ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Минсабирова В.Н., Белоусова Е.В.

Елабужский институт Казанского федерального университета

ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей младших школьников. Описан опыт работы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства в начальных классах.

Ключевые слова: изобразительное искусство, начальные классы, младшие школьники, творческие способности.

Начальная школа должна не только вооружить школьников определенным набором знаний и умений, но и зажечь в них стремление к самореализации, раскрытию своих талантов и способностей. Перед учителями начальных классов стоит задача развития творческих задатков учащихся. Поэтому необходимо уже в начальной школе развивать творческие способности, верить в детей, уважать их желание в достижении успеха[2].

В чем же заключаются творческие способности человека? При всем разнообразии определений творчества, можно сделать вывод о том, что творчество проявляется как способность создавать что-то новое, оригинальное.

Творческие способности связаны с мотивацией, с темпераментом и умственными способностями. Процесс детского творчества всегда эмоционально окрашен.

Младший школьный возраст является наиболее важным периодом в раскрытии творческого потенциала. В начальной школе творческие способности ребенка обогащается. Содержанием творческой деятельности в начальных классах служит учебный материал и ежедневная деятельность школьника. На уроках и во внеучебной деятельности дети сталкиваются с необходимостью проявить себя, создать новый продукт, будь то сочинение или поделка.

Уроки изобразительного искусства является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников. Сам процесс рисования является творчески-художественным преобразованием реального объекта в новую для ребенка изобразительную форму.

Формирование творческих способностей в процессе изобразительной деятельности можно определить как процесс целе­направленного и организованного овладения ребенком такими качествами как:

  • познавательная активность в ходе рисования и ознакомления с произведениями искусства;
  • эмоциональность;
  • самостоятель­ность при выполнении рисунков;
  • овладение графическими навыками;
  • обладание ассоциативным мышлением;
  • стремление к самовыражению и к творческим достижениям [1].

Эти качества особенно важны для творче­ского процесса, в результате которого происходят изменения в эмоционально-мотивационной (положительная мотивация, желание рисовать,эмоциональный отклик на произведения живописи), когнитивной (полнота знаний) и деятельностно-творческой сферах.

Описывая свой опыт обучения учащихся навыкам рисования,Б. Эдвардс задумалась о том, почему некоторых учащихся так сложно научить что-то передавать в рисунке. Применив однажды способ «перевернутого рисования» (предложим школьникам срисовать рисунок, расположенный вверх ногами), преподаватель заметила, что детям этот рисунок дался легче. Исследователь сделала вывод, что, когда левое полушарие отключается (перестает осознавать то, что рисует человек), правое полушарие включается в работу[3, с.43].

Б. Эдвардс отмечает, как легко даются такие рисунки учащимся. Посредством такого рисования они узнают много нового о себе, своих эмоциях. Правополушарное рисование дает выход интуиции, человек начинает видеть событие или человека с другой стороны[3, с.48].

Творческая личность отличается стремлением к самовыражению, характеризуется увлеченностью содержанием творческой деятельности. При этом эмоциональная составляющая  про­цесса детского творчества ведет к усилению развития новых мотивов деятельности детей, что существенно перестраивает их эмоционально-мотивационную сферу и способствует благоприятному раскрытию творческого потенциала.

Опытно-экспериментальное исследование особенностей развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности в начальной школе осуществлялось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Мамадыш Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

Мы использовали такие творческих задания на уроках изобразительного искусства, которые способствовали развитию навыков фантазирования, воображения. Мы предлагали учащимся:

  • дополнить рисунок;
  • придумать сказку по своему рисунку;
  • представить себя в картине и рисовать глазами героя;
  • прослушать стихотворение и нарисовать по нему картину;
  • прослушать рассказ или сказку и изобразить события;
  • соединить несоединимые предметы на рисунке и придумать историю и т.п.

Все эти задания развивали не только художественные способности учащихся, но и воображение, творческие способности.

Рассмотрим, как проходило развитие творческих способностей учащихся при изучении темы «Города в пустыне».

Была поставлена цель урока: создание условий для знакомства учащихся с архитектурными сооружениями средней Азии: мечетью, мавзолеем, минаретом и т.д.

Мы стремились к решению следующих задач: воспитывать эмоциональный оклик на красоту и величие древней архитектуры; развивать пространственные представления; формировать навыки работы в технике аппликация, развивать фантазию и воображение.

-Сегодня мы будем путешествовать по городам средней Азии. А как вы думаете зачем? Правильно, чтобы познакомиться с культурой и произведениями искусства.

Погрузив учащихся в культуру средней Азии мы перешли к творческому воплощению задуманного:

— В технике аппликации создадим образ древнего среднеазиатского города, используя геометрические формы. Создание симметричной постройки.

На заключительном этапе урока учащиеся обсуждали творческие работы, которые у них получились.

Такие творческие задания, игры, приемы, развивали воображение и творческие способности младших школьников. Работы у учащихся получались творческие, оригинальные. Школьники не только рисовали, но и сочиняли по своим рисункам интересные истории, рассказывали сказки.

Было замечено, что уроки изобразительного искусства с использованием творческих заданий способствовали:

  • развитию воображения, творческих способностей;
  • развитию ассоциативного мышления;
  • развитию композиционных навыков;
  • возникновению у школьников устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности;
  • использованию учащимися приобретенных навыков в коллективной творческой деятельности.

Литература

  1. Василенко П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности / П.Г. Василенко [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.03.2019)
  2. Валуева И.Н. Творческие способности в младшем школьном возрасте / И.Н. Валуева, Л.Г. Пузеп // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/archive/humanities/13.pdf (дата обращения: 25.03.2019)
  3. Эдвардс Б. Художник внутри вас / Б. Эдвердс. Пер. с англ.; Худ.обл. Б. Г. Клюйко. – Мн.: Попурри, 2000. – 256 с.