Зиборова Н.Е.
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск
ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИИ
Аннотация
Представленная статья раскрывает такие понятия как «мотив», «мотивация». Так же показывает обусловленность выбора военной профессии по средствам внутренней мотивации курсантов военных ВУЗов и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Указывает на проблематику повышения престижа Российской армии, как средства привлечения новых кадров, как будущих офицеров, так и военнослужащих по контракту.
Ключевые слова: мотив, мотивация, особенности мотивации, военная мотивация, мотивационная сфера.
На сегодняшний день ни одна из профессий не выбрана человеком просто так. Современный список отраслей на столько широк, что любой соискатель может выбрать именно ту, которая ему «по душе». Каждый вид деятельности, так или иначе, привлекает соискателя своими преимуществами, будь то материальная сторона, статус в обществе, социальное обеспечение, стабильность, личный интерес или удовлетворение своих амбиций. Но что же побуждает человека связать свою жизнь с армией?! Какими же мотивами руководствуются курсанты военных ВУЗов и военнослужащие, заключающие контракт с войсками?!
Побудительные мотивы и реализация их в процессе воинской службы, основывается на формировании у курсантов военных ВУЗов и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту заинтересованного отношения к воинской службе, что обеспечивает их готовности к выполнению военного долга и, поставленных, командиром, задач. Также мотивационная сфера активно влияет на развитие и удовлетворение потребностей, интересов, целей и иных мотивов с учетом специфики военного труда. Но, на сегодняшний день, самый весомый фактор в мотивационной сфере курсантов и военнослужащих направлен на улучшение качества их жизни, предоставлении каждому военнослужащему гарантированного государством соцпакета, который включает в себя следующие услуги: возможность на получение образования, духовное и физическое развитие, охрана здоровья, профессиональная подготовка и переподготовка, предоставление военной ипотеки и жилищного найма по льготной программе, стабильное денежное довольствие и материальное обеспечение. Все, из вышеперечисленных факторов, должны обеспечивать полноценную жизнь курсантов и военнослужащих в условиях воинской деятельности.
Таким образом, успешное воспитание курсантов и военнослужащих должно быть направлено на создание у каждого военнослужащего положительных мотивов в военной службе для достойного выполнения воинского долга. А предоставление курсантам и военнослужащим возможностей для реализации их важнейших потребностей и интересов, и будет являться ключевой мотивацией к военной службе и выполнению воинского долга. Из чего можно сделать вывод, что действенность и конечный результат воинского воспитания обеспечивается не только командирами, но и всей системой соответствующих государственных интересов. Тем самым, можно сказать, что изучение ценностных ориентаций и мотивационной сферы военнослужащих представляется проблемой актуальной и очень интересной.
Нельзя представить сформировавшуюся личность без мотивационной сферы. А.Н. Леонтьев отмечал, что мотив — это внутренний, психологический по своей природе, источник целенаправленной деятельности человека, который организует и направляет деятельность на достижение определенной цели. Именно мотивация является побуждающим фактором поведения человека и обуславливает его целеустремлённость. С.Ю. Головин в словаре дает следующее определение термину «мотивация»: «ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющее их направленность и цели» [3, с. 86].
Мотивационную сферу можно разделить на следующую классификацию:
- инстинкты, как побуждение к действию
- причины, определяющие направленность поведения
- эмоции, субъективные переживания
С помощью данной классификации можно отследить истинный мотив нахождения курсанта в военном ВУЗе или военнослужащего по контракту на военной службе, проведя несложную беседу или тестирование, касающихся именно этой жизненной сферы. Тем самым мы можем сказать, что мотивация отличается от мотива совокупностью потребностей, интересов, целей, намерений, стремлений, побуждений, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом.
В.А. Ткаченко полагает, что военно-профессиональный мотив — это сложное интегральное психологическое образование, включающее в себя и потребность поступления в ВУЗ (или на службу), и абстрактную цель (обрести профессию), и побуждение учиться в вузе, и намерение стать профессиональным военным.
