Нетесова М.С.
М.н.с., сектора предпринимательского и корпоративного права, Российская академия наук
О СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Целью данного правового исследования является анализ основных современных тенденций развития инновационной сферы России, направленных на достижение ключевой цели государственной инновационной политики – формирования и развития национальной инновационной системы. Рассмотрен феномен инновационной системы, его особенности, структура и свойства. Представленные в статье законодательные предложения по совершенствованию инновационной системы России создают возможность для практического применения идей, отраженных в статье, — при разработке проектов нормативных правовых актов.
Ключевые слова: инновационное развитие, национальная инновационная система, инновационная инфраструктура, законодательство, стратегия
Keywords: innovation development, national innovation system, innovation infrastructure, legislation, strategy
Одной из основных тенденций государственной инновационной политики России является формирование и развитие национальной инновационной системы. В России тема построения национальной инновационной системы и инновационного развития в целом активно обсуждается с конца 1990-х годов. С тех пор было разработано большое количество управленческих решений: регулярно вносились изменения в Налоговый кодекс РФ, были созданы отдельные элементы национальной системы: инновационный центр «Сколково», ряд объектов инновационной инфраструктуры и инструменты взаимодействия субъектов инновационной деятельности — территории опережающего развития, инновационные кластеры, технологические платформы и т.д.
Однако то, что задача построения инновационной экономики все еще не теряет своей актуальности, подтверждается и разработкой ряда документов стратегического планирования, устанавливающих в качестве одной из ключевых своих целей развитие инновационной деятельности на базе эффективной национальной инновационной системы. Так, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [1] связывает развитие национальной инновационной системы с решением задач национальной безопасности в области науки и технологий. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2] отмечает важность создания национальной инновационной системы для перехода экономики страны на инновационный путь развития и именует недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса одной из важнейших проблем, препятствующих экономическому развитию страны. Одной из основных задач Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [3] является обеспечение открытости национальной инновационной системы. Целью и целевым сценарием научно-технологического развития Стратегия научно- технологического развития [4] признает построение целостной национальной инновационной системы, которая позволит обеспечить лидерство по избранным направлениям научно-технологического развития. Исходя из положений Стратегии, достигнуть устойчивого развития страны, обеспечения структурных изменений экономики России и высокого прироста внутреннего валового продукта возможно только при построении национальной инновационной системы.
Важность принципа системности при стимулировании инновационного развития обусловливается сложным характером инновационного процесса, включением в него различных этапов от возникновения идеи до производства инновационной продукции и вывода ее на рынок. В связи с этим и целесообразно формирование эффективной национальной инновационной системы.
Законодательное определение национальной инновационной системы или правовая характеристика ее структуры в России отсутствует, несмотря на то, что действующее законодательство достаточно четко определяет структуру иных систем: системы образования, судебной системы, системы государственной службы, банковской системы и т.д.
При определении инновационной системы целесообразно либо давать ее функциональное описание, либо закреплять перечень входящих в нее элементов. Считаем более эффективным с точки зрения развития отдельных элементов инновационной системы руководствоваться вторым вариантом.
Кроме того, в процессе совершенствования национальной инновационной системы следует учитывать, что система не является набором случайных элементов, а строится и функционирует по определенным законам и с учетом ее характерных свойств. Данные вопросы разрабатываются в рамках теории системного анализа. К указанным свойствам можно отнести следующие:
- целостность системы;
- открытость (взаимодействие с окружающим миром);
- неоднородность состава (различие различных частей системы);
- структурированность;
- синергичность (система приобретает качественно новые свойства, не сводящиеся к свойствам ее частей);
- неразделимость на части (лишь в данном случае возможен качественный общий эффект системы);
- целесообразность (подчиненность единой цели) [5].
Учет данных свойств системы позволит организовать инновационные процессы таким образом, чтобы преодолеть разрывы в инновационном цикле; обеспечить характер качественной новизны, результативность и снижение издержек, соответствие национальным целям, определенным в документах стратегического планирования.
В настоящее время можно выделить несколько основных тенденций инновационного развития в рамках формирования национальной инновационной системы.
