НЕСТАНДАРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОСВОБОЖДЕННЫХ ПО МЕДИЦИНСКИМ ПОКАЗАНИЯМ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Лютинец С.И.

Старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Челябинский государственный университет, Костанайский филиал

НЕСТАНДАРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОСВОБОЖДЕННЫХ ПО МЕДИЦИНСКИМ ПОКАЗАНИЯМ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

Движение – самое естественное из состояний. Эволюция протекала в тесной взаимосвязи с движением. Именно оно закаляет, укрепляет и готовит к испытаниям. Наблюдения показывают, что физические упражнения имеют большое значение для развития всего организма человека. Рациональные физические занятия в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, и особенно против сердечно – сосудистых. Мышечная работа способствует мобилизации жизненно важных свойств организма – выносливости, силы, гибкости, быстроты. Таким образом, движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям растущего организма, всегда будут оздоровительными и лечебными факторами [3].

Ключевые слова: физическая культура, оборудование, тренажер, инвентарь, упражнения, учащиеся

Keywords: physical culture, equipment, simulator, inventory, exercises, students

Проведение занятий физической культуры в классической форме предусматривает, что здоровые дети выполняют требования программного материала, а освобожденные, в лучшем случае, помогают преподавателю в судействе и не становятся активными участниками занятия. Для исправления такой ситуации наряду с традиционными стандартными снарядами рекомендуется использовать малогабаритное нестандартное оборудование, способствующее повышению двигательной активности ребят, освобожденных от уроков физической культуры.

К конструкции оборудования данного типа, равно как и к стандартным, предъявляются определенные требования:

  • они должны позволять выполнять упражнения группой;
  • размеры должны соответствовать возрастным особенностям занимающихся;
  • должны быть простыми в изготовлении, надежными, удобными для быстрой установки.

Основным  оборудованием, предлагаемым к использованию, является:

  1. Хлопушка для старта.
  2. Устройство для метания в цель (ящик мишень).
  3. Устройство для метания в мишень (охота на диких зверей).
  4. Устройство для развития точности.
  5. Тренажер для развития управления мышечным напряжением.
  6. Устройство для развития координации в пространстве.
  7. Устройство для развития быстроты и реакции движений.
  8. Инвентарь для тренировки вестибулярного аппарата [1].

Данное нестандартное малогабаритное оборудование может применяться в форме игры и состязаний как между двумя – тремя учащимися, так и между двумя командами. Рассмотрим примеры применения всех вышеуказанных устройств.

Устройство для метания в цель (ящик мишень). Мишень представляет собой ящик размером 1000*200 мм. На передней стенке в центре вырезается круг диаметром 300 мм. Далее синей краской обозначается круг диаметром 600 мм, за ним зеленой краской наносится круг диаметром 900 мм. Отверстие (центральный круг) изнутри закрывается шторкой, которая сверху закрепляется, а снизу остаётся свободной. В нижней стенке ящика в 100 мм от боковых стенок вырезаются два отверстия диаметром 100 мм каждое. Между ними располагается наклонный желоб. При попадании мяча в центральный круг сила удара гасится шторкой и мяч по желобу скатывается в одно из отверстий [2].

Устройство для метания в мишень (охота на диких зверей). Для создания данного устройства необходимо вбить в землю два кола на расстоянии 80 см один от другого. К кольям прикрепить две толстые палки. Лист фанеры размером 110*90 см прибить к кольям и палкам. Для устойчивости прикрепить к фанере с одной стороны две рейки крест – накрест. Из бумаги темного цвета вырезать силуэты зверей и наклеить их на фанеру в разных местах. Также необходимо сделать «стрелки», либо же использовать для игры обычные дротики [2].

Устройство для развития точности («Сквозная мишень»). На листе фанеры сделайте отверстие, потом пропилите полоску, идущую от края фанерного листа к окружности. Под перекладиной или крюком в потолке вертикально установите этот лист фанеры, прикрепив его к полу или гвоздями к двум колам, если на улице, вбитым в землю. На бечевке привяжите к перекладине или крюку в потолке волейбольный или футбольный мяч так, чтобы он проходил через круглое отверстие, прорезанное в фанере. Возьмите мяч и отойдите от фанеры настолько, насколько позволяет длина бечевки. В том месте, где вы остановились, проведите черту. Каждый, кто участвует в данной игре, заходит за черту, взяв мяч, и отсюда пускает его с таким расчетом, чтобы ни мячом, ним бечевкой не зацепить фанеры [2].

Тренажер для развития управления мышечным напряжением. Этот тренажер представляет собой штатив на устойчивой платформе и металлическое кольцо диаметром 120 мм, которое подвешивается на прочной веревке. На этом тренажере могут заниматься только двое учащихся. Один из соперников просовывает руку в кольцо, сжав ладонь в кулак, а второй, садясь напротив соперника, кладет свою руку ладонью на кулак соперника и начинает давить вниз с определенной силой. Затем неожиданно отпускает руку первого. Первый в этот момент должен успеть среагировать и остановить движение своей руки противоположное первоначальному движению вниз, таким образом, чтобы не задеть кольцо. Затем игроки меняются и продолжают игру [4].

Устройство для развития координации в пространстве «Юла». 4 – 5 человек становятся в круг. Один берет фанеру величиной с тетрадь и запускает на ней юлу, быстро говоря при этом: «У меня была юла, поюлила и ушла». Сказав эту фразу, нужно сейчас же передать фанерку с юлой соседу справа. Так юла переходит от одного играющего к другому. Передать её можно только тогда, когда скажешь скороговорку. У кого – то из ребят юла упадет боком на фанерку. Тогда все кричат: «Юла замерла!». Тот, у кого на руках замрет юла, считается «зевакой», он передает вместе с фанеркой юлу соседу, а сам скачет по кругу на одной ноге. Когда зевака доберется до своего места, его сосед запускает юлу и игра продолжается [4].

Устройство для развития быстроты и реакции движений. К бечевке длиной 2,5 – 3 м привязывают небольшие полоски цветной материи. Затем растягивают на всю длину и кладут на пол. У концов бечевки, под прямым углом к ней, проводят две черты. Отмерив от концов бечевки по 20 м в противоположные стороны, ставят на пол два флажка. Здесь становятся играющие. По сигналу они бегут к бечевке. Каждый старается добежать до черты раньше противника, схватить за конец бечевку и дернуть ее к себе. Кому удастся это сделать, тот и выигрывает [4].

Инвентарь для тренировки вестибулярного аппарата. Необходимо встать в гимнастический обруч или очерченный на полу круг. Лицом повернуться к линии, которая проведена от центра к окружности. Подпрыгнуть и сделать в воздухе поворот на 360 градусов так, что опустившись на землю оказаться в исходном положении. Если хотя бы одной ногой наступишь на линию круга, то задача считается невыполненной [1].

Участвуя в различных играх и состязаниях, учащиеся упражняются в беге, в прыжках, в метании на дальность и в цель, приучаются к ориентировке на местности, развивают сообразительность и внимание, наблюдательность и память. Также они содействуют формированию положительных качеств характера, требуя от человека настойчивости и стремления к цели, смелости, инициативы, находчивости, взаимопомощи между товарищами, верной оценки своих возможностей и сил противника.

Литература

  1. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И. С. Барчуков; под общ. ред. Г. В. Барчуковой. – М.: КНОРУС, 2015. – 368 с.
  2. Жавеленко Н. М. Своими руками «ФК»: учебник – М.: Просвещение, 2014. – 160 с.
  3. Лях В. И. Физическая культура: учебник / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред. В. И. Ляха. – М.: Просвещение, 2015. – 237 с.
  4. Нагеев Ф. П. Игры и забавы «ФК»: учебник – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 187 с.