В.А. Бодров отмечает, что профессиональная пригодность к конкретной деятельности определяется не только уровнем развития способностей, но и рядом других личностных свойств и прежде всего характером мотивационной сферы — содержанием мотивов, их направленностью и степенью активности. Тем самым мы можем говорить о том, что успешное прохождение военной службы невозможно без мотивационной базы. К преимуществам военной службы, способным положительно мотивировать военнослужащего, можно отнести следующие социальные льготы: обязательное государственное страхование жизни и здоровья, медицинское и санаторно-курортное обеспечение, выплата компенсации за поднаем жилья, обеспечение продовольствием и вещевым имуществом, возможность поступления в военные учебные заведения, обучения в высших учебных заведениях без отрыва от службы, возможность продвижения по службе (назначения на высшие должности) исходя из результатов служебной деятельности и имеющегося образования, военнослужащие, проходящие службу по контракту, получают право на пенсию за выслугу лет и т.д.
А.П. Андруник и А.Н. Безматерных утверждают, что смысл военно-профессиональной мотивации заключается в том, чтобы найти стимулы, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установке личности военнослужащего.
Но нельзя сбрасывать со счетов и престиж воинской службы, который в условиях современной России, нужно повышать. Разрешение данной ситуации возможно только путем реализации комплексных мер:
- материально-финансовых – достойное денежное довольствие, создание комфортных социально-бытовых условий, продовольственное, вещевое и иное обеспечение военнослужащих и т.д.;
- идеологических – формирование в обществе уважения к военнослужащим, пропаганда идеи служения Отечеству и соответствующих видов ценностей и т.д.; особая роль при этом отводится средствам массовой информации;
- психологических – культивирование высокой мотивационной сферы воинской деятельности, представляющей собой совокупность определенных потребностей, интересов, стимулов, целей, идеалов и смыло жизненных ориентиров;
- политических – создание высокопрофессиональной армии, являющейся по своему духу подлинно народной, готовой надежно защищать интересы и безопасность Отечества;
- собственно-социальных – закрепление и поддержание особого социального статуса военнослужащих, т.е. придание им особых прав и обязанностей, ответственности за страну и государство.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: поступление в ряды российской армии, в качестве курсанта военного ВУЗа или военнослужащего по контракту, обусловлено высоким уровнем мотивации к военной службе. Среди факторов, влияющих на мотивационную сферу курсантов и военнослужащих, можно выделить: предоставление, каждому военнослужащему, гарантированного государством соцпакета, который включает в себя следующие услуги: возможность на получение образования, духовное и физическое развитие, охрана здоровья, профессиональная подготовка и переподготовка, предоставление военной ипотеки и жилищного найма по льготной программе, стабильное денежное довольствие и материальное обеспечение.
Литература:
- Андруник А.П., Безматерных А.Н. Военно-профессиональная мотивация как основа для решения задач в воинском воспитании // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2014. – № 1. – С. 55-55;
- Богатырев Е.Д. Социальные факторы формирования духовного потенциала Вооруженных Сил // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии: материалы научнотеоретической конференции. — М.: ВУ, 1998. – С.34-38.
- Головин С.Ю. Словарь практикующего психолога. – Минск : Харвест, 2007. – 976 с.
- Коваленко С. Служить в таких условиях не желаю // Армия. — 1991. — № 19. — С.18.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М.: Наука, 1971. – 396 с
- Профессиональная пригодность: субъектно- деятельностный подход / Под ред. В. А. Бодрова. — М.: «Институт психологии РАН», 2004. — 390 с.
- Ткаченко В.А. Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вуза : автореферат дис. … кандидата психологических наук. — Санкт-Петербург, 2002. — 18 с.
- Улыбин С.В. Динамика развития военно-профессиональной мотивации у курсантов военных институтов : автореферат дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2010.- 24 с.
- Черненко К.А. Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов инженерных войск : дис. … канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2005.- 202 с.