Совершенствование законодательного регулирования инновационной деятельности. В последние годы активно разрабатывается законодательство, стимулирующее инновационную деятельность. В Федеральный закон о науке был внесен ряд базовых понятий и их определений (инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, инновационный проект и др.), а также включена глава, регулирующая оказание государственной поддержки инновационной деятельности. Приняты федеральные законы, определяющие статус и порядок деятельности отдельных элементов инновационной системы: инновационного центра «Сколково», особых экономических зон, инновационных научно-технологических центров и т.д.
Однако законодательную базу в инновационной сфере все еще нельзя охарактеризовать как полностью сложившуюся, не все основные понятия получили свое нормативное определение, не все участники инновационной деятельности (как и само это понятия) конкретизированы в законодательстве, механизмы их взаимодействия урегулированы слабо. В связи с этим все еще актуальна идея разработки специального закона об инновационной деятельности, которую ставил законодатель еще в конце 90-х годов XX века, и которая так и осталась нереализованной.
В связи с развитием системы стратегического планирования последние несколько лет разработан ряд документов стратегического планирования (стратегии, прогнозы, государственные программы и др.), указанные выше. Данные документы устанавливают цели и задачи инновационного развития, показатели эффективности, перечень мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. Кроме того, в настоящее время внедряется система национальных проектов, определяющих развитие тех или иных сфер общественной жизни. Одним из таких проектов является национальный проект «Наука». Данный инструмент рассматривается органами власти как перспективный, однако следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством национальные проекты не включены в систему стратегического планирования (документы стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования) и, таим образом, создают параллельную систему. Какие именно показатели в таком случае будут приоритетными, на данный момент не ясно.
Развитие инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура подразумевает совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
Несмотря на наличие данного определения, до сих пор отсутствует ясное представление о структуре инновационной инфраструктуры. В настоящее время в законодательстве и практике сформировалось несколько десятков субъектов инновационной инфраструктуры (наукограды, особые экономические зоны и бизнес- ангелы, венчурные ярмарки, технологические платформы и др). Статус многих из них законодательно не определен. В результате складывающаяся практика создания данных субъектов неоднородна, а сами субъекты инновационной инфраструктуры не играют пока активной роли в инновационном процессе. В связи с этим необходимо структурировать весь этот массив субъектов, чтобы ввести их в правовое поле. В настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательства, направленного на активизацию данных инструментов.
Международное сотрудничество и интеграция национальных инновационных систем. В настоящее время среди современных трендов и тенденций можно выделить также возрастание роли международных стандартов, выделение ограниченной группы стран, доминирующих в исследованиях и разработках, и формирование научно- технологической периферии, утрачивающей научную идентичность и являющейся кадровым «донором». Этому способствует также международная конкуренция в отношении высококвалифицированных кадров в сфере науки и инженерии.
В связи с этим Стратегией научно-технологического развития ставится задача организации международного научно-технологического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки и повысить эффективность российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.
Одной из современных тенденций также является интеграция национальных инновационных систем. В качестве примера межгосударственной системы можно привести Евразийскую инновационную систему [6].
В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 г. № 475 Евразийская инновационная система – это система институтов, обеспечивающих формирование инфраструктурных элементов, норм и правил регулирования межгосударственных отношений в сфере инновационной деятельности, основанных на общепринятых государствами-членами ЕврАзЭС принципах государственной политики, поддержки и стимулирования инновационной деятельности, обеспечивающие развитие национальных инновационных систем и координацию сотрудничества при разработке, и реализацию межгосударственных целевых программ и инновационных проектов. Смысл подобного межгосударственного объединения в том, что каждая из стран обладает конкретными преимуществами научно-технического и промышленно-технологического потенциала и своими проблемами. Объединившись же, страны имеют возможность компенсировать собственный дефицит ресурсов в той или иной сфере.
В целом, следует отметить, что совершенствование системы стратегического планирования и законодательства в сфере инновационной деятельности, а также развитие инфраструктурных проектов будет способствовать реализации сложившихся тенденций инновационного развития и формированию в России эффективной инновационной системы.
Литература:
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» СЗРФ. 04.01.2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) // СЗРФ. 24 ноября 2008 г. № 47 ст. 5489.
- Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗРФ. 02 января 2012 г. № 1. Ст. 216.
- Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СЗРФ. 05.12.2016. № 49. Ст. 6887.
- Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ: учебное пособие. М. 2010.
- Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 г. № 475 «О Концепции создания Евразийской инновационной системы» // СПС «Гарант».