Шаршеналиев Ж.А.
К.ю.н., доцент кафедры административного и финансового права, Кыргызской государственной юридической академии при Правительстве КР, г. Бишкек
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности координационной деятельности прокуратуры в КР, а также их связь с иными функциями и общими обязанностями прокуратуры в соответствии с ее правовым положением, местом и назначением в государственном механизме. Также автором подчеркивается значимость превентивного (профилактического) направления в деятельности прокуратуры в современный период, от качества которых зависит состояние законности и правопорядка в экономической сфере в целом. Автор опираясь на мнения ведущих правоведов указывает на существующие слабые стороны в координационной деятельности прокуратуры негативным образом отражающихся на результатах выполнения ответственных задач по обеспечению безопасности и законности в государстве. В целом статья посвящена социальному предназначению общего надзора прокуратуры, его необходимости для государственной и общественной жизни общества, а также о роли прокурорского надзора в сохранении законности обеспечивающего устойчивое развитие политической, социальной, экономической сфер общественной жизни.
Abstract
This article discusses the features of the coordination activities of the prosecutor’s office in the Kyrgyz Republic, as well as their relationship with other functions and general duties of the prosecutor’s office in accordance with its legal position, place and purpose in the state mechanism.The author also emphasizes the importance of the preventive (preventive) direction in the activities of the prosecutor’s office in the modern period, the quality of which depends on the state of law and order in the economic sphere as a whole.The author, based on the opinions of leading lawyers, points out the existing weaknesses in the coordination of the activities of the prosecutor’s office that negatively affect the results of the implementation of responsible tasks of ensuring security and legality in the state. In general, the article is devoted to the social purpose of the general supervision of the prosecutor’s office, its necessity for the state and public life of society, as well as the role of the prosecutor’s supervision in maintaining the legality of ensuring the sustainable development of the political, social, economic spheres of public life.
Ключевые слова: надзор; законность; прокурор, координационная деятельность; функция надзора; правовой акт; общество; сфера экономики; государственная власть; направление; штраф; правонарушения; объект; конфискация; законодательство.
Keywords: supervision; legality; prosecutor, coordination activities; oversight function; legal act; society; the economy; government; direction; fine; offenses; an object; confiscation; legislation.
В процессе выработки научно обоснованной концепции правового развития государства, право в нем выступает мощным инструментом воздействия на общественные отношения. Поэтому построение юридического фундамента правового государства немыслимо без полноценной нормотворческой деятельности. В свою очередь органы прокуратуры постоянно ведя взаимодействие с остальными государственными, муниципальными органами власти, институтами гражданского общества, населением, в числе первых выявляют существующие недостатки и противоречия в механизме правового регулирования. Все это вынуждает их обобщать и анализировать информацию о качестве нормативно-правового массива, недостатках правоприменительной практики, и соответственно эффективности контрольной политики государства в экономической сфере [1].
В числе основных обязанностей органов прокуратуры является устранение препятствий в реализации стратегических планов государства и общества специфическими правовыми средствами повсеместно во всех регионах нашего государства [2].
Прокуроры как правоведы, наделенные государством особыми полномочиями, лучше других государственных органов улавливают потребности в юридическом упорядочении различных сфер жизнедеятельности общества. Важное и особое значение придается превентивному (профилактическому) направлению в деятельности прокуратуры в современный период, от качества которых зависит состояние законности в целом.
Этой стороне работы прокуроры уделяют особое внимание. Так, в соответствии с Регламентом, утвержденным приказом Генерального прокурора КР № 68-П от 15.07.2014г., информационно-аналитическая работа осуществляется в целях совершенствования организации и управления в системе прокуратуры, определения приоритетных направлений деятельности, формирования планов, подготовки организационно-распорядительных и информационно-справочных документов органов прокуратуры. Управления и самостоятельные отделы Генеральной прокуратуры, отделы Военной прокуратуры, прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур ежеквартально организуют систематический сбор, накопление и анализ информации о состоянии законности и правопорядка по направлению своей деятельности. В этих целях используются статистические показатели, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и экономических дел, производств о правонарушениях, обращения граждан, должностных и юридических лиц, сообщения средств массовой информации и иные сведения о состоянии законности и правопорядка. [3].
