ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА В ЖЕНСКОМ ХОККЕЕ

Москатова А.К.
Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор, заслуженный профессор, Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодёжи и туризма, г. Москва

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА В ЖЕНСКОМ ХОККЕЕ

Аннотация

Обсуждаются следствия ограниченных профессиональных знаний тренеров женских хоккейных команд в связи с отсутствием в учебных вузовских программах научно обоснованной информации относительно антропогенетических, биологических, психофизиологических, личностных особенностей спортсменок. Отмечено, что основанием для отбора хоккеисток в команду, выбора игрового амплуа, персонализации спортивной подготовки, прогнозирования перспектив развития специальных качеств и возможности достижения игрового мастерства каждой спортсменки, должна служить объективная оценка индивидуальной вариативности комплекса биологических и гормональных признаков, характеризующих особенности диморфизма женского пола.

Abstract

The consequences of the limited professional knowledge of the coaches of women’s hockey teams are discussed in connection with the lack of scientifically based information in the university curriculum regarding anthropogenetic, biological, psychophysiological, and personal characteristics of athletes. It was noted that the basis for selecting hockey players for the team, choosing a game role, personalizing sports training, predicting the prospects for the development of special qualities and the ability to achieve gaming skills of each athlete, should be an objective assessment of the individual variability of the complex biological and hormonal
traits characterizing the features of female dimorphism.

Keywords: individualization of female signs; sexual dimorphism; talent of personality; epigenetic effects; of self- the role consciousness.
Ключевые слова: индивидуализация признаков женского пола; половой диморфизм; одарённость личности; эпигенетические эффекты; роль самоосознанности.

Как свидетельствуют реальные результаты выступления российских хоккеисток на последнем чемпионате мира и зимних Олимпийских играх и оценка состояния и организации подготовки спортсменок зарубежными коллегами и хоккейными функционерами, налицо проблемы неполноценного профессионализма в работе с женской командой. Не пытаясь выявить все «подводные камни преткновений», тормозящих развитие российского женского хоккея (ЖХ) в формате спорта высших достижений, следует отметить прежде всего неполноценность профессиональных компетенций и комплекса научных знаний тренерского состава – должно быть выпускников физкультурных вузов, что существенно ограничивает возможность обеспечения ими эффективной, игровой, персонифицированной подготовки хоккеисток, согласно современным требованиям к мастерству команд высокого класса.
В связи с отсутствием в учебных программах бакалавров, обучающихся по профилю «спортивная подготовка в избранном виде спорта» научно обоснованных рекомендаций для работы не только с мужским контингентом, но также с контингентом девушек и женщин, к обсуждению представлена информация, указывающая на существенные пробелы в содержании профессиональных компетенций будущих тренеров как по хоккею, так и по другим спортивным специализациям. Шаблон учебных программ указанного профиля подготовки тренеров много лет не пересматривается, вопреки реальной необходимости дифференцировать специализированную соревновательную подготовку контингента девушек и женщин, учитывая медико-биологические и психофизические особенности их пола и возраста, а также существенно возросшие требования к игровому мастерству профессионалов.
Сопоставлению «женского» и «мужского» спорта всех уровней посвящено немало психологических и социальных исследований, высказано множество мнений по поводу природных талантов, возможностей и впечатляющих достижений лидеров женского спорта, которые нередко могут «поспорить» с представителями мужского спорта [14; 10].

Интрига конкурирующих особенностей, присущих природе двух полов, дополняется также результатами медико-биологических исследований, отмечающих, что поляризация представлений массового сознания о естественных склонностях к спортивным состязаниям и преимуществах мужской природы опровергается при сопоставлении результатов соревновательной деятельности ряда спортсменок. У них отмечена явная выраженность «маскулинных» признаков – врождённая мужеподобная, морфофункциональная конституция, особый гормональный профиль и своеобразный психотип поведения. Комплекс признаков генотипической природы «маскулинности» позволяет им показывать более высокие результаты в определённых видах спортивной деятельности, близкие к достижениям спортсменов, чьё доминирование уже не выглядит столь впечатляющим. Таким спортсменкам явно уступают девушки и женщины, чей генотип отличается врождёнными «феминными» (женственными) признаками морфофункциональной конституции, типичным для женщин гормональным статусом и относительно ограниченными возможностями адаптивного прироста психофизических качеств [12; 2 ].

