Дахаева Ф.Д.
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
Аннотация
В статье рассматриваются особенности нормативного регулирования организации бухгалтерского учета на малом предприятии, обозначаются ключевые
документы, регулирующие его деятельность.
Ключевые слова: малый бизнес, бухгалтерский учет, предприятие, предприниматели, нормативные акты.
Keywords: small business, accounting, enterprise, entrepreneurs, regulations.
Малый бизнес является важнейшим звеном рыночной экономики. Малые предприятия могут снижать безработицу, гибко реагировать на перемены конъюнктуры рынка, заполнять ниши в потребительском секторе, увеличивать темпы экономического роста.
Хотя малый и средний бизнес играют важнейшую роль в экономике страны, уровень их развития в России слабый. Положительные темпы роста численности малого и среднего бизнеса в целом по стране в 2017 году, были достигнуты исключительно за счет роста микропредприятий.
На современном этапе развития у малого бизнеса возникают проблемы с организацией бухгалтерского учета. Как отмечают многие ученые, эти проблемы берут начало в несовершенстве нормативно-правовой базы регулирования бухгалтерского учета. Частенько организацией бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса занимается непосредственно сам руководитель. В связи с чем для обеспечения роста малого предпринимательства необходимы простые и эффективные схемы учета, способствующие конкурентоспособности предпринимателей.
В нашей стране действует четырехуровневая система бухгалтерского учета. Верхний уровень – это законодательные акты, федеральные законы. К первому уровню также относятся Постановления Правительства страны. Федеральным законом от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» закреплена обязанность вести бухгалтерский учет всеми участниками хозяйственной деятельности, кроме индивидуальных предпринимателей.
Одним из главнейших документов, регулирующих учет на малых предприятиях в РФ выступает Федеральный закон от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В этом законе приводится понятие малого предпринимательства, критерии, согласно которым то или иное предприятие можно отнести к малому сектору экономики.
Второй уровень системы регулирования бухгалтерского учета субъектов малого и среднего бизнеса включает – федеральные стандарты, носящие более детализированный характер. Они разрабатываются на основании требований ФЗ «О бухгалтерском учете». ПБУ носят обязательный характер и должны применяться всеми хозяйствующими субъектами, однако есть некоторые отличительные особенности в их применении по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса. Кроме того, что малые и средние предприятия могут не применять некоторые ПБУ, для них имеются определенные послабления при применении норм стандартов бухгалтерского учета. Эти послабления выступают положительным элементом в системе бухгалтерского учета малого и среднего бизнеса, и способствуют частичному сокращению издержек ведения бухгалтерского учета.
Как отмечают многие специалисты и исследователи, существует проблема отсутствия единой формулировки ряда терминов бухгалтерского учета, таких как:
«бухгалтерская отчетность», «хозяйственные операции», «чистые активы», «чистая прибыль».
Нередко начинающие предприниматели испытывают затруднения в определении различных статей соответствующих нормативных актов, или же управленцы вообще не имеют понятия о существовании тех или иных норм, льгот или рекомендаций. Многие предприниматели совершенно не различают такие понятия как: «упрощенные формы бухгалтерского учета», «упрощенные методы ведения бухучета», «простая система бухучета», «упрощенная система бухучета». Некоторые финансовые индикаторы, рассчитываемые одним и тем же способом, называются по-разному, например, «быстрая ликвидность» и «срочная ликвидность». При переходе на МФСО предприятия вначале сталкиваются с заменой устоявшихся определений форм бухгалтерской отчетности. К примеру, баланс называется отчет о финансовом положении. Данное обстоятельство приводит к мысли о необходимости создания отдельной, самостоятельной нормативно- правовой документации для малых и средних предприятий [1].
Третий уровень системы нормативного регулирования бухучета на малых предприятиях отражается отраслевыми стандартами. Отраслевые стандарты бухучета, так же, как и федеральные, носят обязательный характер.
Четвертый уровень нормативного регулирования учета на малом предприятии – это методические рекомендации и документы, разрабатываемые на предприятии. К примеру, сюда можно отнести, Приказ Минфина России от 21.12.1998г. №64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса».
Касательно отчетности для малого бизнеса можно отметить Приказ Минфина России от 02.07.2010г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организации». Из данного документа следует, что утверждены специализированные формы отчетности для малых предприятий. Отчетность малого бизнеса может составляться в сокращенном варианте, а показатели могут включаться только по группам статей без их детализации.
Также к четвертому уровню относят рабочий план счетов предприятия. Малым предприятиям разрешено использовать его упрощенный вариант [2].
Каждое малое и среднее предприятие разрабатывает свою учетную политику, которая утверждается приказом руководителя.
Итак, несмотря на значительное развитие современного законодательства, имеются определенные проблемы в нормативном регулировании деятельности малого бизнеса.
Литература:
- Мокеева К. К. Особенности нормативного регулирования бухгалтерского учета для предприятий малого бизнеса.
- Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях.