Аргун М.В., Демиденко Т.И.
Магистрант, к.э.н., доцент кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКЕ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ
Аннотация
Данная статья посвящена изучению вопросов легализации полученных незаконными способами доходов в банковском секторе. В работе подняты такие проблемы, как уровень эффективности банковских организаций в отношении легализации полученных незаконными способами доходов, правовое обеспечение функций финансовых учреждений в данной сфере, организация деятельности структурных подразделений банка, ответственных за мероприятия в сфере противодействия легализации незаконной прибыли. Авторы рассмотрели основания привлечения к юридической ответственности финансовых учреждений и их должностных лиц за совершение противоправных деяний в сфере легализации незаконной прибыли, указаны основные виды наказаний, предусмотренные действующим законодательством.
Ключевые слова: система внутреннего контроля, легализация прибыли, полученной незаконным путем, ответственное должностное лицо.
Keywords: internal control system, legalization of profits obtained illegally, responsible official.
В настоящее время одной из серьезных проблем, угрожающих стабильности и безопасности финансовой системы как каждого отдельного государства, так и в общемировом масштабе, является легализация («отмывание») прибыли, которая была получена незаконным путем. Данное негативное явление финансовой жизни имеет целый комплекс серьезных последствий. Это, прежде всего, неадекватное распределение денежных потоков, в результате которого происходит нарушение макроэкономических показателей. В частности, оказывается отрицательное влияние на кредитоспособность мировой финансовой системы, повышаются риски финансовых потерь на государственном уровне.
За время своего функционирования российская система противостояния легализации средств, полученных незаконным путем, прошла значительный путь развития. Начало данной деятельности на государственном уровне было положено изданием 7.08.2001г. ФЗ от №115 «О противодействии отмыванию доходов, которые получены преступным путем, финансированию терроризма». С принятием данного Закона правомерно констатировать начало борьбы с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности и финансированием терроризма (ПОД/ФТ). За время развития системы противодействия легализации преступных доходов, в процессе законотворческой и правоприменительной деятельности была подготовлена информационная и нормативно-правовая база. На основании данной базы в настоящее время осуществляется регламентация деятельности всех структурных элементов и уровней системы противодействия легализации преступных доходов. На современном этапе происходят процессы интеграции отечественной информационной и нормативно-правовой базы в международную систему ПОД/ФТ.
В настоящее время в деятельности Центробанка России одним из приоритетных направлений выступает содействие в подготовке и реализации мероприятий противодействия легализации преступных доходов в банковском секторе. Центробанк предпринимает шаги в направлении организации мероприятий и выполняет функции банковского надзора в данной сфере. Если их выполнять, то будет обеспечиваться поддержка эффективной работы систем противодействия отмыванию преступной прибыли – организация специализированного контроля.
Центробанк осуществляет контроль над исполнением положений ФЗ №115 и стандартов Центробанка в сфере противодействия легализации полученных преступным путем средств (пункт 9 статья 7), со стороны контрагентов банковской деятельности (банковские филиалы, кредитные организации).
Чтобы совершенствовать системы внутреннего контроля, которые действуют в кредитных компаниях, Центробанк использует передовые достижения зарубежных финансовых структур, международные стандарты. Основываясь на данном опыте, а также с учетом отечественной специфики, Центробанк разработал методические рекомендации по подготовке кредитными учреждениями правил внутреннего контроля. Целью данных рекомендаций выступает противостояние легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности в банковском секторе. Одной из ключевых задач при этом выступает изучение и анализ систем внутреннего контроля, которые функционируют в банковско-кредитных организациях. Компонентами деятельности структур, осуществляющих свою деятельность в банковской сфере, являются: оценка риска при участии клиента в легализации преступных средств, вопросы эффективности и полноты идентификации клиентов и др.
В настоящее время одним из ведущих направлений деятельности в данной сфере выступает оценка системности предпринимаемых мероприятий, ориентированных на обнаружение сомнительных процедур клиентов и организация внутреннего контроля [2, с.161].