Управления и отделы на основе анализа полученной информации прогнозируют развитие ситуации, разрабатывают и вносят Генеральному прокурору, Военному прокурору, прокурорам областей и приравненных к ним прокурорам, предложения о постановке вопросов, требующих решения на государственном уровне перед органами государственной власти, о мерах совершенствования прокурорско-следственной практики, улучшения организации работы органов прокуратуры. По результатам изучения практики прокурорского надзора разрабатываются методические рекомендации по усилению надзорной деятельности, расследованию конкретных видов преступлений, реализации полномочий прокуроров в судопроизводстве, их внедрению в практику[4].
Дальнейшее свое развитие названное направление приобрело в организации повсеместной работы по осуществлению правотворческой деятельности и улучшения взаимодействия с законодательными (представительными), исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. С этой целью повсеместно в прокуратурах на отдельных сотрудников возлагаются обязанности по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления. Ответственными за организацию работы по координации нормотворческой деятельности, мониторинга законодательства и правоприменительной деятельности выступают соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры КР[5].
Деятельность прокуратуры как органа, осуществляющего мониторинг состояния законности, отличается наличием и ряда других характерных особенностей, проявляющихся в реализации других дополнительных организационных мер. Законом «О прокуратуре» и Конституцией КР на этот государственный институт возлагаются полномочия по координации деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью КР[6].
В существующей сегодня обстановке наиболее актуальными направлениями координации являются: усиление и концентрация всех правовых и организационных возможностей правоохранительной системы государства в сферах борьбы с коррупцией в системе государственного и муниципального управления, незаконным оборотом наркотиков, отмыванием (легализацией) доходов приобретенных преступным путем, хи- щением и нецелевым использованием бюджетных средств, инвестируемых государством в реализацию национальных проектов, финансирование строительство стратегических объектов, целевых программ (а их более 20), снижение криминального влияния на государственный сектор экономики, в банковском и финансовом секторах, на потребительском рынке, и др. [7].
К сожалению, координационная деятельность прокурора ограничивается сферой борьбы с определенными видами преступности, тогда как сами надзорные полномочия прокуратуры по своему действию направлены и на разно отраслевые правонарушения до преступного характера, что, в результате, негативным образом отражается на результатах выполнения ответственных задач по обеспечению безопасности и законности в государстве. Поэтому правительственные органы ищут новые способы совершенствования правоохранительной практики воздействия на режим законности [8].
Так, в рамках координационной деятельности в 2017 году органами прокуратуры КР проведено 38 координационных совещаний правоохранительных, фискальных и иных государственных органов по вопросам противодействия коррупции. В свою очередь, Генеральной прокуратурой КР в 2017 году проведено 2 Координационных совещания.
По результатам обсуждения наиболее значимых вопросов были выработаны следующие предложения:
— по результатам рассмотрения вопросов о коррупционных рисках в системе внешней миграции, а также причин и условий, способствующих их совершению, даны рекомендации Правительству КР, которое своим постановлением от 15.03.2017г. №155, утвердило Инструкцию о порядке оформления и выдачи виз КР, предусматривающую в том числе, введение автоматизированной электронной системы выдачи виз в республике и регистрации иностранных граждан, с целью обеспечения доступа органов национальной безопасности, внутренних дел и миграции к электронным носителям базы данных, посредством закрытого канала интернет-связи;
— приняты меры по оптимизации взаимодействия правоохранительных органов с органами Счетной палаты и Государственной судебно-экспертной службой при Правительстве КР, связанные с назначением (проведением) аудиторских проверок и судебных экспертиз, обеспечивающих полноту и своевременность установления и пресечения финансовых и иных нарушений при рассмотрении материалов проверок и расследовании уголовных дел;
— в целях обеспечения публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления прав на земельные участки, Правительством КР издано Распоряжение за№340-р от 15.08.2017 года, которым введено опубликование решений о предоставлении прав на земельные участки на официальных веб-сайтах органов местного самоуправления или местной государственной администрации, полномочного представителя Правительства в соответствующей области, уполномоченного государственного органа по делам местного самоуправления, а также проведение информационно-разъяснительной работы среди населения по соблюдению земельного законодательства [9].
