ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ НА АДМИНИСТРАТИВНОМ УЧАСТКЕ

Аскат уулу М.
Преподаватель кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора, КГЮА

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ НА АДМИНИСТРАТИВНОМ УЧАСТКЕ

Аннотация

В статье рассматривается организационное взаимодействие участковых уполномоченных милиции с государственными органами и местным населением.

Abstract

The article discusses the organizational interaction of district police officers with state bodies and the local population.

Ключевые слова: организация, взаимодейстиве, структура, права, общественный порядок, предупреждение, причина.
Keywords: organization, interaction, structure, the rights, public order, a warning, cause.

На сегоднянний день, работа участковых уполномоченных предрасположена к частым изменениям как в структуре так и в названии. Это связанно более чем с малоэффективностью работы и сопряженное с ее актуальностью, как органа тесно контактирующим с местным населением. В этой связи работа участковых уполномоченных более часто подвергается разного рода критике и изменениям.

И согласно данным Пресс-службы МВД КР далее приводим текст «Какая бы ни была критика в адрес органов внутренних дел, мы стараемся должным образом воспринимать, относиться к ней с должным вниманием и правильно реагировать. Не обращать внимания на конструктивные и не конструктивные замечания, означало бы, не замечать собственных промахов и ошибок. Накануне в некоторых информагентствах была опубликована публикация со ссылкой на Гражданский союз «За реформы и результат», где сообщается, что по итогам исследования вопросов общественной безопасности жители столицы озабочены неэффективной работой участковых уполномоченных милиции. Здесь они также отмечают низкую эффективность работы, слабое взаимодействия сотрудников с населением и отсутствие профилактических работ. В этой связи сообщаем, что работа участкового уполномоченного милиции сегодня остается одной из самых востребованных в органах внутренних дел. В силу своих профессиональных обязанностей участковые контактируют с населением наиболее плотно, в том числе и по вопросам, прямо не связанных с борьбой с преступностью и охраной общественного порядка. Что касается утечки кадров, то это вовсе не является признаком трудности работ или же недовольства размерами окладов. На сегодня проблем с не укомплектованностью штата не имеется. В целях повышения статуса участковых инспекторов и инспекторов по делам несовершеннолетних еще ранее был повышен потолок в званиях. Предельное специальное звание повышено до подполковника» [1]. Как раз-таки утечка кадров связано с низкими размерами окладов и конечно с трудностью работы, также нужно отметить, что во многом-таки не укомплектованность и не профессионализм штата предопределяет эффективность работы. Проявление заботы для обеспечение сотрудников органов внутренних дел жилой площадью является его нормативное закрепление, так в ст 17 Законе “Об органах внутренних дел КР”где указано, что сотрудникам органов внутренних дел гарантируется первоочередное обеспечение жилой площадью за счет жилищных фондов местных государственных администраций или жилищно-строительных кооперативов (по их выбору) [2].

Данные приведенные могут несколько разнятся с данными практической деятельности. Так организации работы участковых уполномоченных осуществлялся с первых дней их существования. Наставлением предусмотрено организация служебной деятельности участкового уполномоченного милиции. — штатная численность участкового, уполномоченного устанавливается Министерством внутренних дел Кыргызской Республики и не может быть ниже нормативов, из расчета: в сельской местности на 3 тыс. населения, в городах, в поселках городского типа на 4 тыс. населения один участковый уполномоченный милиции. -Органы государственной власти Кыргызской Республики за счет средств из государственного бюджета вправе устанавливать дополнительную численность участкового уполномоченного, а также помощников участковых уполномоченных. Из данного показателя нам представляется просто не возможным как физически, так и морально, обслуживания одним участковым такого количества жителей. В силу этого теряется сосредоточенность работы, порядок организации и конечно немаловажную роль играет в этом процессуальные сроки осуществления деятельности. Зачастую, нехватка кадров приводит к тому, что перераспределение размеров участка происходит не для облегчения работы участкового уполномоченного, а для того, чтобы хотя бы частично ликвидировать проблему недостатка участковых уполномоченных. Остро стоит материально-техническое обеспечение сотрудников, которое также снижает уровень работы участковых уполномоченных милиции.