Автору представляется целесообразным на основании изучения и систематизации практики деятельности ряда российских банков сделать ряд выводов по теме. Организация системы внутреннего контроля для предотвращения финансирования террористической деятельности и легализации незаконных прибылей имеет в качестве основы следующие законодательные и программные акты:
- законодательные и нормативные акты РФ в области предотвращения финансирования террористической деятельности и легализации незаконных прибылей;
- нормативные акты Центробанка РФ, Федеральной службы по финансовому контролю, Финансовой службы по финансовым рынкам;
- внутриорганизационная документация, содержащая указания на специфику деятельности банковского учреждения, стратегические направления развития, характер и ведущие показатели работы.
Таким образом, представляется правомерным представить внутриорганизационную документацию банковского учреждения сфере финансового контроля как иерархию следующих элементов [1]:
- Первый уровень представлен политикой и стратегией в сфере предотвращения финансирования террористической деятельности и легализации незаконных прибылей. На данном уровне устанавливаются стратегические цели, приоритетные инструменты управления риском при вовлечении финансового заведения в процессы легализации доходов, полученных незаконным путем.
- Что касается документов второго уровня, то они должны детализировать основные программы по реализации внутреннего контроля – для ПОД/ФТ.
- Третий уровень представлен регламентами, техническими инструкциями, методиками, служащими целям установления обязанностей и компетенций отдельных должностных лиц по выполнению требований предшествующих уровней.
- Четвертый уровень представлен документацией, которая носит характер доказательства выполнения процедур внутреннего контроля по противостоянию легализации доходов, полученных незаконным путем, и содержат компоненты внутреннего документооборота в рассматриваемой сфере. Данный уровень представлен, прежде всего, служебными записками, внутриорганизационными отчетами, служебными расследованиями и т.п.
Автору представляется целесообразным рассмотреть приоритетные цели организации в финансовом учреждении внутреннего контроля:
- обеспечить защиту банка от попадания в него денег, полученных преступным путем;
- управление риском легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности в банковском секторе;
- гарантии самостоятельности и независимости сотрудника, уполномоченного на деятельность по противодействию легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности в банковском секторе.
Правила внутреннего контроля базируются на признании в качестве приоритета должно рассматриваться обеспечение участия должностных лиц банка в определении процедур, подлежащих повышенному контролю, связанных с финансовыми ресурсами, имуществом, полученными от преступной деятельности.
В ходе реализации правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ финансовое учреждение должно обеспечить:
- использование процедур руководства риском легализации денег, полученных преступным путем;
- фиксация в документах сведений, имеющих непосредственное отношение к противодействию легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности;
- сохранение конфиденциальности сведений, имеющих непосредственное отношение к противодействию легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности, которыми располагает банк;
- оперативная передача сведений, имеющих непосредственное отношение к противодействию легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности, в компетентные органы власти.
Специфическим требованием в отношении организационной структуры банковского учреждения на современном этапе является наличие в ней специального подразделения, которое осуществляет деятельность по противодействию легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности. Данное структурное подразделение должно возглавляться ответственным работником, который должен соответствовать квалификационным требованиям (согласно Указаниям Центробанка РФ от 9 августа 2004 года №1486-У «О квалификационных требованиях к должностным лицам, которые отвечают за соблюдение правил внутреннего контроля для ПОД/ФТ»).
Что касается программной организации системы ПОД/ФТ, то представляется целесообразным отметить функции ответственного работника:
- принятие административных решений в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности, реализация мероприятий внутреннего контроля в данной сфере. Речь идет, в числе прочего, о проверке сомнительных процедур клиентов;
- разработка и согласование с руководством банка мероприятий внутреннего контроля в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности;
- разработка, согласование с руководством банка и представление ему на утверждение ежегодного письменного отчета по реализации мероприятий в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности;
- прочие функции на основании внутренних банковских документов.
Информация о сделках, что должны в обязательном порядке контролироваться, передаются ответственным работником Центробанка РФ в отчете – в форме электронного сообщения – не позднее, чем третий рабочий день, что следует за днем выявления операции. Сведения по сомнительным процедурам подлежат передаче в Росфинмониторинг в электронной форме. Данная передача сведений должна быть произведена не позднее одного рабочего дня, который следует за днем принятия решения по признанию операции подозрительной; о передаче информации о них в Росфинмониторинг.
Далее, для примера рассмотрим организацию и требования к внутреннему контролю в банках: Сбербанк и ВТБ.
