НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Шумский А.А.
Дальневосточный Федеральный университет

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Аннотация

Нормативно-правовая база Евразийского экономического союза, носит сложную структуру, деятельность по перемещение товаров на территории ЕАЭС
регулируется на трех уровнях, при этом законодательство государств-членов имеет меньшую юридическую силу перед нормативными актами наднационального регулятора, что сказывается на ограничении суверенитета государств членов. Таможенная территория ЕАЭС, представляет собой единую территорию, таможенные барьеры которой вынесены на внешнюю границу ЕАЭС.

Ключевые слова: ЕАЭС, таможенная территория ЕАЭС, международный, наднациональный, внутригосударственный уровень правового регулирования в ЕАЭС.
Keywords: EAEU, customs territory of the EAEU, international, supranational, internal level of legal regulation in the EAEU.

Евразийский экономический союз далее (ЕАЭС) это региональная международная организация, созданная с целью экономической интеграции между странами участниками данной организации, основанной на единой таможенной территории, которая действует на основании договора о Евразийском экономическом союзе, и иных нормативных правовых актах принятых в соответствии с ним.
В качестве платформы для осуществления деятельности ЕАЭС, выступает таможенный союз далее (ТС ЕАЭС), стран участниц, предназначенный для сближения государств членов, устранения таможенных барьеров, и повышения экономического благосостояния государств. Деятельность ТС ЕАЭС регулируется таможенным кодексом ЕАЭС далее (ТК ЕАЭС), а также же внутренним таможенным законодательством государств членов. ТС ЕАЭС функционирует в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Всё это привело к созданию союза равноправных государств, с наднациональными органами управления, которые осуществляют свою деятельность путём прихода к компромиссам.
Актуальность данной темы обусловлена тем что, созданный Евразийский экономический союз, стал новой вехой экономической интеграции на Евразийском континенте. В связи с образованием союза возникает необходимость тесного взаимодействия и совместной качественной работы государственных органов стран– членов.
Преследуя общие цели и ведя единую таможенную политику, страны участники ЕАЭС находятся в постоянном диалоге, без которого невозможна интеграция.
Поэтому, анализ таможенного права Евразийского экономического союза играет важнейшую роль, так как позволяет учитывать происходящие экономические и политические изменения.

Право ЕАЭС, в сфере таможенного регулирования рассчитано на долгосрочную перспективу и разрабатывалось, глядя в будущее, имея огромный потенциал развития экономических отношений как стран членов, так и потенциальных претендентов на вступление в эту организацию.
Нормативная основа осуществления таможенного регулирования на территории ЕАЭС имеет трехуровневую структуру: международные правовые акты, акты наднационального характера и национальные нормативные акты.
Необходимо подчеркнуть, что, страны участники, самостоятельно пришли к такому выбору трехуровневой системы правового регулирования, заключив договор о создании Евразийского экономического союза. [2;35] В котором своё национальное законодательство поставили на последнее место, и в данный период времени, этот механизм активно применяется.

Итак, первым уровнем таможенного регулирования в ЕАЭС, является международный уровень. Он характеризуется высшей юридической силой по отношению к остальным нижестоящим уровням, и применяется лишь тогда, когда, ратифицирован хотя бы одной из стран-участниц ЕАЭС. Основу данного уровня правового регулирования составляется международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 г. разработана и принята в целях гармонизации и упрощения таможенных процедур, содействия развитию международной торговли, внедрения таможенных принципов, сформулированных в ГАТТ (1994 год) и в соглашениях Всемирной торговой организации, относящихся к таможенному делу. [1;2]
Одним из первых государств — членов Таможенного союза к Киотской конвенции присоединился Казахстан 19 июня 2009 года, Республика Беларусь присоединилась 10 января 2011 года, Российская Федерация — 4 апреля 2011 года.

Обязательным условием присоединения к Киотской конвенции выступает принятие ее основного текста и генерального приложения.
Принятие одного или более специальных приложений Конвенции, а также одной или более их глав осуществляется по усмотрению заинтересованной стороны. Так, все три государства присоединились к основному тексту Киотской конвенции и генеральному приложению. Однако объемы присоединения к специальным приложениям Киотской конвенции различны.

Что касается второго уровня правового регулирования в области таможенного дела, на таможенной территории стран участниц ЕАЭС, то он является наиболее широким по объёму издаваемых властных предписаний, именно на этом уровне формируется основные правила, таможенного союза ЕАЭС, его условно можно разделить на три составных структурных подуровня.
Во-первых это таможенный кодекс ЕАЭС, который является, базисным источником регулирования таможенных отношений на наднациональном уровне, действующий на территории таможенного союза стран участниц ЕАЭС, в данном нормативном правовом акте закрепляется правовые основы и принципы таможенного регулирования а все иные источники на данном уровне принимаются в соответствии с ним, данный документ гарантирует единство правового регулирования по перемещению товаров работ услуг, через государственные границы стран участник, а в том числе и через границе с другими странами, не входящих в данную организацию. [3;1]

Нормы ныне применяемого Таможенного кодекса Евразийского экономического союза имеют прямое воздействие на территориях государств — членов Таможенного союза и основываются на нормах и принципах международного права, в соответствии с международной конвенцией об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции), а также соответствуют принципам генерального соглашения о тарифах и торговле, и ряду других международных конвенций, к которым присоединилась хотя бы одна из стран ТС ЕАЭС.
Во-вторых, это международные договоры стран-участниц Евразийского экономического союза, регулирующие таможенные отношения в рамках данного союза, в качестве дополнений к выше указанному акту. К таким могут относится договоры между государствами членами и третей стороной.
Ну и наконец в-третьих это нормативные правовые акты, принимаемые наднациональным регулятором – Евразийской экономической комиссией. Будем исходить из того, что нормативные правовые акты наднационального регулятора, регулирующие таможенные отношения в Евразийском экономическом союзе, принимаются в полном соответствии с нормативными правовыми актами, которые составляют две предыдущие части таможенного законодательства, как говорилось, это Таможенный кодекс ЕАЭС и международные договоры стран-участниц Евразийского экономического союза. Все решения Евразийской экономической комиссии в обязательном порядке размещаются на официальном сайте Евразийской экономической комиссии. В качестве примера можно привести решение ЕЭК о продлении ставки ввозных таможенных пошлин. При использовании наднационального регулирования страны участницы Евразийского экономического союза идут на сознательное ограничение своих прав и передачу ряда полномочий наднациональным органам. Издаваемые такими органами нормативные правовые акты имеют большую юридическую силу, чем акты национального законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза.

Третий уровень нормативных правовых актов таможенного права Евразийского экономического союза национальный уровень, включающий в себя национальное законодательство о таможенном деле стран-участниц Евразийского экономического союза. [5;24] Ряд существенных полномочий по таможенному регулированию страны- участницы Евразийского экономического союза оставили за собой.

Национальный закон о таможенном регулировании страны-участницы Евразийского экономического союза должен соответствовать таможенному праву Евразийского экономического союза, и его действие распространяется только на территорию данной страны. Он производен от таможенного кодекса Евразийского экономического союза и не может ему противоречить. Вопросы таможенного регулирования, которые являются предметом национального закона, делегированы законодательным органам страныучастницы непосредственно Таможенным кодексом ЕАЭС.

Правовую основу национального законодательства о таможенном деле стран- участниц Евразийского экономического союза составляют: в Республике Армения – Таможенный кодекс Республики Армении от 09.08.2000 № ЗР-831, в Республике Беларусь – Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-3 «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», в Республике Казахстан – Кодекс Республики Казахстан от 30.06.2010 № 296IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» , в Республике Кыргызстан

– Закон Киргизской Республики от 31.12.2014 № 184 «О таможенном регулировании в Киргизской Республике», в Российской Федерации – Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Необходимо подчеркнуть, что внутреннее национальное законодательства стран участниц ТС ЕАЭС обладает верховенством лишь только на территориях, которые находятся под их юрисдикцией, в отличие от нормативных правовых актов принятых на наднациональном уровне, пространственные пределы которых составляют территории Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий стран-участниц Евразийского экономического союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых страны-участницы Евразийского экономического союза обладают исключительной юрисдикцией.

Так же говоря нормативно-правовой основе таможенного права ЕАЭС нельзя не упомянуть о судебных актах. Они формируют судебную практику и фактически влияют на разрешения дел, связанных с таможенными спорами. Ко всему прочему в рамка ЕАЭС действует свой собственный суд, который обозревает и обобщает судебную практику.
Помимо наднациональных специализированных судов, создают и обобщают судебную практику так же и национальные суды государств членов. Ввиду большого количество споров касающихся таможенных правоотношений суды государств членов издают акты толкования правовых норм по тем вопросам, которые, наднациональные нормативные правовые акты оставляют на усмотрения самих государств членов. В качестве примера можно привести Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», который разъясняет вопросы касающиеся уплаты таможенных платежей и возврату излишнее уплаченных средств.[6;4]
Таким образом, резюмируя вышеперечисленные обстоятельства, говоря о таможенном регулировании в рамках ЕАЭС, необходимо учитывать всю трехуровневую систему правового регулирования в её совокупности, на основании которой определяется и осуществляется порядок таможенного дела, при этом применяя те или иные нормы, необходимо разграничивать их по территории действия и по юридической силе.

В ТС ЕАЭС необходимо подчеркнуть, важную характеристику такой формы международной интеграции, а именно то, что вся территория государств членов признается единым экономическим таможенным пространством, аналогичным тому, что эти государства бы являлись единым целым государством, с некоторыми изъянами. Конечно все государства члены имеют полный суверенитет и независимы друг от друга однако в соответствии со ст.5 ТК ЕАЭС, таможенную территорию Союза составляют территории государств-членов, а также находящиеся за пределами территорий государств- членов. [3;1]

Так же в соответствии со ст.11 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур любому таможенному или экономическому союзу, являющемуся Договаривающейся Стороной, надлежит уведомить генерального секретаря совета всемирной таможенной организации о территориях, образующих этот таможенный или экономический союз, и эти территории будут рассматриваться как единая территория. [1;2]

Руководствуясь вышеуказанными статьями, можно сделать вывод о том, что государства члены, имеют право юридически трансформировать таможенные границы, путём их переноса с территориальных границ государств членов на внешние границы всего ТС ЕАЭС в целом, вместе со всеми действовавшими до существования такой организации, таможенными барьерами. И после уведомления генерального секретаря, совета всемирной таможенной организации о создании подобного рода международной региональной таможенной организации, она будет признаваться во всём мире всеми её членами, а также будут учитывать определенные правила внешней торговли, осуществляемые с государствами членами подобных организаций.

Литература:

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.04.2014) (ред. от 8 мая 2015г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Договор о таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. Ратифицирован ФЗ от 14.11.2017 № 317-ФЗ «О ратификации договора о Таможенном кодексе ЕАЭС».
  4. Зиядуллаев Н.С. Евразийский экономический союз: первые итоги и новые вызовы / Н.С. Зиядуллаев // Мир перемен. 2015. № 1. C. 149 – 166.
  5. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ // Собр. законодательства Рос.
    Федерации. 2018. № 32. ст. 5082. (ред. от 28.11.2018).
  6. О некоторых вопросах применения таможенного законодательства: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 18 // Бюллетень Высшего Арбитражного Суда Рос. Федерации. 2016. № 5.