Порядок назначения и освобождения закреплены в Наставлении так: -участковый уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности начальниками главных управлений и управлений городов и областей по представлению начальника районного(городского) управления (отдела) внутренних дел, а передвижение и ротация осуществляется начальником ОВД республики; — должность участкового уполномоченного подлежит замещению лицами, как правило, имеющее высшее или среднее специальное образование (правоведение, юриспруденция, педагогическое, государственное и муниципальное управление, среднее специальное юридическое), а также выпускниками учебных заведений МВД Кыргызской Республики; — сотрудник, впервые принятый в ОВД на должность участкового уполномоченного, допускается к самостоятельной работе на участке после прохождения специальной подготовки, а назначенный на эту должность по окончанию учебного заведения МВД КР или переведенного из других подразделений, если он работал в этой должности после прохождения месячной стажировки под руководством наставника (старшего участкового уполномоченного или другого наиболее опытного участкового уполномоченного)[3].
И поэтому мы рассмотрим состояние текущего наставления по организации деятельности участкового уполномоченного милиции в области осуществления организации взаимодействия между участковыми уполномоченными и институтами гражданского общества в рамках обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью.
Это, на наш взгляд, важно в связи с началом формирования в структуре правовой системы государства правоохранительного института – милиции, принципы организации деятельности которого предполагают конструктивный диалог и тесное взаимодействие с гражданским обществом. Представляется правильным, что в силу своей востребованности и сущности структура участковых уполномоченных милиции должна и дальше идти по пути преобразования, складывая все положительно накопленные опыты и учитывая их в дальнейшей деятельности для правильной организации работы. «Сегодня участковые уполномоченные милиции-это обновленная, претерпевшая серьезную реорганизацию система подразделений в составе органов внутренних дел, со своими еще не до конца решенными проблемами и широкими перспективами” [4].
Так одним из важных элементов взаимодействия является проведение отчетов перед населением участковыми уполномоченными милиции. Такая форма участия граждан происходит в форме обсуждения, остро стоящих на административном участке вопросов общественного порядка и безопасности, также вопросов и ответов.

Процедура отчета более определена в Наставлении, согласно которой:
— участковый уполномоченный один раз в квартал в удобное для жителей административного участка времени, проводит отчет о проделанной работе перед населением. В действительности данная форма отчета давно превратилась в мнимую формальность; Далее указано, что:
— место проведения отчета определяется с учетом местных условий и предполагаемого количества присутствующих граждан. Выбранное место, по возможности, должно находиться в центре административного участка, с таким расчетом, чтобы всем жителям данной территории было удобно добираться до места проведения отчета;
— Отчет проводится в соответствии с графиком, утвержденным начальником ОВД;
— На обсуждение отчета приглашаются руководители ОВД, представители местных государственных администраций, органов местного самоуправления, занятости населения, социальной защиты, общественных организаций, а также работники судов, прокуратур, учреждений, организаций и другие заинтересованные лица. Здесь нужно отметить, что состав участников определяется участковым уполномоченным милиции в зависимости от проблем и вопросов, предстоящих к обсуждению.
-Оповещение населения о предстоящем отчете должно производиться заблаговременно, посредством распространения информации с использованием местной печати, радио, сети кабельного телевидения, через администрацию предприятий, учреждений, общественных организаций, расположенных на административном участке. Учитывая, что данная положение осталось популизмом ничем не подкрепленным на практике. Надо учесть и то, что в сельских местностях одним из методов оповещения является вывешивания объявлений о предстоящем отчете. Выступление должно быть рассчитано в промежутках времени 25-35 минут, это изложено из того, что в противном случае интерес аудитории будет утрачиваться. Что приведет к не конструктивному диалогу.
— Содержание отчета включает информацию о работе участкового уполномоченного по профилактике преступлений и иных правонарушений, его личном участии в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности на административном участке, а также об общей деятельности ОВД. Выступая перед население, участковый должен понимать, что он является тем звеном соединения между органами внутренних дел и местным населением на обслуживаемом участке. И от того на сколько эффективна и безупречна работа, и отношение к гражданам, люди будут судить о работе органов внутренних дел в целом. В этом пункте, мы определили комплекс вопросов, которые необходимо отразить в отчете участкового уполномоченного милиции.
— Проведение отчета оформляется протоколом.