Не вызывает сомнения, что тренер, берущий на себя ответственность осуществлять многолетний тренировочный процесс специализированной спортивной подготовки девушек и женщин-хоккеисток, формировать конкурентоспособный, целеустремлённый игровой коллектив и обеспечивать индивидуализированную, результативную подготовку хоккеисток, согласно их личностным, природным склонностям и избранному игровому амплуа, должен располагать комплексом специальных, интегральных знаний, которые существенно отличаются от теории и практики работы с мужским контингентом и составляют основу программного материала не только по общей и спортивной физиологии, но также касаются знаний в области биологической и физиологической генетики, антропогенетики, спортивной психологии. Никакие профессиональные знания не могут быть «заморожены» в объёме учебного курса физкультурного вуза. Компетенции тренера предполагают непрерывное их пополнение, руководимое собственным познавательным интересом профессионала, готового творчески решать ожидаемые и неожиданные проблемы, сопровождающие систему подготовки хоккейной команды как единого, сложноуправляемого, нацеленного на самореализацию, психофизического организма. Деятельность тренера должна преодолеть стадию «роботизированного» повторения распространённых шаблонов спортивной подготовки. Его личности необходимо стремиться к интеллектуализации всех аспектов совершенствования персонального и коллективного мастерства женской хоккейной команды.
Главный принцип – ответственность тренера пред собой.

Содержание специфических, теоретических и практических знаний женского тренера, предполагает сконцентрировать его внимание на принципиальных отличиях генотипической организации жизненных функций и адаптивных возможностей женского организма, зависимых от конструктивных и функциональных особенностей биологического и гормонального пола в целом, а также имеющих широкую индивидуальную вариативность в психоэмоциональном поведенческом профиле спортсменок, что необходимо учитывать в подготовке и воспитании дееспособной команды.
Профессиональные компетенции тренера ЖХК должны формироваться осознанно на основе:
1. знания современных медико-биологических данных относительно генотипической обусловленности признаков морфо-функциональной конституции и психофизических потенций женского организма, в сравнении с таковым у мужчин;
2. понимания значимости широкого диапазона индивидуальных, фенотипических различий женских особей по множеству признаков, которые формируются под контролем персонализированной эпигенетической системы регуляции экспрессии и дифференцировки генов в составе аппарата генома каждой индивидуализации, который обеспечивает программирование адаптивной способности организма;
3. знания особенностей и вариативности характерных поведенческих стратегий в связи с психологическим типом личности каждой хоккеистки, степенью её самоидентификации и самомотивации к выявлению и совершенствованию природных способностей, достижению мастерства в составе именно спортивной команды;
4. опыта практической апробации в тренерской деятельности вариативных разработок индивидуализированных программ спортивной подготовки каждой хоккеистки и всей команды с учётом: *) врождённых, явно выраженных, персональных особенностей психофизической конституции спортсменки;*) различий в адаптивной способности организма к выполнению требуемых физических нагрузок, поддержанию устойчивого психоэмоционального состояния в соревновательной борьбе команды; *) добровольно избранного и успешно реализуемого игрового амплуа; *) превалирующих психологических качеств личности, определяющих, в частности, взаимопонимание в выборе эффективных игровых стратегий, стремление к сыгранности, нацеленность своей игровой тактики на результативные взаимодействия для обеспечения конкурентоспособности сборной команды в целом;
5. знания комплекса значимых для хоккея индивидуальных психофизических способностей, на которые следует ориентироваться тренеру в процессе превентивного спортивного отбора перспективных юных хоккеисток, в том числе проявление ими: волевых качеств, осознанной мотивации, настойчивости в преодолении ими испытаний, сопровождающих многолетнюю спортивную психологическую и физическую подготовку; неизменного стремления к достижению высокого игрового мастерства; выражения готовности к оказанию взаимной поддержки в выборе оптимальных стратегических решений в непредсказуемых игровых ситуациях;
6. сознательного намерения строить и поддерживать дружеские, внимательные, уважительные взаимоотношения со всеми членами команды, без предъявления необоснованных требований, противопоставлений или претензий к отдельным личностям, всемерно помогая развитию талантов и способностей каждой;
7. ясно выраженного для себя и реализуемого идеала позитивных качеств, определяющих отношение к собственным решениям, действиям, избираемой линии поведения, не уклоняясь от признания и исправления своих ошибок, избегая эгоистических тенденций и расширяя свой профессионализм на всех этапах тренировочной и соревновательной подготовки команды.

Роль биологических факторов в системе спортивной подготовки хоккеисток
В содержании учебных программ бакалавриата по профилю спортивной подготовки в избранном виде спорта, проблемы тренировки и совершенствования спортивного мастерства в женских видах спорта освещаются естественными медико-

биологическими дисциплинами предельно поверхностно. В определении особенностей женского организма сообщаются общеизвестные, шаблонные характеристики гормональных циклов, подобно тривиальным природным сменам дня и ночи. Не обсуждаются индивидуализированные вариации их ритмики, а также существенное и своеобразное влияние на психофизическое состояние женского организма. Имеется ввиду, что организм спортсменки находится под тренируемым сознательным контролем и должен быть всегда готов к соревновательной деятельности. Однако тренеру и спортсменкам должны быть известны детали адаптации организма в условиях варьирующих состояний гормональной циклической активности для внесения соответствующих коррекций в тренировочные нагрузки.

Бакалаврам, предполагающим связать свою тренерскую деятельность с подготовкой контингента женщин-спортсменок, следует накопить основательные знания относительно закономерностей генетической детерминации процесса формирования комплекса признаков, характеризующих биологический, генетический и гормональный пол спортсменок и соответствующий ему морфофункциональный тип конституции. При этом, надо осознать, что целый ряд генетически обусловленных признаков нервной и психической деятельности, с которыми связаны определённые психологические особенности личности, её склонности, темперамент, характер поведения, реактивность по отношению к жизненным ситуациям, стрессогенным факторам и энергоинформационным стимулам внешней среды – имеют широкую индивидуальную вариативность.
По мере накопления и анализа необходимых знаний в области спортивной физиологии, педагогики и спортивной психологии, тренеру предстоит быть готовым к существенному обновлению усвоенной учебной информации, касающейся стереотипных установок и рекомендаций по планированию и организации спортивной подготовки команды к соревнованиям различного масштаба. Кроме того, бессмысленно игнорировать, что все изучаемые в вузе теоретические компетенции тренера апробированы исключительно на мужских командах. До сознания будущего тренера не доведены принципиальные важные различия всех нюансов подготовки контингента команды, которые обусловлены природой биологических особенностей женского организма в целом, а также морфо-функциональной, психологической и генетической конституцией каждой спортсменки.

Актуальными становятся осознанные, адекватные решения проблем индивидуализации тренировочного процесса и соревновательной подготовки, требующие понимания персональных вариаций адаптивной способности организма каждой из хоккеисток к развитию и поддержанию состояния тренированности психофизических качеств в связи с цикличностью индивидуальных гормональных биоритмов. Следствия гормональных изменений организма могут влиять на эффективность действий, предписанных избранному амплуа, наряду с реактивностью морфофункциональной конституции и состоянием резервов природных потенций к повышению специальной, спортивной работоспособности. Некоторую вспомогательную информацию тренер может извлечь из монографии, освещающей актуальные проблемы медицины спорта высших достижений, в которой, в частности, отмечены характерные изменения специальной работоспособности спортсменок в различные фазы гормонального цикла [ 6, С. 180-183]. В этих вопросах компетенции тренера не должны быть ограничены одним книжным источником, но требуют от него систематического дополнения своих знаний материалами зарубежных исследований проблем профессиональной подготовки в женских видах спорта.

Развитие природной одарённости хоккеисток
Планируя циклы подготовки команды, тренер должен испытывать и развивать собственную специфическую интуицию в оценке перспективности и возможности достижения каждой спортсменкой требуемого игрового мастерства, систематически тестировать и прогнозировать темпы персонального роста спортивных результатов, которые помогут обеспечить результативность команды. Также чрезвычайно важно в подготовке женской хоккейной команды продумать и создавать условия для развития позиционного игрового мышления каждой хоккеистки, а также стимулировать формирование инновационных игровых стратегий команды в целом, повышая её конкурентоспособность.
Для оценки системы факторов, определяющих достоверную вероятность роста игрового совершенства каждой спортсменки, тренеру необходимо понимать, как формируется природная одарённость человека, какую роль играют такие факторы, как осознанная склонность личности к конкретной самореализации, осмысленность предпочтений, определяющих самомотивированный выбор позиции в команде и привлекательного игрового амплуа, открывающего перспективы наилучшего проявления собственных способностей к спортивной деятельности. Именно благодаря этим, глубоко внутренним, душевным психоэнергетическим силам, личность испытывает чувства высокого эмоционального и ментального удовлетворения. Именно высший, руководящий уровень Я-Сознания личности – основа самоидентификации – поддерживают стойкие устремления к самосовершенствованию.

Следует подчеркнут, что проявление и развитие персонализированных психических и физических качеств и признаков поведения каждой человеческой особи обусловлены, прежде всего, энергетическими и информационным воздействием её высшего Я-Сознания – уникальной, неповторимой, сознательной души, о чём естественные науки предпочитают умалчивать по причине укоренившегося в земном мировоззрении доминирования физикализма и материализма в объяснениях процессов жизнедеятельности человека.
Подлинно разумный человек – одушевлённое существо, должен знать, что его душа – невидимая космическая эманация, сверхтонкая, духовная, энергетическая субстанция, которая пронизывает все более плотные материальные элементы телесности человеческого существа, объединяя духовную энергию и плоть в неделимый сплав – порождение Высшей Созидающей Силы.

Ни одна сущность, ни одна душа не появляется в земном и космическом мире случайно, но должна занять определённое место, выполнить достойную миссию, пройти путь совершенствования самосознания, позволяющего человеческой особи осознать собственную целостность и врожденные созидательные потенции. Вечно сущая, сознательная, развивающаяся душа придаёт потенциям особи закономерную динамичную жизнеспособность, предусматривает вариации адаптивной изменчивости в закономерно эволюционирующей внешней среде, оставляя следы реального жизненного опыта своих многочисленных воплощений во врождённых генетических программах, направляющих развитие очередных особей.

Таким образом, в глубинной памяти души накапливается обширная информация относительно подлинных, личностных психических качеств, определяющих как нарастание внутренних сил, так и испытания уязвимости особи, её переживания, разнохарактерные реакции, вынужденные или произвольные поступки, взаимоотношения с разными стратами социума. Душа является своеобразной призмой, через которую просматривается выражение неповторимой индивидуальности, высвечивается её внутренний, сердечный мир, истинные, душевные качества, определяющие характерный стиль жизни и выполнение своих обязательств перед другими людьми.
Очевидно, те специфически выраженные бойцовские качества личности и желание испытать себя в спорте, в состязаниях именно в составе женской хоккейной команды, одухотворены глубокими, подсознательными, интуитивными побуждениями, созревающими в процессе истории жизни и длительного, разностороннего развития сознания души. Ибо никакой «случайный каприз», зависть или необдуманная «прихоть возбуждённого эго» не помогут проявить истинное мужество и достойно выдержать неповторимые, непредвиденные испытания спортивных состязаний, которые покоряются лишь подлинному волеизъявлению разумной, воодушевлённой, закалённой личности, уверенной в своих силах.

И главному тренеру команды и самим спортсменкам исключительно важно достичь самоосонанности, прийти к пониманию, что именно душа является не абстрактной сущностью, но как источник высшей человеческой самосознательности – «Я-ЕСТЬ» – способна постигать уроки жизни, накапливать опыт своих существований и применять полученные знания в развитии индивидуума. Её следует рассматривать как основополагающий духовный феномен жизни. Именно дух – всеобъемлющая жизненная энергия, главная стимулирующая сила развития изначальной, сущностной природы человеческого существования в материальной, телесной форме, приспособленной к земному миру. Душа придаёт человеку статус уникального, самостоятельного, развивающегося существа, способного познавать динамичность сфер природного и социального мира, который побуждает индивидуума к необходимости своего непрекращающегося, всестороннего преображения.
Следует осознать, что каждая душа по сути – семя Высшей мысли, носитель универсального сознания, «ядро личности» – продолжает своё эволюционное, историческое, антропологическое развитие, вне зависимости от произвольного переименования земной наукой этого сверхфизического феномена в символ психики, в изучаемый психологией психический процесс. Психология идентифицирует этот процесс как выражение непостигаемой, бессознательной, внутренней жизни – телесных чувств, эмоций, переживаний – целого спектра вариативных психических состояний, присущих личности и функциям её физического мозга.
Вместе с тем, как бы невероятно не выглядела сообщённая выше информация о духовной и сознательной природе человеческой души, личность тренера-профессионала и личности каждого из членов команды не смогут достичь подлинных высот желаемого роста в спорте и жизни, усовершенствовать самоосознанность, реализовать свои природные способности, если они попытаются строить свои социальные, психологические, профессиональные взаимоотношения как бездушные существа [13, C. 271, 284, 297, 334; 9, C.14; 11, C. 16, 27, 30-31]. Игнорирование сущности души, искажающее реальность естественной, врождённой целостности человеческого существа, которому фиктивно приписывается первичность, главенство материального тела и вторичность феномена сознания, якобы порождаемого материей мозга, следует признать глубоким заблуждением и существенным дефектом содержания естественных, медико- биологических дисциплин в системе обучения.

