ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Асанбаев Е.Т., Тургунбаев Р.Ж.
Служба экономических расследований, Министерства финансов Республики Казахстан, соискатель Института философии, права и социально-политических исследований имени А. Алтмышбаева, Национальная академия наук Кыргызской Республики

ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация

Обосновывается положение о введении уголовной ответственности юридических лиц в Уголовный кодекс РК как наиболее перспективное направление в борьбе с экономическими преступлениями. Меры уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц необходимо применять в случае совершения коррупционных преступлений; преступлений, связанных с терроризмом; преступлений, связанных с легализацией преступных доходов; экологических преступлений; лжепредпринимательство, организацию финансовых пирамид, рейдерство.

Ключевые слова: юридическое лицо, ответственность, преступление, меры уголовно-правового воздействия, правоохранительная деятельность.

В Казахстане наиболее мощными и капиталоемкими субъектами экономической жизни страны являются юридические лица, которые участвуя в гражданском обороте, совершают различные правонарушения. В результате совершения большинства экономических преступлений (уклонение от уплаты налогов, легализация денежных средств, полученных преступным путем, банковское мошенничество, организация незаконной миграции) причиняется огромный ущерб.

Штрафные санкции, которые применяются по отношению к организациям в рамках административного гражданского законодательства, нередко в несколько раз превосходят величину причиненного вреда, а ущерб, наносимый противозаконной деятельностью юридических лиц, как правило, существенно превосходит ущерб, который наносится физическими лицами. К тому же, как справедливо указывает Л.А. Абашина, привлечение к уголовной ответственности исключительно физических лиц не в состоянии гарантировать, что юридическое лицо не продолжит свою противозаконную деятельность, используя для этого иных физических лиц [1].

В науке уголовного права принято различать два понятия – «субъект преступления» и «субъект уголовной ответственности». Проступок, злодеяние, преступление, понимаемое как общественно опасное противоправное и виновное деяние, в состоянии реально совершить исключительно физическое лицо, наделенное сознанием и волей. И именно такого рода деяние, заключающее в себе все черты определенного состава преступления, которое предусмотрено, указано в Уголовном кодексе, служит основанием для уголовной ответственности. Однако уголовную ответственность, на чем настаивает, в частности Л.А. Абашина, за такого рода деяния могут нести помимо физических и, при определенных условиях, юридические лица [1]. Соответственно, потерпевшим от противоправного деяния может выступать как физическое, так и юридическое лицо, но, несмотря на данное обстоятельство, юридические лица могут быть признаны «действительно» потерпевшим в соответствии с правилами материального права только при условии, что они будут признаны субъектами уголовной ответственности.

Учитывая вышесказанное, считаем, что, беря во внимание осуществляемый в Казахстане весь комплекс реформ практически во всех сферах общественно-экономической, политической правовой жизни страны, не только возможно, но и необходимо привлекать юридических лиц к уголовной ответственности, что помимо прочего может быть и эффективной превентивной мерой.

На сегодняшний день юридические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с национальными законодательствами во многих государствах, а именно в Германии, США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Китае, Индии, Южной Корея, Австралии, Молдавии, Литве и многих др. В гл. 20 Уголовного кодекса Кыргызской Республики содержатся нормы, предусматривающие уголовную ответственность юридических лиц [2].

Меры уголовно-правового воздействия принудительного характера по отношению к юридическим лицам установлены также в ряде международно-правовых актов, предусматривающих их уголовную ответственность, в том числе в Конвенциях, ратифицированных Республикой Казахстан. В частности, ст. 10 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности [3] предусматривает обязанность государств-участников вводить ответственность юридических лиц за совершение или участие в таких тяжких преступлениях, как организация преступного сообщества, отмывание имущества и доходов, полученных преступным путем, коррупция, преступления против правосудия, организация незаконной миграции и торговля людьми.

Ст. 5 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма [4] обязывает государство-участника привлекать юридические лица, осуществляющие свою деятельность на его территории либо организованное, созданные по его нормам, законам, к уголовной, гражданской либо административной ответственности, если физическое лицо, управляющее данным юридическим лицом либо контролирующее его и при этом выступающее в качестве лица, официально представляющее данное юридическое лицо, совершило противоправное деяние, связанное с финансированием терроризма.

Ст. 26 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции [5] обязывает государство-участника устанавливать ответственность юридических лиц, совершающих противоправные деяния коррупционной направленности, характера.

В Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16 июня 2009 года [6] указывается, что преступления, охватываемые настоящей Конвенцией, не могут быть оправданы при любых обстоятельствах, а физические и юридические лица, виновные в совершении таких деяний и (или) причастные к их совершению, должны быть привлечены к ответственности, при этом каждая Сторона, подписавшая Конвенцию, должна принимать те меры, которые необходимы для того, чтобы установить ответственность юридических лиц в случаи их причастности хотя бы к одному из преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией.

В соответствии с действующим Уголовным кодексом Кыргызской Республики [2] уголовно-правовое воздействие принудительного характера по отношению к юридическим лицам не являются уголовным наказанием и могут применяться лишь в случае совершения от имени или посредством юридического лица физическим лицом противоправного деяния в интересах данного юридического лица. Перечень таких деяний закреплен в Уголовном кодексе КР.

Следует отметить, что уголовная ответственность юридического лица за преступные действия физического лица могут наступить только при условии, что данные действия были осуществлены в пользу, с выгодой для юридического лица либо при реализации его функций.

К юридическому лицу должны применяться меры уголовно-правового воздействия в случае совершения им преступлений:

  • коррупционного характера;
  • имеющих отношение к терроризму;
  • имеющих отношение к легализации преступных доходов;
  • экологического характера;
  • имеющих отношение к торговле людьми и незаконной эксплуатации;
  • в случае лжепредпринимательства, организации финансовых пирамид и рейдерства.

Согласно ст. 123 Уголовного кодекса КР к юридическим лицам относятся организации, созданные в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики, а также иностранные юридические лица.

Принудительные меры уголовно-правового воздействия могут быть применены в отношении юридического лица вне зависимости от того, было ли физическое лицо привлечено либо не привлечено к уголовной ответственности, при этом данные меры, во-первых, не выводят из-под уголовной ответственности физическое лицо за данный проступок, и, во-вторых, не избавляют юридическое лицо от обязанности возместить убыток, который был причинен им, как и от любого другого вида, формы ответственности, предусмотренной законодательством. Кроме того, они могут быть применены в тех случаях, когда совершаются следующие противоправные деяния:

  • торговля людьми (ст. 171);
  • лжепредпринимательство (ст. 213);
  • организация финансовых пирамид (ст. 214);
  • легализация (отмывание) преступных доходов (ст. 215);
  • рейдерство (ст. 219);
  • злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации (ст. 233);
  • нарушение порядка проведения публичных торгов, аукционов или тендеров (ст. 234);
  • злоупотребление полномочиями частными нотариусами, аудиторами, экспертами или оценщиками (ст. 235);
  • коммерческий подкуп (ст. 237);
  • незаконное получение вознаграждения служащим (ст. 238);
  • акт терроризма (ст. 239);
  • финансирование террористической деятельности (ст. 240);
  • содействие террористической деятельности (ст. 241);
  • публичные призывы к осуществлению террористической деятельности (ст. 242);
  • создание опасности для потребителей (ст. 282);
  • незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 288);
  • загрязнение вод (ст. 289);
  • загрязнение атмосферы (ст. 290);
  • порча земли (ст. 291);
  • нарушение правил охраны и использование недр (ст. 292);
  • нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 294);
  • незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности (ст. 324);
  • посредничество во взяточничестве (ст. 327);
  • дача взятки (ст. 328).

По отношению к юридическому лицу могут применяться следующие меры: во-первых, штраф, во-вторых, ограничение его прав и, в-третьих, его ликвидация в качестве юридического лица, либо могут применяться одновременно и штраф и ограничение его прав либо штраф и ликвидация в качестве юридического лица. Кроме того, как в качестве дополнительной меры может быть применена конфискация его имущества.

Налагаемые на юридическое лицо штрафы правомочны назначать суды, их выплата осуществляется в денежной форме, и в зависимости от их размера они подразделяются на три категории, при этом неуплата штрафа в продолжение одного месяца влечет за собой увеличение размера штрафа вдвое, а если срок неуплаты превышает три месяца, то решением суда юридическое лицо подлежит ликвидации.

По отношению к юридическим лицам может быть введено определенное ограничение прав, которое заключается в ведении запрета:

  • на реализацию некоторых видов деятельности;
  • на участие в аукционах и тендерах;
  • на получение налоговых льгот, кредитов, субсидий и субвенций из местного либо республиканского бюджета.

Может быть установлен один либо несколько из указанных запретов сроком от одного до трех лет.
Ликвидация юридического лица заключается в принудительном пресечении его деятельности, основанием для которого служит решение суда. Ликвидировать юридическое лицо можно только при условии, что им было совершено деяние, содержащее признаки особо тяжкого либо тяжкого правонарушения, и судом признано, что тяжесть данного деяния исключает возможность его сохранения и дальнейшую деятельность, а также в тех случаях, которые указаны в ч. 2 ст. 125 Уголовного кодекса КР.

В ст.ст. 96, 97 Уголовного кодекса КР указываются основания и в порядок конфискации имущества, принадлежащего юридическому лицу. Законом не допускается вторичная конфискация этого же имущества у физического лица, которое совершило соответствующий проступок. Полная же конфискация имущества, принадлежащего юридическому лицу, возможна только при условии, что данное лицо подлежит ликвидации.

В отношении юридического лица не могут быть применены принудительные меры, указанные в гл. 20 Уголовного кодекса КР, в том случае, если со дня, как было совершено противоправное деяние, прошло пять лет либо со дня, как был исполнен обвинительный приговора суда, прошло десять лет.

Итак, авторами предлагается положение о введении уголовной ответственности юридических лиц в Уголовный кодекс РК как наиболее перспективное направление в борьбе с экономическими преступлениями. Исходя из анализа международного законодательства об ответственности юридических лиц, ратифицированных Республикой Казахстан, предлагается применять меры уголовно-правового воздействия в случае совершения коррупционных преступлений; преступлений, связанных с терроризмом; преступлений, связанных с легализацией преступных доходов; экологических преступлений; преступлений, связанных с торговлей людьми и незаконной эксплуатацией; лжепредпринимательства, организации финансовых пирамид, рейдерства.

Литература:

  1. Абашина Л.А. Юридическое лицо как субъект уголовной ответственности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат юридических наук, М. 2008 г.
  2. Уголовный Кодекс Кыргызской Республики от 2 февраля 2017 года №19. Введен в действие Законом КР от 24 января 2017 года №10 с 1 января 2019 года. http://cbd.minjust.gov.kg
  3. Закон Республики Казахстан от 4 июня 2008 года N 40-IV «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности.
  4. Закон Республики Казахстан от 2 октября 2002 года N 347 «О присоединении Республики Казахстан к Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма»
  5. Закон Республики Казахстан от 4 мая 2008 года N 31-IV «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» «Казахстанская правда» от 6 мая 2008 года N 95 (25542); «Официальная газета» от 17 мая 2008 года, N 20 (386).
  6. Закон Республики Казахстан от 10 января 2011 января №381-IV «О ратификации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма». Ратифицирована Законом Кыргызской Республики от 11 июля 2011 года № 90