ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Суханова А.А., Жидяева Е.С.

Кафедра «Технологий сервиса и деловых коммуникаций».

Академия маркетинга и социально-информационных технологий

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления по формированию мировоззрения у подрастающего поколения к коррупционной деятельности в целях повышения уровня внутренней культуры личности и укрепления морально-этических принципов студенческой молодежи.

Ключевые слова: коррупция; антикоррупционное мировоззрение, система образования; студенческая молодежь, методические работы

Keywords: corruption; anti-corruption Outlook, education system; student youth, methodical works

В системе образования коррупция рассматривается как одно из самых негативных социальных явлений, подрывающих основы государственного и общественного развития. Подобная информация связана с изучением сущности коррупционных преступлений, исследованием их причин и условий. Но тем не менее, в механизме воспитательной работы в образовательных учреждениях задача именно антикоррупционного воспитания не ставилась. Система в основном ориентирована на идеалы справедливости, честности, порядочности обеспечивающая морально ценностную базу отказа от противоправных и безнравственных действий. Воспитание культуры поведения и дисциплинированности обеспечивало профилактику поведения обучающихся в целом.

Если рассматривать коррупцию как угрозу в сфере экономического и политического развития России, то это порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента. Мировоззрение – это система обобщенных представлений на общество и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Просвещение и воспитательная работа у студентов должна быть частью государственной политики по устранению причин и условий, от возникновения коррупции в разных сферах жизнедеятельности.

Однако опыт за все годы показывает, что подобные задачи в России дают только информацию о проблеме коррупции, а не отказе от коррупционных действий в будущем.

Разработка специальной системы заданий, описание и проектирование разнообразных форм антикоррупционного просвещения студентов (интернет-занятия, ситуационные игры, дискуссии, практикумы и т.д.) — должны стать инновационным направлением методической работы преподавательского состава. Вузы нуждаются в педагогически обработанном материале, который побуждал бы студентов к формированию собственной антикоррупционной системы ценностей.

На сегодняшний день, разработаны подходы для антикоррупционного воспитания, которые подразумевают подготовку человека, способного анализировать отношения между гражданами и «хранителями общественного порядка». В случае если человек убеждён, то что хранитель порядка постоянно будет функционировать согласно законам, в таком случае он никак не станет нарушать правила и предлагать взятки за их нарушение.

К сожалению, большинство граждан нашей страны уверено, что любой хранитель порядка (сотрудник правоохранительных органов, педагог, директор) готов за личные услуги обойти существующие правила. В связи с этим возникает необходимость осознанного принятия студентами правил решения жизненных проблем. Для этого необходимо создание ситуаций, в которых они обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Это позволяет в рамках системы воспитания добавить еще один раздел под названием «Успех без нарушений». В рамках этого раздела помимо информационно-просветительской составляющей, направленной на изложение способов честного решения проблем, создаются ситуации решения жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Основная задача представляется достаточно сложной: демонстрация студентам эффективности жизнедеятельности по существующим нормам и правилам. Ведущей формой воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой студенты самостоятельно решают поставленную задачу. Элементом социальной практики может стать студенческая группа, повышение количества заданий для студентов с определенными властными полномочиями. Важным элементом антикоррупционного воспитания становится система практикумов по овладению навыками вне коррупционного решения проблем. Желательно, чтобы составной частью этих практикумов стали реальные жизненные ситуации. В процессе этой работы происходит осознание обучающимися основных способов жизнедеятельности и решения возникающих проблем.

Из социального практикума — дискуссия, в ходе которой студентам будет предложено высказать свое мнение и предложить свой способ решения данной ситуации. Самоопределение студентов во время данных занятий позволит зафиксировать степень их готовности к отказу от коррупционных действий. В ходе подобных игр, можно определить уровень отношения человека к коррупции и соответственно формировать его мировоззрение по данному вопросу.

Предложенные методические рекомендации являются одним из первых шагов для создания системы воспитательной работы в образовательных учреждениях. Требуется серьезная научная, исследовательская, методическая работа в данном направлении. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности образования.

Литература

  1. Указ Президента РФ от 29.06.2018 N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301352/
  2. Антикоррупционные правовые акты Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
  3. Кученев А.В. Антикоррупционное просвещение и пропаганда как условие реализации антикоррупционной политики // Административное право и процесс, 2017 — 8с.
  4. Козлова Е.Б.Меры по популяризации антикоррупционного поведения в рамках образовательного процесса // «Юстиция», 2016 -3с.
  5. Козлова Е.Б. Направления развития правового просвещения как меры профилактики коррупционных правонарушений // Российский следователь, 2017 — 24с.
  6. Краткий словарь философских терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/Awn2p
  7. Музалевская Е.А. Проявления коррупции в системе образования // Официальный сайт Московского гуманитарного университета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/FvHps
  8. Хатов Э.Б.// Воспитательная работа с молодыми специалистами в органах прокуратуры: понятие и правовые основы // «Lex russica», 2016, N 12