Эффекты генетического и эпигенетического контроля в реализации индивидуальных способностей
Реализация программы или сценария жизни каждого человеческого существа, которые предписаны его душой, осуществляется посредством взаимодействия двух фундаментальных биологических систем – генома (совокупности генов, которые унаследованы от родителей и предков родословной, но испытали рекомбинацию в новые, неповторимые генные комплексы) и эпигенома (специфической клеточной системы и механизмов, осуществляющих регуляцию экспрессии и взаимодействия генов, в целях оптимизации жизнедеятельности особи).
Эпигенетические эффекты проявляются как фенотипические признаки, выражающие персонифицированные особенности сознательного восприятия и адекватной реакции особи на внешние и внутренние стимулы. Таким образом, фенотипические ответы обусловлены жизненными потребностями в продолжающемся развитии телесности, психики и души данной особи. При этом, в изменяющихся условиях внешней среды душа продолжает саморазвитие, совершенствование, расширяет сферы реализации своего многомерного потенциала, определяет осознанную, разумную, психофизическую активность человека. У каждой человеческой особи обе системы являются носителями признаков неповторимой индивидуализации как в организации генома особи, так и в эффектах эпигенетических коррекций функций генов и генетических программ, что позволяет совершенствовать жизнедеятельность.

Взаимодействие указанных систем сопровождает все закономерные этапы эмбриогенеза – нейрогенез, миогенез, органогенез и постнатальный онтогенез – индивидуальное психофизическое развитие, направляя необходимую адаптивную изменчивость морфофункциональных признаков жизнеобеспечения особи в связи с различными вариациями условий внешней природной, социальной и профессиональной среды.
Разработка эффективных программ развития тренированности как отдельных спортсменок, так и подготовки сборных женских команд, не может быть формальной копией шаблонов теории и практики спортивной подготовки спортсменов-мужчин. Специалист должен иметь ясные представления, касающиеся роли антропогенетических предпосылок половых и индивидуальных различий спортсменов и спортсменок в реализации игрового мастерства, а также предвидеть негативные следствия использования однотипных, шаблонных тренировочных программ и режимов спортивной подготовки, которые не соответствуют психофизическим особенностям женской конституции, психотипу личности и комплексу индивидуальных способностей.
Кроме того, если современный тренер в женском хоккее является подлинно думающей личностью, заинтересованной в прогрессе этого вида спорта и достижении передовых позиций в мировом рейтинге, ему предстоит выйти за пределы привычной структуры мышления и устоявшихся представлений о «факторах успеха» – собственных или навязанных практикой подготовки других команд. Понимая, что никакие стандартные парадигмы работы с постоянно обновляющимися составами хоккейных команд не смогут обеспечить качественный рост мастерства хоккеисток, здравомыслящий тренер должен обратить пристальное внимание на появление новых трендов, преображающих и обогащающих развитие женского хоккея.
Вдохновляющим эффектом для успешных выступлений сборных женских хоккейных команд должно служить расширение зрительского интереса, избалованного остротой ристалищ мужского хоккея. При этом, наибольший эмоциональный отклик и восхищение зрителей следует ожидать не столько от изощрённости спортсменок в перформациях «фигурного катания» и атакующей ворота эквилибристике, но при демонстрации ими неожиданных расшифровок намерений соперниц и голевых развязок в критических игровых ситуациях. Следовательно, привлекательными чертами поединков женских команд могут служить эпизоды с очевидным проявлением спортсменками подсознательно отработанного, точного, интуитивного предвидения развития событий, а также впечатляющая креативность избираемых стратегий, обеспечивающих выраженное тактическое преимущество стиля игры.
Таким образом, повышение класса женского хоккея и привлекательность состязаний не смогут обойтись без освоения и демонстрации в игре так называемого
«опережающего мышления». Суть такой чрезвычайно важной, специфической ментальной способности игроков, заключается в смене привычек разрешать ситуативные игровые проблемы по заданным тренером схемам – когда ситуация «созрела» и формировать новую динамику и тактику игры. Для этого, каждая спортсменка на своей позиции – индивидуально и вся команда – коллективно, должны быть предельно нацелены на концентрацию внимания, позволяющего предвидеть потенциальность нарастающих критических ситуаций, опережая тем самым их возникновение, распознавая их следствия и готовя наиболее эффективные варианты тактических взаимодействий, создающих преимущество над соперницами. Каждая спортсменка должна ясно осознавать необходимость личной инициативы для мобилизации собственных интуитивных, творческих решений, как проявление безусловной ответственности за успехи команды. [1, 28-29].

В целях преодоления некомпетентных, малоэффективных подходов к практике подготовки хоккеисток высокого класса, тренеру необходимо также уяснить, что существенный вклад в самореализацию индивидуальных потенций хоккеисток, помимо генетической и эпигенетической природы, вносят сознательные намерения личности, вдохновляющие целенаправленное, гармоничное, психическое и физическое самосовершенствование в избранном виде женского спорта, поддерживающие силу воли к самоутверждению как в сфере спорта, так и в преодолении жизненных испытаний, опыт которых будет иметь отражение в жизненно важных качествах, унаследованных поколениями.
Современные биогенетические исследования свидетельствуют, что взаимодействие между генами и продуктами их экспрессии – разнообразными белками, с которыми связаны онтогенетические, физиологические, молекулярные признаки жизнедеятельности особи в оптимальной для человека среде – характеризующие его фенотип, осуществляется при непосредственном участии эпигенетической системы. Она осуществляет регуляцию экспрессии генов, в зависимости от типа организации индивидуального генома, то есть оказывает воздействие на совокупную активность всех генов, определяющих генетическую конституцию особи, имеющую проявление в характерных признаках фенотипа в нормальных условиях среды. Изменения внешних условий жизнедеятельности, влияющие на индивидуальное развитие, функциональную, психофизическую адаптацию и поведение особи, а также стимулирующие реактивную экспрессию отдельных генов, могут модифицировать фенотипические признаки, открывая так называемые фенотипические «окна генома». Человеческий организм наделён определённым, эволюционно обоснованным, потенциалом фенотипических вариантов адаптивной изменчивости организма, который реализуется особью в зависимости от возникающих условий и в связи с уникальными феноменами эпигенетической наследственности.

Открытие подобных «фенотипических окон генома» объясняет эффекты наследуемых возможностей преобразования видовой адаптации человеческих популяций, чьё развитие осуществляется на протяжении периодически повторяющихся циклов эволюционной изменчивости земной и космической среды обитания, предъявляющих определённые требования к совершенствованию психофизической природы каждого человека. Периодические «приросты» более совершенной адаптации организма, преодолевающего предшествующие психофизические ограничения и использующего свои природные потенции, способствует обогащению организмов потомков наследуемыми более эффективными программами, что признаётся очевидным фактом эволюционного прогресса [ 5, C. 132-136].

Следовательно, каждая спортсменка, чьи природные склонности, чей врождённый инстинкт направил её на путь самореализации и спортивного совершенствования в хоккее – сложно-координированной спортивной игре, требующей не только полноценного раскрытия своих психофизических способностей, но и развития особого игрового интеллекта, пластичного менталитета, сложного комплекса специфических видов чувствительности, должна быть предельно уверена в успешном развитии своего уникального потенциала, как природного дара генетического и эпигенетического наследия. Таким образом, каждая спортсменка, открывая в себе способности к уникальным персональным достижениям, способствует прогрессу женского хоккея.

Соответственно, тренер в женском хоккее несёт принципиальную ответственность за осознанное использование своих профессиональных компетенций по организации системы подготовки хоккеисток на основе ясного понимания особенностей их природы, чтобы исключить в своей деятельности ошибки, ограничивающие проявление и развитие уникальных, генетически и фенотипически обусловленных индивидуальных потенций каждой спортсменки и обоснованно совершенствовать уникальные качества её игрового амплуа.

Роль полового диморфизма в спортивной подготовке хоккеисток
Согласно учебной программе по спортивной генетике и антропогенетике, бакалаврам кратко сообщаются основные законы и понятия генетики, наследственности и изменчивости, согласно которым практически все признаки, определяющие природные способности организма человека (вне зависимости от пола!), включая адаптивную изменчивость морфофункциональных показателей, физических качеств, индивидуальной тренированности спортсменов – подчиняются генетическому контролю и имеют наследственно обусловленные пределы. Объяснение механизма оформления биологического пола особи в эмбриогенезе ограничен указанием на принцип наследования от родителей соответствующей комбинации половых хромосом [ 3 ].
По какой причине в «танце хромосом» происходит объединение одноимённых или разноимённых пар хромосом ХХ или XY – ни антропогенетика, ни физиологическая генетика не располагают ответами. Поскольку понятие «случайности» не совместимо с требованиями материалистической, «доказательной» науки, остаётся «научной загадкой», где, кем и когда принимается решение, что очередная, новорождённая особь станет носителем строго определённого биологического пола, как «пожизненного приговора» нести на себе «социально детерминированные вериги» половой идентификации.

Определённое просветление внесло изучение эпигенетических механизмов. Известно, что человеческий организм является диплоидным, то есть все его клетки обладают двумя совмещёнными наборами хромосом – унаследованными от матери –ХХ и унаследованными от отца – ХY, что обеспечивает наличие любой клетке двух копий каждого гена и возможность проявлять активность и материнского и отцовского генов в норме. Однако, эпигенетический механизм вмешивается в этот процесс и может изменить данную потенцию посредством геномного импринтинга, тем самым ограничивая экспрессию гена одного из двух родительских хромосом у нескольких сотен генов, из примерного их числа в 25.000. Полагают, что в человеческом геноме большинство генов экспрессируется согласно программе, становятся активными в равной степени.
Геномный импринтинг проявляется как в мужском, так и в женском потомстве и является следствием родительского наследования, а не половой дифференцировки. Это означает, что импринтированный ген, активный на Х-хромосоме, унаследованной от матери, будет активным на материнской хромосоме, и «молчащим» на отцовской Х- хромосоме. Вместе с тем, не исключается, что эпигенетическая система регуляции, несмотря на свою консервативность, может проявлять зависимость от типа организации индивидуального генома и эпигенетической предыстории – отпечатков родословной наследственной информации [ 5, C. 36- 40 ].

Однако материалистические тенденции в трактовке феноменов антропогенетики не позволяют выйти за пределы академических границ классической физики и химии в объяснении подлинных предпосылок эпигенетической истории, вносящей принципиальные различия в реализацию индивидуальных способностей и талантов как в спорте, так и в любых иных сферах жизнедеятельности. Не принимаются во внимание исторические сведения, касающиеся эволюционно детерминированных механизмов и законов накопления следов гигантского объёма неповторимой информации, которую запечатлевает сознание эволюционирующей души в череде своих многократных земных воплощений в телах как мужчин, так и женщин. Но именно благодаря этому биогенетическому, социальному, культурному и историческому опыту, обретаемому персонализированным сознанием, разнополое человечество обретает, наследует и накапливает качества андрогинии – гармоничного, взаимодополняющего сочетания позитивных признаков психофизической конституции и поведения особей мужского и женского пола, что создаёт движущие силы эволюционной динамики человеческих популяций в целом – обретение более совершенной жизнеспособности и перспективной, здоровой наследственности. Очевидно, понимание индивидуальным и общественным сознанием необходимости соблюдения принципов здоровой жизни, гармонии телесности, души и жизненного духа, во имя здоровой наследственности каждого человеческого существа, небезразличны для прогресса не только женского спорта, но и мирового спорта [ 8, С.28; 7, С.10-16 ]
Ограниченные компетенции будущих тренеров необходимо дополнить пониманием исключительного значения эпигенетической системы, осуществляющей информационный контроль индивидуального, целостного развития организма спортсменки, развития тренированности и игрового мышления, обобщающего эффективный игровой опыт.
Эффективная регуляция эпигеномом процессуальности индивидуального генома в целях оптимизации адаптивных процессов женского организма, постоянно испытывающего разнообразные нагрузки, стрессы, внешние влияния, основана на выполнении, в частности, нижеследующих функций:

  1. определяет необходимость своевременного «включения», «выключения» или «переключения» конкретных генов и их кластеров ;
  2. воздействует на избирательную экспрессию генов и протеиносинтез, в зависимости от динамики текущих энергетических потребностей определённых типов клеток, состава тканей, функциональных состояний конкретных органов и состояния всепроникающего сознания особи;
  3. реагирует на жизненно важные изменения внутриклеточной, внутриорганной и внешней среды, сопровождающие спортивную деятельность;
  4. модифицирует генетическую матрицу – ДНК в сочетании с адаптивными трансформациями при участии нейроэндокринных систем и гормональных воздействий, присущих данной особи;
  5. определяет эпигенетический, сверхгеномный тип наследования, благодаря которому дочерние клетки получают от родительских клеток не только прямую генетическую информацию в виде новой копии всех генов, но наследуют определённый уровень их активности.

Заключение. В целях достижения результативной конкурентоспособности сборных команд в женском хоккее все соучастники системы спортивной подготовки женщин-хоккеисток, включая спортивных психологов, тренеров по персонализированной ОФП, спортивных врачей, должны намеренно и осознанно восполнять и постоянно обновлять свои компетенции, отслеживать и вдумчиво анализировать инновационные тенденции совершенствования подготовки хоккеисток и команд мирового уровня. Практика спортивной подготовки хоккеисток должна быть наполнена разнообразием перспективных стратегий соревновательной борьбы, что невозможно без интеллектуализации всех компонентов системы деятельности тренера, которому необходимо тщательно развивать самоосознанный профессионализм [4, C. 83-85].