Что касается Сбербанка, система внутреннего контроля организована в строгом соответствии с требованиями Банка России. Сбербанк применяет в своей деятельности по организации системы внутреннего контроля передовой международный опыт и на всех уровнях управления стремится к росту эффективности данной системы.
Служба внутреннего контроля является структурным подразделением, уполномоченным на проведение основных мер в сфере управления рисками и противодействия легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности.
Данное структурное подразделение функционирует, основываясь на принципах последовательного и систематизированного подхода к оценке и росту эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.
В 2018 г. данное структурное подразделение осуществило 7,2 тыс. плановых и 9,9 тыс. проверок внепланового характера. Основанием для проведения проверок такого рода выступают следующие нормативные документы: разработанный Наблюдательным советом план и непосредственные указания руководящего состава банка.
В 2018 г. рассматриваемое структурное подразделение Сбербанка осуществило 30 проверок финансово-хозяйственной деятельности дочерних и зависимых некредитных учреждений, проверки 4 дочерних банков и 2 зарубежных представительств.
В 2018 г. рассматриваемое структурное подразделение Сбербанка на постоянной основе проводило независимый контроль качества кредитного портфеля физических лиц и организаций; процессов сопровождения операций в ПЦП ЦСКО; регистрации, устранения и расследования IТ-инцидентов; операций по противодействию легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности.
На основании выявления проблем в рассматриваемых сферах Служба внутреннего контроля ставит в известность руководящий состав банка и филиалов.
Что касается ВТБ, автору представляется целесообразным отметить, что данный банк руководствуется в своей деятельности законодательными нормами, требованиями Банка России, передовым международным опытом. На всех уровнях управления в структуре данного банка характерно стремление к росту эффективности системы внутреннего контроля.
Существующий режим подчиненности и взаимодействия элементов системы внутреннего контроля ориентирован на достижение необходимой степени их независимости и самостоятельности.
Система внутреннего контроля группы ВТБ призвана обеспечивать следующие показатели деятельности:
- эффективность управления рисками, пассивами и активами;
- общая эффективность функционирования Банка и группы ВТБ;
- строгое соответствие деятельности банка и его структурных подразделений действующему законодательству;
- своевременность и аутентичность предоставления административной и финансовой отчетности;
- безопасность в информационно-технической сфере;
- исключение вовлечения группы ВТБ и ее сотрудников в противоправную деятельность.
При Управляющем комитете группы ВТБ работают координационная Комиссия по внутреннему аудиту и координационная Комиссия по комплаенс и внутреннему контролю в целях противодействия легализации средств, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
Приоритетные задачи внутреннего аудита представлены следующими аспектами:
- проверка надежности внутреннего контроля над использованием автоматизированных информационных систем;
- контроль основных областей рисков и контрольных механизмов в целях обнаружения недостатков системы внутреннего контроля и новых рисков;
- профилактика новых рисковых событий в данной сфере;
- независимая оценка эффективности систем бухгалтерского учета и отчетности, управления рисками, внутреннего контроля, деятельности структурных подразделений и отдельных должностных лиц;
- подготовка рекомендаций, направленных на усовершенствование системы внутреннего контроля, бизнес- процессов и т.п.;
- организация эффективного взаимодействия с внешними контролирующими органами и внешними аудиторами.
Таким образом, на основании оценки систем внутреннего контроля ВТБ и Сбербанка автору представляется правомерным сделать ряд выводов. Обе рассмотренные системы могут быть охарактеризованы как надежные и отвечающие современным требованиям. Наличие эффективно функционирующей системы внутреннего контроля по противодействию легализации средств, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, должно рассматриваться как приоритетное направление развития предпринимательской деятельности. Данная система выступает как гарантия по соответствию конечного продукта компаний внутренним требованиям и нормативным стандартам.
Процесс ведения внутреннего контроля, выработки правил внутреннего контроля, документации по противодействию легализации средств, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, необходимо воспринимать не как конечную цель, а как дополнительную гарантию защищенности банка и его клиентов.
Литература:
- Каратаев М.В. Юридическая служба банка в системе ПОД/ФТ: уровень тактического контроля // Юридическая работа в кредитной организации. – 2016. – №2
- Букин С.О. Безопасность банковской деятельности. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.