Учитывая вышеуказанные рекомендации Генеральной прокуратуры КР, в регионах республики координационные совещания регулярно проводятся с привлечением к участию в них руководителей иных контролирующих государственных органов, глав представительных, исполнительных и судебных органов, представителей общественных объединений. Прокуратурой г. Бишкек, к примеру, в 2017 г. проведено 2 таких мероприятий, по результатам которых, все решения координационных совещаний в расширенном составе, как правило; выполняются и приносят ожидаемый эффект.
Актуальность вопроса о расширении субъектов координационной деятельности по борьбе с преступностью и иными правонарушениями побуждают и происходящие в государстве процессы политического характера, которые неизбежно влекут за собой и изменение компетенции некоторых правоохранительных органов в рамках проводимых в стране реформы правоохранительной системы, проводимой с 2012 г. В отдельных случаях на некоторые правоохранительные органы дополнительно возлагается согласование деятельности иных государственных органов[10].
Так, согласно подписанному 12 июля 2016 года Президентом КР Решению Совета обороны КР «О мерах по реформе системы правоохранительных органов КР», принятого на заседании 4 июля 2016 года была начата работа по преобразованию действующей системы правоохранительных органов, в числе которых предполагалось передача функций в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также по противодействию их незаконному обороту в ведение Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел КР[11].
При этом, в соответствии с письменными указаниями Генеральной прокуратуры КР в ходе организации прокурорского надзора за исполнением законов, прокурорам пред- писано обеспечить надлежащее взаимодействие с контролирующими органами в целях предупреждения, выявления и пресечения финансовых правонарушений, в первую очередь со Счетной палатой, иными контрольно-счетными органами.
В связи с низким уровнем исполнения исполнительных документов о взыскании штрафа и конфискации имущества, Генеральной прокуратурой КР в целях повышения эффективности и качества организации работы по линии прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, на основании приказа Генерального прокурора КР №279-к от 05.06.2017 года, в структуре центрального аппарата Генеральной прокуратуры КР образован новый отдел наделенный полномочиями осуществлять непосредственный надзор за деятельностью Судебного департамента при Верховном суде КР и его структурных (территориальных) подразделений на предмет точного и единообразного исполнения законов при исполнении судебных решений по уголовным делам.
До принятия конституционного Закона КР «Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией КР»[12]. деятельность судебных исполнителей по исполнению исполнительных документов по уголовным делам органами прокуратуры не проверялась, поскольку они не входили в перечень поднадзорных объектов органов прокуратуры. Поэтому по инициативе Генеральной прокуратуры КР была образована межведомственная рабочая группа из числа представителей Верховного суда, Генеральной прокуратуры и Судебного департамента, целью которой была выработка единой правоприменительной практики по порядку исполнения приговоров в части взыскания штрафов и тройного айыпа, конфискации имущества включая рассмотрение представлений о замене штрафа лишением свободы в соответствии со статьей Особенной части УК КР, по которой лицо было осуждено.
Рабочая группа выявила, что основной причиной неисполнения исполнительных документов являлось то, что суды при определении подсудимому меры наказания и вынесения обвинительного приговора с назначением наказания в виде штрафа или тройного айыпа, не обращают внимания на материальное, финансовое и имущественное положение подсудимого, а главное, не устанавливают наличие иных гарантий такого исполнения. Кроме того, в целях мониторинга реального поступления денежных средств в бюджет по исполнительным производствам, Генеральной прокуратурой КР в электронном формате был создан Единый реестр лиц, осужденных к штрафу и конфискации имущества, а также лиц, к которым применены принудительные меры медицинского характера, с обновлением данных по мере исполнения судебных решений.
В целях устранения обнаруженных прокурорами недостатков законодательства (Уголовно-исполнительного кодекса КР, Закона КР «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве»), Генеральной прокуратурой КР был разработан соответствующий проект Закона о внесении изменений в вышеуказанные нормативные акты исключающие возможности уклоняться от уплаты штрафа, который 13.02.2018 года был направлен Председателю профильного Комитета Жогорку Кенеша КР для рассмотрения вопроса об инициировании данного законопроекта в парламенте.
