Бронникова Ю.О.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры начального языкового и литературного образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ
Аннотация
Обогащение словаря оценочной лексикой имеет особое значение в речевом развитии младших школьников, т.к. без оценки невозможно организовать учебно-познавательную деятельность. Умение строить оценочное высказывание должно закладываться в дошкольном возрасте и получать свое развитие в начальной школе.
Ключевые слова: оценочная лексика, оценочное высказывание, обогащение словаря.
Keywords: evaluative vocabulary, evaluative statement, enrichment of the dictionary.
Проблема обогащения словаря младших школьников оценочной лексикой приобретает все большее значение в связи с тем, что в современной школе отдается предпочтение деятельностно-практическому способу обучения. Организовать же любую деятельность, в том числе и учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как она является одним из компонентов деятельности, ее регулятором и показателем результативности.
Высказывания младшеклассников в непринужденной обстановке эмоциональны, интонационно насыщены; многие дети используют невербальные средства выражения оценки. Но оценочные суждения учащихся субъективны; употребляется в основном общеоценочная лексика, среди которой преобладают эмоционально-оценочные слова (потрясно, классно, крутой, просто умора, прикольно, отстой), рациональная оценка немногочисленна (хорошо, плохо, нормально). К сожалению, в речи учащихся начальных классов частотна бранная лексика (болван, урод, идиот, кретин, дебил и др.). У детей есть определенный запас лексических единиц с оценочным значением, но они довольно однообразны.
Процесс оценивания связан с умением переводить когнитивное в словесный план, т.е. создавать оценочное высказывание, но учащиеся данным умением еще не владеют. Это объясняется тем, что естественная речевая среда не обеспечивает ребенка в достаточной степени ни средствами выражения оценки, ни представлением о структуре оценочного высказывания, поэтому оценки детей очень категоричны и двухмерны: хорошо / плохо, нормально / ненормально, люблю / не люблю и т.п.
Несмотря на то, что дети не владеют умением создавать оценочное высказывание, от них это требуется уже в дошкольном возрасте. Об этом свидетельствуют программы ДОУ, где в качестве частных умений, которыми необходимо овладеть ребенку, называются следующие:
- оценивать свои поступки и поступки других детей;
- правильно оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей;
- правильно понимать слова, выражающие моральную оценку, передавать свое отношение к поступкам героев художественных произведений.
Следовательно, при формировании оценочной компетенции младших школьников необходимо уделять внимание пополнению их словаря лексикой с оценочным значением и обучению созданию оценочных высказываний.
При проведении словарной работы, обеспечивающей языковую базу для вербализации оценки, следует обогащать словарь учащихся оценочной лексикой и конструкциями, позволяющими субъекту оценки выразить свое отношение к ее объекту; закреплять в словаре ребенка названные выше языковые единицы, осваивать их межсловную и внутрисловную парадигматику; активизировать их осознанное употребление в речи.
Анализ программ и учебников по русскому языку и литературному чтению, а также произведений художественной литературы, с которыми дети знакомятся в начальных классах, позволяет выявить круг лексики с оценочным значением, рекомендуемой для актуализации в речи младших школьников. Это прежде всего частнооценочные слова, которые по характеру оценки можно разделить на три группы:
- выражающие этическую оценку (честный, верный, благородный, бескорыстный, доброжелательный, дружелюбный, любознательный, неунывающий, нерешительный, отзывчивый, справедливый, работяга, ленивица, трудолюбивый и т.п.);
- выражающие рациональную оценку (полезный, удобный, подходящий, ненужный, неправильный, настоящий, польза, грязь, опытный и т.п.);
- выражающие эстетическую оценку (прекрасный, красавица, нарядный, пушистый, очаровательный, симпатичный, пригожий, чудный, восхищение, радость, восторг, гневный и т.п.).
Особую группу составляет эмоционально-оценочная лексика, представленная словами с суффиксами субъективной оценки, которая дает возможность выразить ласкательно-одобрительное (братец, сестрица, старушка, яблонька, крылышки), снисходительное (толстячок, куманек, лисонька, зайчишка, глупыши, воробьишка), осуждающе-пре-небрежительное (зверишка, поганенький, хвостишка) отношение к предмету речи. Особенно часто встречаются подобные слова в сказках, но почти не употребляются детьми в непринужденном общении.
Разграничение объективной и субъективной оценки необходимо, поскольку, как показывают наблюдения за детской речью (А.Н.Гвоздев, Н.Рыбников, А.М.Шахнарович, С.Н.Цейтлин), в лексиконе детей в первую очередь появляется субъективная оценка, поскольку объективными критериями оценивания младшие школьники овладевают позднее.