Возможность достижения эффективной реализации персональных талантов и способностей требует осмысления тренером особенностей формирования генотипа женского организма, неповторимых природных способностей в развитии тренированности и игрового мастерства каждой хоккеистки, её уникального вклада в прогресс женского хоккея.
Главному тренеру необходимо следить за качеством исполнения планируемых режимов тренировочных нагрузок каждой спортсменкой, регистрировать динамику прироста индивидуальных психофизических показателей, учитывая персонализированный характер системы гормональных биоритмов, согласовывать характер эргогенного питания и его соответствия энергетическим затратам организма каждой спортсменки на разных этапах подготовки, совместно со спортивным психологом практиковать современные технологии психорегуляции и восстановления функциональных резервов организма. Такая практика должна отвечать нарастающим потребностям и быть адекватной психофизическим нагрузкам каждой спортсменки и команды, как целостного психофизического, единомыслящего, целеустремлённого организма.
Эффективная спортивная подготовка каждой спортсменки нуждается в достижении самоосознанности, сосредоточенности, концентрации внимания на достижении целей, поставленных как перед командой, так и перед каждой хоккеисткой. Естественно, что компетенции тренера не могут являться застывшей массой различных теорий и практик, но также обусловлены систематическими перенастройками самосознания.

Литература:

  1. Баркер Джоэл Опережающее мышление. Как увидеть новый тренд раньше других. – /пер. с англ./ – М., «Альпина паблишер» , 2014, С. 28-29
  2. Виру А.А., Кырге П.К. Гормоны и спортивная работоспособность. – М., ФиС, 1983.
  3. Вопросы генетической детерминации и эмбриогенеза пола в норме. Генетические механизмы формирования пола – studwood.ru>…pola…mehanizmy_formirovaniya_pola.
  4. Ганатилейк Рохан Как включить осознанность. Техники эффективных практик и медитаций в современном мире. – /пер. с англ./ – М., Изд. «Э», 2016, Гл. 3 – Это сосредоточенность, С. 83-85 (применение осознанности)
  5. Граник В.Г. Эпигенетика. Химический и медико-биологический аспекты.– М.,
    «Вузовская книга», 2018., С. 132 – 136 – Генотип и фенотип; Эпигенетический вариант эволюции;. C. 36- 40 – Геномный импринтинг
  6. Кулиненков О.С. Медицина спорта высших достижений. – М., «СПОРТ», 2016, С. 180- 183 – Актуальные проблемы женщин в спорте.
  7. Москатова А.К. Роль феномена андрогинии в эволюции индивидуального и общественного сознания – Ж-л «Universum: психология и образование», Издательство
    «Международного центра науки и образования», ISSN:2311- 6099 –№ 9(52),2018,С.10 — 16
  8. Ньютон Майкл Путешествия души. Жизнь между жизнями. – /пер. с англ./ – СПб.,
    «Будущее Земли», 2007, С. 28 – Врата в духовный мир.
  9. Парола Карла Свет. Голос из Космоса: очевидное и невероятное ? – /пер. с итал./ – М., Приложение к еженедельнику «Голос» по тексту от издательства «Ивальди эдиторе», 1991., С. 14 – Душа.
  10. Равенство полов. Восемь видов спорта, в которых женщины не хуже мужчин – 9-09- 2016 – aif.ru>…ravenstvo_polov_8_vidov_sport_…
  11. Рейчел Сэл Человек объединяющий. Интеграция Души. – /пер. с англ./ – М.,
    «Велигор», 2013, С. 16 – Природа Души; С. 27 – Разница между духом, душой и эго; С. 30-31 – Уровни и измерения души.
  12. Соболева Т.С. Формирование полозависимых характеристик у девочек и девушек на фоне занятий спортом – докт. диссертация, СПб., 1997, 245 с.
  13. Хейстад Уле Мартин История Души. От античности до современности . – /пер. с норвежского/ – М., «Текст», 2018, С. 271 – Обновление; С. 284 – Новая душа и её антропологическое значение; С. 297 – Поток сознания души; С. 334 – Философия психологии.
  14. Шурко Татьяна «Женский и «мужской» спорт: нормативы и социальные нормы.– 4- 06-2014 — nmnby.eu aнаLиз>5506.html