НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Васильева Н.А.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Статья посвящена важной проблеме нравственного воспитания учащихся начальных классов.  Нравственное воспитание детей младшего возраста является важным направлением в образовании на государственном уровне и  играет важнейшую роль в развитии человека и общества. Воспитание и развитие у детей нравственности также является важной задачей в процессе становления личности.

Ключевые слова: нравственность, младшие школьники, начальная школа, нравственные качества.

Нравственное воспитание детей младшего возраста является важным направлением в образовании на государственном уровне и  играет важнейшую роль в развитии человека и общества. Воспитание и развитие у детей нравственности также является важной задачей в процессе становления личности. О необходимости изучения в школе нравственной культуры свидетельствуют низкий уровень общественной морали, кризис традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания.

Как известно, ребёнок отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Дети впитывают в себя способы общения, поведения, отношения, используют для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражают  взрослым. Поэтому важно научить ребенка  нравственным ценностям именно в ходе его формирования личности.

Но что же такое нравственность? Наверняка каждый из вас уже не раз задавался таким вопросом. Прежде всего нравственность – это воспитание, а вместе с ним и формирование сознания, развитие способностей  мышления. Нравственность, нравы поведения буквально с момента рождения становятся содержанием воспитания. Нравственность – это своего рода фундамент сложной конструкции, называемой духовным миром человека. А фундамент, как нам всем известно, закладывается самым первым, с детства.

Цели и задачи развития нравственной сферы младших школьников освещаются в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В документе особое внимание уделено решению задач социализации современного школьника, созданию условий для социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В педагогической и методической науке проблема нравственного воспитания нашла отражение в исследованиях Н.Н. Болдырева, А.Д. Алфёрова, Х.Т. Бозоровой, Н.П. Иванова, З.И. Васильевой, М.И. Шиловой, Р.В. Овчаровой, Л. В. Володиной и др. В их работах выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания. Между тем, с внедрением в практику федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требуется уточнение и пересмотр содержания нравственного воспитания, разработка практических методов его осуществления на уроках в начальных классах.

Одной из наиболее важных частей педагогики можно назвать воспитание.  Согласно древнегреческому языку, понятие «педагогика» переводится как искусство воспитания.

Нравственность невозможна без процесса воспитания. Эти два понятия связаны неразрывной нитью, так как нравственность способна развиваться и существовать при условиях правильного контролируемого воспитания.

В процессе нравственного воспитания человек усваивает принятые общественные нормы. В большинстве своем ребенок с участием учителя осознает из обыденности эти моральные нормы, воспринимает их и запоминает. Анализируя данные моральные нормы, дети  переводят их в область субъективно-индивидуальной нравственности.

Учителю необходимо строить воспитательный процесс таким образом, чтобы на уроках и во внеучебное время решались вопросы и задачи формирования нравственных черт личности. В учебной деятельности должны предусматриваться беседы на нравственные тематики, написание сочинений, акции, обсуждения. Во время внеклассных мероприятий сопосбствуют нравственному воспитанию трудовые поручения, экологические акции, праздники, походы, посещение музеев. 

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Нравственное воспитание всегда происходит в течение длительного времени, а также оно непрерывно. Результаты нравственного воспитания также зависят от времени. Процесс нравственного воспитания имеет  концентрическое построение. Таким образом, уровень воспитательных задач должно всегда расти. Только при усложнении различных видов деятельности, можно достигнуть поставленных целей. Данный принцип зависит от возраста детей.

Доктор педагогических  наук Н. Е Щуркова считала, что нравственное воспитание младших школьников  – процесс целенаправленного формирования у школьников системы моральных отношений: к людям, к обществу, Родине, самому себе и труду [3].

Нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения. Учение ребенка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

Главенствующим этапом в воспитательной системе является школа, способствующая воспитанию подрастающего поколения. Каждый этап имеет свои характерные черты и особенности. По Ю.К. Бабанскому, нравственное воспитание начинается еще с младшего школьного возраста. Тогда детей необходимо обучить естественным нормам нравственности, а также применять эти нормы в жизни. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В настоящее время, когда в образовательной системе произошли изменения, содержание в разы стало больше, а также стало сложней в своем внутреннем устройстве, учебный процесс начинает занимать ведущую роль.  В процессе изучения учебных предметов, обучаемые получают знания, которые обуславливают содержательную сторону моральных понятий. Равной значимостью в последующем жизненном опыте и в общем развитии обладают нравственные знания, наряду с конкретными учебными предметами [2, с.352].

Л. Колберг  выделял следующие уровни нравственного развития: доморальный-синкретический и конвенциональный — и автономной морали. На первом – доморальном – уровне нравственного развития ребенок следует правилам и нормам, исходя из страха быть наказанным, а также им движет стремление оставаться в определенной социальной группе. На втором – автономном – уровне в сознании происходит понимание этих правил, нравственных понятий, а также выбор принятия или непринятия их. Происходит выбор пути нравственного поведения. В нравственное поведение входит нравственное просвещение, нравственный выбор, а также участие детей в различной деятельности [1].

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Экспериментальное исследование особенностей нравственного воспитания младших школьников  было проведено на базе второго класса МБОУ СОШ № 1 (г. Менделеевск).

На формирующем этапе исследования осуществлялась работа по нравственному воспитанию младших школьников. Работа проводилась как на уроках, так и во внеурочное время, посредством внеклассных мероприятий.

Были проведены внеклассные мероприятия: беседы на нравственную тему, праздник «День пожилого человека», музыкальная гостиная «С заботой о маме», классные часы «Наш дружный класс», «Защитники нашей Родины», «Моя малая родина», творческая игра «Наши будущие защитники», защита проектов «Как я помогаю дома», экологические акции, трудовой десант «Приведем двор в порядок».

На уроках литературного чтения, русского языка, математики, изобразительного искусства, окружающего мира и др. мы практиковали «Уроки доброты», в ходе которых на примере изучаемых разделов, тем, произведений рассматривали вопросы нравственного содержания. Были проведены беседы по рассказам о животных, конкурсы чтецов по стихотворениям о природе, инсценировка нравственных басен И. Крылова, устные сочинения, анализ пословиц об учении, о дружбе, нравственности, изготовление открыток, поделок, разучивание и прослушивание песен о природе, Родине, школе, конкурсы рисунков («Моя Родина», «Моя семья», «Наши Защитники»).

Таким образом, мы можем сделать вывод: нравственность невозможна без процесса воспитания. Эти два понятия связаны неразрывной нитью, так как нравственность способна развиваться и существовать при условиях правильного контролируемого воспитания.

 

Литература

  1. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983 г. 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://avkrasn.ru/article-1574.html
  2. Теория моральногоразвития Л. Кольберга[Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_морального_развития_Л._Кольберга
  3. Щуркова Н.Е. Программа воспитания. Москва – 2009 [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru