Слюнченко Р.С.
Преподаватель кафедры огневой и тактико специальной подготовки, Сибирского юридического института МВД России, майор полиции, г. Краснодар
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация
В статье рассмотрены основные психологические проблемы огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Abstract
The article discusses the main psychological problems of fire training of internal affairs officers.
Ключевые слова: психологические проблемы, огневая подготовка, органы внутренних дел.
Keywords: psychological problems, fire training, internal affairs bodies.
Введение.
На сегодняшний день, мы можем наблюдать то, насколько высокие требования предъявляет общество и руководство к сотруднику полиции, во всем мире, одним из главных требований к правоохранителям, являются достаточно высокие квалификационные знания.
Безусловно, в наших современных реалиях, и с тем объемом, необходимой технической работы, которую, согласно российского законодательства и прочих нормативно – правовых актов, обязан исполнять сотрудник органов внутренних дел, прежде всего мы можем говорить, о том, что требования предъявляются в сфере глубоких теоретических знаний действующего законодательства и порядка делопроизводства.
Но все более часто, сотруднику органов внутренних дел, дается право, безусловно, в исключительных случаях применять, как физическую силу, так и специальные средства и даже оружие.
Действующее законодательство Российской Федерации в сфере правоохранительной деятельности в целом и органами внутренних дел в частности определяет высокие требования, предъявляемые к подготовке сотрудников полиции для выполнения ими своих служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне.
Особого внимания заслуживают права и обязанности полицейского, соответственно и требования, предъявляемые к каждому сотруднику. Рассматриваемые выше нормы права закреплены в главе 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О полиции».
А помимо вышеуказанного, вышеназванный нормативный акт в п. 4 ст. 18 обязывает каждого сотрудника внутренних дел, проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
При этом п. 7 «Закона о полиции» констатирует, что сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности.
До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблемы, связанные с применением огнестрельного оружия вызывают повышенный интерес, так как затрагивают высшие ценности, охраняемые государством, — это здоровье и жизнь человека.
Соответственно и вопросы о целях, условиях, порядке и итогах обучения полицейского, особенно в части применения огнестрельного оружия, играют ведущую роль в системе подготовки сотрудников органов внутренних дел [1]. Как и сам уровень, огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Методы и организация исследования.
Итак, применяя в написании данной статьи общенаучный метод, а именно анализ и синтез, мы можем говорить о теме работы, раскрывая ее основные составляющие, так, к примеру, говоря о зависимости достаточной огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел и их общей первоначальной подготовки, мы можем сделать вывод, что это достаточно зависимые друг от друга института подготовки.
При первоначальной подготовке сотрудников в ВУЗах МВД России большое внимание уделяется именно огневой подготовке, безусловно достаточно важно знать и соблюдать правила и основные приемы стрельбы, действия при обращении с оружием.
Огневая подготовка-это достаточно сложная, многогранная учебная дисциплина, кроме всего прочего с повышенным риском травматизма, ранений обучаемых при неумелом обращении с оружием во время проведения занятий, что лишь подчёркивает важность данного направления деятельности [5, С. 70-75].
Основная задача такой подготовки — это не просто умение попадать в цель, а способность применить оружие, а именно произвести выстрел в человека.
С учётом высокой психологической нагрузки, полицейский должен соблюсти весь предусмотренный законодательством алгоритм действий, а равно, применить оружие, грамотно и правомерно.
Важность огневой подготовки курсантов и слушателей ВУЗов МВД России, абсолютно, не вызывает сомнения и занимает одно из основных направлений деятельности специализированных образовательных учреждений системы министерства внутренних дел.
Причина столь пристального внимания очевидна. Грамотное и умелое обращение сотрудника полиции с оружием, независимо от занимаемой им должности, обеспечит не только его личную безопасность, но и позволит решить стоящие перед ним задачи по предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений, задержанию, а возможно и уничтожению преступника.
Не вызывает сомнения то, что полицейский, не имеющий глубоких теоретических знаний и практических навыков по данному направлению деятельности, не только не способен воспользоваться правами и выполнить задачи, определённые N 3-ФЗ «О полиции», но и опасен как для себя, так и для окружающих. Здесь имеется в виду не только неспособность применить оружие из-за незнания его материальной части и тактико-технических характеристик, но и неумение попасть в цель, а также вступить в огневое противоборство в принципе [3, С. 17-21].
Проблемы организации и порядка проведения учебных занятий являются широким полем для дискуссий.
Суть таких обсуждений сводится к выбору наиболее эффективных методов обучения в целях глубокого усвоения материала и как итог — результативное применение полученных знаний и умений на практике.
Эффективность таких методов складывается из целого ряда компонентов:
- теоретическая и практическая подготовленность самого преподавателя;
- способность преподавателя, используя имеющиеся педагогические приёмы, донести до обучаемого необходимые знания;
- методическая, материально-техническая обеспеченность учебного процесса и прочее.
Отдельное внимание целесообразно уделить индивидуальному подходу при обучении.
Важность указанного компонента очевидна, ведь преподаватель имеет возможность максимально качественно выполнить свою работу.
Однако следует справедливо отметить отсутствие порой такой возможности по целому ряду причин.
Особенно остро данная ситуация проявляется при изучении такой жизненно важной дисциплины как огневая подготовка.
Суть проблемы, в изучении такой дисциплины, как – «Огневая подготовка», заключается, прежде всего, в том, что обучаемые не имеют ни теоретических знаний, ни практических навыков владения оружием, состоящим на вооружении полиции.
Результаты и их закрепление.
Несмотря на то, что значительная часть слушателей проходила службу в вооружённых силах. К тому же порядок проведения учебных стрельб в армии и полиции, да и тактики применения оружия в определённой степени отличается.
С короткоствольным оружием слушатели, как правило, вообще не знакомы. Таким образом, обучение начинается, как говорится, «с нуля».
При этом необходимо учитывать, что всё это связано с боевым оружием. Малейшая оплошность может привести к самым трагическим последствиям.
Несмотря на закреплённые ведомственными актами строгие алгоритмы порядка проведения учебных стрельб, с учётом проведения групповых занятий степень опасности остаётся высокой.
Причин тому достаточно много. Даже если предположить, что все слушатели прониклись важностью учебной дисциплины, тщательно изучили теоретические основы, осознали необходимость строгого соблюдения правил проведения стрельб, нет никаких гарантий, что они сразу же начнут поражать цель [6, С. 66-71].
Производство выстрела — это сложный многогранный процесс, и именно индивидуальный подход преподавателя к обучаемому способствует максимально высокому уровню обучения.
На первоначальном этапе обучение принципиально важно обучить слушателя уверенно владеть оружием и точно поражать цель. Отсюда и следует одна из проблем огневой подготовки – индивидуальный подход [4, С. 202-205].
Рассмотрим данную проблему на примере подготовки слушателей, проходящих первоначальную подготовку. Группа слушателей состоит, как правило, из 20-30 человек, преподавателей же по огневой подготовке на занятии всего лишь двое.
Время, отводимое на занятие, 90 минут. Если убрать вводную и заключительную часть занятия и другие организационные моменты, то остается около часа времени на практическую отработку.
Безусловно, с учётом условий тира, упражнения практических стрельб выполняются в группах по 5-6 человек.
Преподаватель во время выполнения упражнения по сменам в несколько человек фактически не имеет возможности наблюдать за каждым; замечать ошибки, совершаемые при производстве выстрела; контролировать ведение огня, а именно, полноценно обеспечивать соблюдение мер безопасности; корректировать правильность выполнения подаваемых команд и прочее.
Если же уделять внимание каждому, то времени учебного занятия будет не хватать. Таким образом, на мой взгляд, решением этой проблемы будет являться уменьшение численности группы до 10 человек, что увеличит объём времени, отводимый на совершенствование навыков стрельбы.
Другой не менее важной проблемой является материальное и техническое обеспечение учебных занятий по огневой подготовке. Ни для кого не секрет, что тиры в некоторых ВУЗах МВД России значительно устарели.
Возникает необходимость обеспечения тиров специальной обучающей техникой в виде лазерных целеуказателей, лазерных тиров и так далее вплоть до видеофиксации каждого выстрела с целью разбора его на элементы, с последующим выявлением и устранением ошибок.
Здесь же имеет место и проблема оснащенностью боеприпасами. Опять же, на примере подготовки слушателей, проходящих первоначальную подготовку, которым по нормам выделяется число боеприпасов из расчета по две стрельбы в зависимости от упражнения на одно занятие.
Если брать четвертое упражнение, это 8 патронов на одного слушателя. Только лишь 8 выстрелов, и совершенно нет гарантии что указанные выстрелы попадут точно в цель. Таким образом, подведя черту под основными проблемами преподавания дисциплины «Огневой подготовки», можно прийти к выводу, что при индивидуальном подходе эффективность обучения, несомненно, возрастёт, что, очевидно, положительно отразится на результатах стрельбы в виде уверенного владения оружием и стабильно точного попадания в цель.
Также целесообразно использовать специальную обучающую технику в виде целеуказателей, лазерных тиров средств видеофиксации. И наконец, увеличить нормы потребления боеприпасов на обучаемого.
Выводы.
Несмотря на все методы и формы обучения, применяемые в подготовке сотрудников в ВУЗах МВД России, (обучаемый) не достигнет должных положительных результатов и нужной психологической готовности, если не будет активно и осознанно участвовать в процессе обучения, процессе самостоятельного совершенствования над собой, своей профессиональной компетентности.
На основании вышеизложенного хочется сделать вывод, что на особенности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в экстремальных случаях будет влиять не только его профессиональная подготовка, умение правомерно действовать в данных ситуациях, но и мгновенности реакции на принятие решения, а также психологическая готовность сотрудника применить оружие в сложившейся обстановке.
Литература:
- О полиции:. федер. закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ, ред. от 03.02.2014 // Консультатнт Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. URL: //www.cоnsultant.ru.- (Дата обращения 09.06.2019).
- Москвин М.М. Роль самообразования в системе профессионального образования сотрудников ОВД / В сборнике: Научно-методические проблемы профессиональной, служебной и физической подготовки в органах внутренних дел России: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. Л.И. Тимошенко – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2016. С. 66-71
- Обучение психологической устойчивости стрелков на занятиях по огневой подготовке. Кудрявцев Р.А., Гоннов Р.В. В сборнике: Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел сборник материалов VIII межвузовской научно-практической конференции. ФГКОУ ВПО «Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России». Ставрополь, 2015. С. 17-21.
- Психологическое сопровождение сотрудника полиции, как элемент личной безопасности при наступлении чрезвычайных обстоятельств. Гоннов Р.В., Шаров Е.Н. В сборнике: Актуальные проблемы науки: от теории к практике материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Ю. П. Кожаева, О. Ю. Зевеке; Российский государственный социальный университет. Москва, 2015. С. 202-205.
- Москвин М.М. Подготовка слушателей ВУЗов МВД России к несению службы с табельным оружием / В сборнике: Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности у курсантов и слушателей вузов МВД России электронный сборник материалов межвузовского круглого стола 09.02.2016. — Ставрополь, 2016. — С. 69-74.
- Кудрявцев Р.А., Тимошенко Л.И. Занятие по огневой подготовке методом огневого урока // Юристъ – Правоведъ. – 2015. — № 6 (73). – С. 108-111.
- Тарасов В.А., Белевцев В.В.. Рыжов А.В., Тимошенко Л.И. Особенности огневой подготовки сотрудников спецподразделений МВД России // Юристъ – Правоведъ. – 2016. — № 1(74). — С. 91- 96.