Как видно, сложившиеся условия правоохранительной деятельности порождают вопрос определения места прокуратуры в системе координационных отношений. Учитывая всю широту координационной деятельности, когда Генеральный прокурор КР фактически становится «координатором среди координаторов» (если подразумевать сферу влияния на деятельность: Правительства, Жогорку Кенеша и Верховного суда КР), зарождается второй, своего рода «новый» уровень координации в деятельности государственных органов по противодействию угрожающим государству видам преступлений и иных правонарушений. Расширение круга координационной деятельности с вовлечением новых субъектов создает условия для формирования новой, более совершенной системы профилактики преступлений и новых составов правонарушений, а также способствует усилению организационных возможностей прокуратуры, выполняющей особый, весьма значимый для развития общества вид государственной деятельности — «защитника и охранителя законности» [13].
В итоге мы убеждаемся в том, что место прокуратуры в системе органов го- сударства определяется целями, задачами, полномочиями органов прокуратуры, социальное предназначение которых состоит в реализации охранительного аспекта действия правового механизма путем сочетания в одном органе функций как надзора за исполнением действующих законов, так и наблюдения за состоянием законности [14]. Результаты которого отражаются в специальном ежегодном докладе Генерального прокурора Президенту и Жогорку Кенешу КР.
Литература:
- Горохов Д. Б. О результатах правового мониторинга: постановка проблемы // Законодательство и экономика. 2010. № 12. С. 5—9.
- Настольная книга прокурора / Под ред. С.И. Герасимова. – С. 140.
- Регламент органов прокуратуры КР/Документы/Главная стр. Официальный сайт Генеральной прокуратуры КР. Электронный доступ: https://www.prokuror.kg/dokumenty/1569-reglament-organov-prokuratury-kyrgyzskoj- respubliki.html.
- Алиев Б.Б. Автореферат дисс. Канд. юр.наук на тему: «Координирующая роль прокуратуры в борьбе с преступностью: По материалам Республики Дагестан». 2004. Махачкала. С.4-6. Электронный ресурс: https://www.dissercat.com/content/koordiniruyushchaya-rol-prokuratury-v-borbe-s- prestupnostyu-po-materialam-respubliki-dagesta.
- Амирбеков, К.И., Магомедов, А.М. Функция прокуратуры Российской Федерации, как выполняемая ею роль в правовой системе // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2016. — № 1 (51). — С. 3 — 9. Абляскин Р.Р. Функция участия прокуратуры Российской Федерации в правотворческой деятельности // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2017. №
6(39). URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/4855 (дата обращения: 11.05.2019). - Настольная книга прокурора, часть 2 под ред. О.С.Капинус, С.Г.Кехлерова, 5-издание переработанное и дополн.М. Изд. «Юрайт». 2018.С 355-357..
- См. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Научно-методические рекомендации для прокурорских работников. М. 2001. С.26-28.
- См. об этом подробнее: Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М. 1992. С.418. Еще см.: Карпец И.И. Указ. работа. С.419.
- См. публикацию: «Генпрокуратура Кыргызстана представила отчет о работе за 2017 год». Изд-во Кей Ньюс Кей Джи.04.2018/ Электронный доступ: https://knews.kg/2018/04/10/genprokuratura-kyrgyzstana-predstavila-otchet-o-rabote-za-2017- god/
- См. об этом подробно в Информационно-аналитическом докладе: Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2007 год. М., 2008. Ч. II. С. 89,90.
- См. Указ Президента КР «О мерах по реформе системы правоохранительных органов Кыргызской Республики» от 18 июля 2016 года УП № 161/Централизованный банк данных МЮ КР. Электронный доступ: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/69165
- См. Закона КР «Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией КР» от 13 июля 2017 года № 124. Печатное издание. Изд-во газеты «Эркин Тоо» от 18 июля 2017 года № 82 (2807) или Централизованный банк данных МЮ КР/ Электронный доступ: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111631
- Идея нового понимания координации принадлежит В.П. Рябцеву. См.: Концептуальные аспекты развития координации правоохранительной деятельности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2007. № 2(2). С. 68,71
- Беляев В. П. Надзорная и иные функции прокуратуры — совместимы ли они? // Российский следователь. 2006. N 4. Также См.: Чайка Ю.Я. «О развитии органов прокуратуры» // Адвокат. 2006. N 7.