Интересно, что в произведениях художественной литературы слово с оценочным значение часто характеризует не объект (предмет, лицо), который им обозначен, а персонаж, в речи которого оно звучит. Беседуя с детьми по содержанию подобных произведений, следует обратить внимание на интонацию, с которой произносятся оценочные слова, и формировать представление о том, что она может быть средством выражения оценки. При этом оценочная семантика лексической единицы, актуализируясь, приобретает значение противоположной оценки. Например, в басне И.А.Крылова «Ворона и лисица» оценочная лексика с положительной семантикой подчеркивает льстивость, лицемерие и хитрость лисы: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!»
Обогащать словарь детей оценочными средствами языка, активизировать их употребление возможно с помощью традиционных методов и приемов словарной работы:
- объяснение значения слов, сопоставление их с другими словами (невежа — грубый, невоспитанный человек; невежда — малообразованный, малосведущий человек);
- составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;
- работа с многозначными словами (распознавание прямого и переносного значения слова, выделение коннотативного значения оценки в переносном значении слова (золотой перстень – золотой лист – золотой человек);
- работа с синонимами (подбор синонимов (горевать – печалиться, переживать; ветхий — дряхлый, обветшалый; враг – противник, неприятель, недруг); объяснение выбора слова в синонимическом ряду при составлении предложения; составление предложений со словами синонимического ряда);
- работа с антонимами (подбор к слову антонимов (равнодушный — отзывчивый; откровенный — скрытный; работяга – лентяй); составление предложений с заданной парой антонимов (хорошо – плохо, добрый – злой, радость – грусть); анализ пословиц (Ученье — свет, а неученье – тьма; Труд кормит, а лень портит).
Как уже отмечалось, обогащение словаря младших школьников оценочной лексикой невозможно без обучения созданию оценочных высказываний. В.А.Шуритенковой разработана методика обучения детей шести-семи лет созданию оценочного высказывания, которая, на наш взгляд, может быть использована и в начальной школе. Данная методика включает три блока: «мотивационный (побуждение к оценочной и речевой деятельности в процессе чтения и анализа произведений художественной литературы, ознакомления с природными объектами), информационно-содержательный (знакомство с содержанием и структурой оценки и оценочного высказывания, обогащение языковой базы для вербализации оценки), практический (формирование и совершенствование умения создавать оценочное высказывание в разных видах деятельности: игровой, трудовой, познавательной)» [1,7].
Известно, что оценка в высказывании выражается комбинированно, разными средствами. При этом она представляется как модальная рамка (термин Е.М. Вольф), включающая ряд обязательных элементов (эксплицитных и имплицитных), таких как субъект оценки, объект оценки, аспект оценки, сам оценочный элемент, оценочный стереотип и шкалу оценок.
Безусловно, овладеть всеми составляющими категории оценки младшие школьники не могут, но при создании оценочного высказывания должны уметь:
- устанавливать критерии оценки;
- воспринимать предмет оценки и сопоставлять его с этими критериями;
- отбирать языковые средства, необходимые для оформления оценочного высказывания.
Необходимо знакомить учащихся начальных классов и с жанровым своеобразием оценочных высказываний. О.Н. Касторнова предлагает следующую семантико-коммуникативная классификацию речевых жанров положительного и отрицательного оценивания [2, 140]:
- положительная оценка (одобрение): похвала, совет, рекомендации, желательность;
- отрицательная оценка (неодобрение): осуждение, предупреждение, нежелательность.
Речевой жанр похвала представляет собой высказывание, цель которого – выразить положительную оценку и комплекс эмоций, ее сопровождающий или ею порожденный (Здорово у тебя получилось! Ты такой модный сегодня! Молодец, не испугался!)
Совет, рекомендации, предупреждение направлены на оптимизацию создавшейся ситуации и связаны либо с положительным оцениванием (Полезно заниматься физкультурой!), либо с отрицательным (Долго сидеть около компьютера вредно!).
Осуждение реализует негативное, неодобрительное отношение говорящего к действительности, то есть чувство неудовлетворенности объектом, о котором идет речь. Объект рассматривается и оценивается как недопустимый, неправильный, не соответ-ствующий некоторой социальной или субъективной норме, идеалу говорящего (Сергей не помог товарищу, ему должно быть стыдно. Ваня невежливый, он никогда ни с кем не здоровается.).
В речевых жанрах желательность, нежелательность действия осознается говорящим как «мыслимое», оцениваемое положительно/ отрицательно в соответствии со шкалой оценок и имеющее «успех»/«неуспех» в будущем (Вот бы хорошо летом поехать на море! Выбросить жалко, а оставить не могу!).
Итак, в процессе обогащения словаря оценочной лексикой младшие школьники получают представление о средствах и способах выражения оценочных значений, видах оценочных высказываний (их жанровом своеобразии), о стилистической дифференциации оценочной лексики. Овладение аксиологическими навыками, умение их использовать должно закладываться в дошкольный период и получать всеобъемлющее развитие в начальных классах.
Литература:
- Шуритенкова В.А. Обучение старших дошкольников оценке и оценочному высказыванию: автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Ур. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 23 с.
- Касторнова О.Н. Частеречный статус слов категории оценки в русском языке. – Мичуринск, 2005. – 201 с.