанг, т.е. «любовная песня» (Minnesang от нем. Minne «любовь, дама сердца»).
Почти одновременно возникают два направления рыцарской лирики. Первое направление, имея более архаический стиль, тесно связано с народными песнями и еще не затронуто основными идеями истинного миннезанга служения женщине. Данное направление получило название «народное», так как его развитие приходится на юго- восточную часть Германии, где еще сохраняется истинная немецкая культура, а влияние зарубежной распространяется лишь поверхностно.
К архаическому направлению относят творчество «певцов любви» или миннезингеров (перевод с нем. Minnesänger), которые в своих произведениях воспевают любовь, всевозможные переживания, связанные с ней. Большое внимание творцы уделяют красоте природы, религии и любви к Богу. Особое место занимают поэты-рыцари, восхвалявшие Крестовые походы и ставшие идейными вдохновителями и успешными певцами. Темой их песен становится неразделенная любовь между рыцарем и дамой высшего социального класса. Таким образом, рыцарская любовь кажется несчастной, и именно такой лиричный и романтичный сюжет привлекает к себе внимание. Искусство миннезингеров способствует развитию особого направления музыки, востребованной среди дворянства, равно как и повлиявшей на развитие светской и духовной музыки. К раннему этапу развития данной культуры относится творчество таких поэтов-рыцарей, как Кюренберг, Регенсбург, Мейнлох, Дитмар фон Айст.

Что касается стиля написания песен первых миннезингеров, они не отличаются сложной рифмой, а, наоборот, представляют собой однострофные стихотворения простейшей метрической конструкции с парными рифмами. Данные произведения близки к таким народным жанрам, как танцевальные песни и баллады, что и влияет на возросшую популярность культуры миннезингерства среди немецкого народа.
Второе направление, а именно куртуазное, возникает на западе Германии, в землях на Рейне, где раньше распространились пришедшие из Франции идеи и вкусы, а рыцарская поэзия перестроилась по новым французско-провансальским образца.

Родоначальники этого направления — прирейнские рыцари Генрих фон Фельдеке и Фридрих фон Хузен. К концу XX века куртуазное направление распространяется на восток и охватывает всю Германию. Несмотря на то, что немецкий миннезанг складывается под достаточным влиянием провансальских трубадуров и труваров, обе культуры обладают своеобразными, характерными для своей культуры чертами. Так, утверждение о полном подражании миннезанга трубадурству является не совсем верным.

К XIII веку миннезанг отождествляется с куртуазным направлением, теряя народные проявления, и принимает форму формального искусства с чётко поставленными элементами: придуманными любовными чувствами и определённым сюжетом. «Певцы любви» теперь адаптируют идеи понятия, а также мотивы и особенности куртуазной лирики под народную культуру. Под влиянием таких творцов, как Рейнмар фон Хагенау, Гартман фон Ауэ, Генрих фон Морунген, Вольфрам фон Эшенбах и Вальтер фон дер Фогельвейде миннезанг проходит свой классический период развития.