Нужно отметить, что организация УУМ по взаимодействию с органами государственной власти, общественными объединениями и местным населением исходят из его непосредственных прав и обязанностей. Так, из обязанностей касательно взаимодействия, можно перечислить следующие: -Знать население административного участка, характер его занятости, этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру проживающего населения; — Привлекать население административного участка, общественно-профилактические центры и общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения; — Устанавливать доверительные отношения с гражданами с целью получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести; — Поддерживать постоянную связь с населением, органами местного самоуправления, общественно-профилактическими центрами. Не реже одного раза в квартал отчитываться о проделанной работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью перед жителями административного участка, а по истечении года – перед органами местного самоуправления; — Проводить разъяснительную работу среди населения по оборудованию силами и средствами государственной специализированной службы охраны милиции либо других организаций своих квартир и иных объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации; — Осуществлять взаимодействие пределах компетенции с институтами гражданского общества[3].

Также нами рассмотрены права участковых уполномоченных в сфере взаимодействия. Так участковый уполномоченный имеет право: — в целях предупреждения и пресечения правонарушений, раскрытия преступлений устанавливать сотрудничество на гласной основе с гражданами, изъявившими согласие участвовать в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Следует отметить, что преобладающее большинство полномочий участковых уполномоченных направлена на ее взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, а также организациями не зависимо от формы собственности и непосредственное взаимодействие с местным населением и ее гражданами.

Главным образом в высокой степени взаимодействия должно быть заинтересовано так называемый аппарат в лице государство, которое происходит в процессе их нормативного закрепления его особенностей в статусе различной направленности общественных объединений, в многообразии форм их деятельности, обусловленных целями и задачами этих объединений.

Вместе с тем под воздействием современных реалий, отражающих криминогенную обстановку в стране и результативность правоохранительной деятельности, в общественном сознании в последние годы формируется убеждение в том, что без широкой поддержки общественности и институтов гражданского общества правоохранительные органы не смогут обеспечить состояние правопорядка на социально одобряемом уровне. Подобная поддержка может иметь и имеет различные формы проявления, среди которых наиболее действенной является взаимодействие институтов гражданского общества и населения с правоохранительными органами через непосредственное участие граждан, общественных организаций и других негосударственных структур в охране правопорядка.

Сегодня в Кыргызстане происходит активизация процесса участия общественности в обеспечении правопорядка, появляются новые формы такого участия, но этот процесс тормозится из-за различных к нему подходов, обусловленных отсутствием законодательства, и наличием активного нормотворчества на региональном и местном уровнях.
Другими причинами, препятствующими повсеместному распространению данного вида взаимодействия, являются: низкий уровень доверия населения к правоохранительным органам в целом; невысокий уровень правовой культуры граждан; недостаточная осознанность различными категориями общественности и сотрудниками органов охраны правопорядка необходимости такого сотрудничества, в результате наблюдается пассивность граждан в деле обеспечения общественного правопорядка; отсутствие должного финансирования со стороны государства в деле обеспечения привлечения к сотрудничеству с органами милиции институтов гражданского общества.

Литература:

  1. Информационный портал МВД КР «МВД о работе участковых уполномоченных милиции» от 07.03.2018 года. [Электронный ресурс].
  2. Закон кыргызской республики от 11 января 1994 года № 1360-XII Об органах внутренних дел Кыргызской Республики/ [Электронный ресурс].
  3. Приказ МВД Кыргызской Республики №1211 от 14 декабря 2015 года «О ведении в действие Наставления по организации деятельности участкового уполномоченного милиции»
  4. Настольная книга участковых уполномоченных милиции (методическое пособие)/Сандугей А.Н. и др.-М.: Объединенная редакция МВД России, 2008г.-304 с.