Борисова А.С.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем и математического моделирования, Волгоградский институт управления, филиал РАНХиГС при Президенте РФ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ АКТУАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье проведен анализ актуального информационного взаимодействия государства и общества, предложена структура региональной системы информационного обмена, содержащая доступные информационные ресурсы, государственные и муниципальные услуги в электронном виде, информационно- коммуникационную инфраструктуру, средства электронной демократии. В результате исследования сделан вывод о возможности использования современных форм Интернет- коммуникации для увеличения уровня доверия населения к региональным органам власти.
Ключевые слова: информационное взаимодействие, информационный обмен, уровень доверия, социальные сети, Интернет-троллинг.
Keywords: information interaction, information exchange, level of trust, social networks, Internet trolling.
За последние несколько десятилетий концепция информационного обмена между обществом и властью в России претерпела значительные изменения. В конце XX века появились элементы двусторонней коммуникации между населением и государством, общество получило возможность артикулировать свои запросы по отношению к власти.
Наряду с традиционными средствами массовой информации, такими как печатные издания, радио и телевидение, большое значение в процессе информационного обмена между обществом и властью приобрели взаимодействия посредством сети Интернет. Их можно условно разделить на две группы: официальные ресурсы, такие как официальные порталы государственных служб, порталы электронного правительства, и неофициальные ресурсы, к которым относятся неофициальные сайты на политическую тематику, личные страницы государственных и политических деятелей в социальных сетях. Например, блог Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева в сети Twitter насчитывает более 4,5 миллионов читателей. Высказывания политических деятелей на подобных неофициальных ресурсах оказывают значительное влияние на формирование общественного мнения о государственной власти в целом.
Интернет-коммуникации могут быть использованы для формирования эффективного диалога между властью и обществом, позволяя осуществлять взаимодействие чиновников непосредственно с целевой аудиторией и там самым, получать обратную реакцию. Подобный информационный обмен будет способствовать развитию гражданского общества, увеличит вовлеченность граждан в региональные социально-политические процессы.
Целесообразность применения социальных сетей в качестве средства построения эффективного диалога между властью и обществом подтверждается популярностью их использования населением. Так, по материалам «Выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей» в 2018 году более 74% жителей России старше 15 лет являлись активными пользователями сети Интернет [1]. Причѐм значительная часть из них (77%) используют глобальную сеть для участия в социальных сетях [1].
Главная идея исследования заключается в том, что информационное взаимодействие населения и региональной власти должно иметь комплексный и систематический характер и включать все современные формы Интернет-коммуникации.
Региональная система информационного обмена власти и общества должна содержать:
1. Доступные информационные веб-ресурсы.
Необходимо систематически проводить контент-анализ источников средств массовой информации, сайтов, социальных сетей, для выявления, при наличии, их провокационной направленности. Одной из особенностей социальных сетей является высокая скорость распространения информации. При этом моментально расходятся не только положительные высказывания, но и критика. Зачастую всплеск негатива за несколько часов может превратиться в настоящий информационный взрыв, и с каждым часом напряженность будет только возрастать. Таким образом, чем раньше получится начать кампанию по нейтрализации негатива, тем более эффективной и менее затратной она получится. Для этого необходимо оперативно отследить очаги возникновения негативной информации, и именно эту задачу позволяет решить мониторинг социальных сетей и блогосферы. Поэтому для решения задач данного направления исследования целесообразно проводить мониторинг востребованности источников СМИ, сайтов, блогосферы, социальных сетей, проводить анализ запросов пользователей поисковых систем, например, таких как Яндекс, Google, Yahoo.
Важным является определение уровня удовлетворенности населения от использования как официальных государственных ресурсов (сайтов, порталов), так и неофициальных (страниц в социальных сетях, блогов государственных деятелей). Также необходимо отслеживать уровень популярности и одобрения обществом сообщений о жизни лидеров государственной власти. В рамках данного направления необходимо проводить мероприятия по продвижению и популяризации сайтов государственных органов власти, социальных страниц государственных деятелей. Например, выявление целевой аудитории возможно с помощью инструментов таргетинга в социальных сетях. Таргетинг — это маркетинговый механизм, при помощи которого из всего числа Интернет- пользователей можно выделить только ту целевую аудиторию, которая соответствует определенным критериям (географический, социально-демографический и др.), и донести до нее рекламную информацию.
Кроме того необходимо разработать комплекс мероприятий по формированию имиджа государственного деятеля. Политический имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, есть эмоционально окрашенный образ политического лидера. Формирование имиджа происходит как стихийно, т.е. неосознанно, так и сознательно, т.е. тщательно отслеживаются особенности восприятия политика, и продумывается новая стратегия и тактика формирования благоприятного образа.
2. Государственные услуги в электронном виде.
Электронное правительство дает гражданам больше возможностей влиять на жизнь страны путем предоставления ему возможности выражать свою точку зрения посредством Интернет-технологий. В тоже время Интернет позволяет органам государственной власти повышать свое значение и влияние путем предоставления новых услуг, максимально адаптированных для потребителя. Электронные услуги состоят из информационных, коммуникационных и транзакционных услуг, оказанных в различных сферах общественной деятельности, таких как здравоохранение, социальное обеспечение и образование. Необходимо отслеживать уровень удовлетворенности граждан и юридических лиц предоставляемыми электронными услугами. Примерами развития в данном направлении являются разработка и реализация механизмов, позволяющих использовать мобильные устройства для доступа к сервисам электронного правительства [2, 116].
3. Информационно-коммуникационная инфраструктура региона, определяющая уровень доступа населения к сети Интернет.
Любой качественно разработанный и функционирующий государственный веб- портал останется невостребованным, если у целевой аудитории нет доступа к сети Интернет и навыков работы с электронными документами. Поэтому примерами развития в данном направлении являются обеспечение населения современными услугами широкополосного доступа к сети Интернет, создание условий для повышения компьютерной грамотности населения.
4. Электронная демократия.
Электронная демократия характеризуется демократическими структурами, процессами и методами, в которых используются информационно-коммуникационные технологии для увеличения прозрачности, демократического принятия решений, включенности и участия граждан. Принцип информационной открытости является основополагающей ценностью демократии. Такой подход предполагает создание механизмов прозрачности деятельности государственных органов и инструментов обратной связи, позволяющим гражданам взаимодействовать с органами власти. Примерами развития в данном направлении являются сервисы электронного голосования через сеть Интернет, сервисы для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти.
Таким образом, можно сделать вывод, что в существующий механизм регионального управления необходимо интегрировать новые средства информационного обмена (социальные сети, месседжеры, блоги, форумы) и использовать их для увеличения уровня доверия населения к органам государственной власти.
Литература:
- Материалы выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно- телекоммуникационных сетей.– [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html.
- Борисова, А.С. Электронное правительство в России: проблемы и перспективы развития / А.С. Борисова // Education Sciences and Psychology.– 2016.– Т. 2016.– С. 116- 120.
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 18-410-343006 «Повышение уровня доверия населения к региональным органам власти через Интернет-коммуникации».