Одной из главных особенностей куртуазного направления от архаического является то, что теперь по своей форме песни представляют собой многострофные стихотворения, при чем строфа имеет сложное, как правило, трехчастное строение. Первые две части песни идентичны по своей схеме строения и мелодии, последняя часть, или заключение, отличается другой схемой рифмы и новой мелодией. Традиционная немецкая строка теперь распадается на два отдельных полустишья. Строки и полустрочия обладают разнообразной рифмовкой и точной рифмой. Вводится принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не по числу ударений и схеме их расположения. Таким образом, в песне немецкого миннезанга начинает преобладать силлабическое стихосложение. Эти ритмические новшества были результатом параллельного развития музыкального искусства с миннезангом.
Несмотря на то, что влияние французской поэзии привело к тому, что немецкий тонический стих начинает выравниваться по модели силлабического стиха, немецкие миннезингеры не отказываются полностью от привычного тонического стиха. Скорее происходит смешение двух культур песнопения, и в песнях немецких певцов явно начинает прослеживаться силлаботоника.
Поэтические формы миннезанга в это время, как правило, были связаны с романскими образцами поэзии. Так, Tagelied (дневная песнь, песнь рассвета) восходит к известной альбе, которая повествует о тайном свидании рыцаря с замужней дамой, прерываемом наступающей зарёй (alba). Такие жанровые разновидности миннезанга, как Minnelied и Minnekanzone (любовная песня) к канцоне или куртуазной песни. Немецкие миннезингеры, в свою очередь, адаптируют и изменяют французскую область там, где могут считаться четким проявлением сословной культуры Франции. В общем, немецкие переработки отличаются от оригиналов в следующих аспектах: меньшую роль играет чувственный элемент, сильные эмоции смягчаются, черты типизации и идеализации усиливаются. Кроме того миннезингеры в отличие от своих французских предшественников более склонны к рефлексии, дидактизму. Вершиной классического периода немецкой куртуазной поэзии по праву считается творчество Вальтера фон дер Фогельвейде, которому удается приблизить миннезанг к народной жизни. Он использует как песню, так и шпрух (от нем. Spruch „изречение“), т.е. короткое стихотворение поучительного характера, с целью борьбы против политического устоя.

В XIII-XIV веках происходит кризис рыцарской культуры, что приводит к существенным изменениям в творчестве миннезингеров. Так, с приходом в поэзию Нейдхарта фон Рейенталя в рыцарскую лирику, которая обходит стороной все бытовое и обыденное, проникает описание крестьянской жизни с ее бытовыми зарисовками и сценами, сопровождаемыми прозаическими деталями.
Среди поэтов, близких по своему мировоззрению с Нейдхартом фон Рейенталем, обращает на себя внимание Тангейзер, принявший со временем титул героя популярной легенды. Тяготея к мотивам «низкой любви», к формам народной плясовой песни,

Тангейзер подсмеивается над нелепыми, с его точки зрения, условностями куртуазного этикета [8, 56].
В XIV-XV веках наступает закат миннезанга. Ограниченная тематика куртуазной лирики с развитием средневекового общества вытесняется политической сатирой, именитыми авторами того времени. Сам куртуазный элемент в поэзии либо заменяется бытовыми зарисовками и размышлениями о состоянии современного общества, либо становится предметом насмешек и пародий. Несмотря на то, что творчество поэтов- рыцарей Германии – давно перевернутая страница в истории европейской литературы, оно обладает непреходящей ценностью и до сегодняшнего дня является предметом интереса современного читателя.

Литература:

  1. Бердников Г.П. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), А. С. Бушмин, Ю. Б. Виппер (зам. гл. ред.), Д. С. Лихачев, Г. И. Ломидзе, Д. Ф. Марков, А. Д. Михайлов, С. В. Никольский, Б. Б. Пиотровский, Г. М. Фридлендер, М. Б. Храпченко, Е. П. Челышев. — М.: Наука, 1983— 1994. Т. 2 / Ред. коллегия тома: Х. Г. Короглы, А. Д. Михайлов (ответственные ред.), П. А. Гринцер, Е. М. Мелетинский, А. Н. Робинсон, Л. З. Эйдлин. — 1984. — 672 с.
  2. Жирмунский В. История немецкого языка. – М.: Высшая школа, 1965. – 408 с.
  3. Жирмунский В. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. – Л.: Наука, 1979. – 496 с.
  4. Пуришев Б. Вальтер фон дер Фогельвейде и немецкий миннезанг // Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. – М.: Наука, 1985. – 223–272 с.
  5. Пуришев Б. Лирическая поэзия средних веков // Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. – М.: Художественная литература, 1974. – 574 с.
  6. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. – М.: Музыка, 1964. – 159 с.
  7. Чавчанидзе Д. Куртуазный поэт на исходе рыцарской эпохи // Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. – М.: Наука, 1985. – 273–295 с.
  8. Шпивок В. История немецкой литературы. Т.1./ Пер. М. Раевского. – М.: Радуга, 1985. – 350 с.