ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Строева О.А., Бондаренко М.В.
Преподаватель кафедры специальной подготовки, кандидат юридических наук, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова;
доцент кафедры, кандидат юридических наук, доцент, Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации

ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Аннотация

Проявление экстремизма в подростковой среде в современных условиях несет в себе опасный общественный характер. Молодежный экстремизм является результатом недостаточной социальной адаптации. На становление поведения в обществе, оказывают огромное влияние социально-политические и экономические факторы. Каждый фактор диктует свои правила, по которым начинают свой жизненный путь подростки. Авторы приходят к выводу, что тенденция современности к развитию и преобразованию технического процесса определяет место человека в обществе, тем самым создавая деления на группы. Чем сильнее разница выделяется между той или иной группой, тем больше способствует порождению непонимания и агрессивному настрою, что создает почву для становления экстремизма в подростковой среде.

Ключевые слова: молодежь, экстремизм, экстремистская деятельность, молодежный экстремизм, религиозный экстремизм.
Keywords: youth, extremism, extremist activity, youth extremism, religious extremism.

Современный мир уже давно не тот, которым он был еще десять-двадцать лет назад. Прогресс не стоит на месте, век информации и технологий интегрировал все сферы социальной жизни современного общества. Все возрастающий темп интеллектуального и технического совершенствования, о котором пару десятков лет даже и не могли подумать, напрочь изменил восприятие людей окружающей правовой и социальной действительности. Массовое освоение компьютерных устройств, интернет сети, гаджетов полностью затмили старую систему ценностей, не дав необходимого времени на формирование новой.

Молодежь, во все времена, остается и является той движущей силой информационного прогресса, за которыми стоит наше общее будущее, мир в котором будет жить человечество. Будучи самой уязвимой единицей, они сильнее всех подвержены воздействию информации. Предрасположенность подростков к внутреннему принятию различного рода информации, в том числе, и посредством телекоммуникационных сетей, зависит от его психологических особенностей [1], что, несомненно, влияет на формирование и мотивацию, в том числе, и девиантного поведения.

Молодежь – это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной и юридической ответственности. Ряд ученых, рассматривая понятие «молодежь», говорит о ней, как о совокупности молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определенных сферах жизни общества [2, С.76]. Возрастные рамки, позволяющие говорить о молодежи, различаются в зависимости от конкретного государства. Нижняя возрастная граница молодежи устанавливается между 14 и 16 годами, верхняя — между 25 и 30 годами (а иногда даже позже).

В современных условиях, в эпоху глобализации и информатизации, особую социальную значимость приобретает проблема молодежного экстремизма. С одной стороны, новые информационные технологии способствуют более интенсивной коммуникации молодежи в повседневной жизни, с другой стороны, именно, глобальная сеть Интернет создает возможности все более активного распространения идеологии экстремизма в молодежной среде, воздействуя на неокрепшее мировоззрение и несформировавшееся сознание подрастающего поколения.

Для полного ознакомления с таким понятием как молодежный экстремизм, следует начать с общего понятия «экстремизм». Вне зависимости от своих религиозных убеждений, социального положения, национальности, пола, возраста, цвета кожи и политических взглядов, каждый человек имеет одинаковые свободы и права, гарантированные государством, что напрямую декларируется в качестве базового принципа в действующей Конституции Российской Федерации. Любое покушение на эти свободы или любые попытки разжигания конфликтов на их основе принято называть – экстремизмом (ст. 282 УК РФ) [3]. Федеральным законом №114-ФЗ от 25.07.2002 года «О противодействии экстремисткой деятельности» определяются важнейшие правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, раскрывается понятие экстремистской деятельности.

Статья 282 УК РФ предполагает, что данное деяние совершается в публичной форме. То есть оскорбления или попытки разжигания вражды происходят при помощи средств массовой информации или через сеть Интернет. Для того чтобы преступление было признано экстремизмом, противоправное высказывание должно быть обращено к неопределенному кругу лиц. Призыв к экстремизму и, в частности, призыв к насилию регламентируются не только действующим уголовным законодательством, но и административным законодательством. Так, в Уголовном Кодексе вопросы экстремизма отражены в ст.ст. 282, 282.1, 282.2 и 282.3 УК РФ. КоАП РФ регламентирует отдельные вопросы экстремизма в ст.20.3 КоАП, предусматривая ответственность за пропаганду, а также публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, а также в ст. 20.29 КоАП, раскрывая ответственность за массовое распространение и производство экстремистских материалов.

Закон о противодействии экстремизму раскрывает большинство понятий в области экстремизма, уделяя отдельное внимание вопросам профилактики и активного противодействия такой деятельности.

Экстремистская деятельность (экстремизм), согласно действующего российского законодательства, предусматривает следующие виды противоправных действий [4]:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Движущей и наиболее значимой массовой формой экстремизма следует выделить идеологический мотив, целью которого является изменение уже существующего социально-политического порядка. Молодежь в силу своей недостаточной социально-психологической зрелости, склонности к проявлению различных форм социального протеста и необдуманности в выборе способов достижения жизненных целей, незавершенности процессов формирования правосознания, активней, чем взрослые, попадает под влияние экстремизма.

Достаточно точное и содержательное определение молодежного экстремизма раскрывает Л.В. Баева, которая отмечает, что «подростково-молодежный экстремизм – это, прежде всего, взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии по отношению к окружающим, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении» [5, С. 28].

Проблема агрессивного и экстремистского поведения молодежи становится все более актуальной в условиях современной российской действительности. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. К основным причинам роста экстремистского поведения молодежи следует отнести:

1. Ослабление воспитательной работы с молодежью, которая свидетельствует о низком уровне правовой культуры и правового воспитания подрастающего поколения.
В современных условиях наблюдается не достаточное воздействие на формирование личности молодых людей, не в полной мере производится ознакомление с национальными, историческими, культурными и прочими ценностями, которые присущи не только своему народу, но и народам других стран. У большинства полностью отсутствует интерес к познанию чего-то нового, предоставив выбор отправится в поход или посидеть за компьютером, преобладающая часть выберет второй вариант. Социологи выделили, что у современной молодежи досуговая самореализация крайне ограниченна телевидением, гаджетами, интернетом и посещением дискотек и клубных заведений. Исходя из такого показателя следует задуматься, чему могут научить в том или ином месте и какие привить ценности.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания.
За последние годы институт семьи принял на себе колоссальные изменения, особо ярко это увидеть можно на пример многих европейских странах, где такое понятие, как мать и отец полностью утратили свое значение, и приобрели новые, мало кому понятные термины «родитель №1» и «родитель №2». В современной России еще пытаются придерживаться традиционных обозначений, но авторитетность западных стран уже оставляет свой след в умах подрастающего поколения.

Существующий демократический кризис в стране стал отголоском государственной семейной политики, а точнее принятыми реформами, равноправие женщин и мужчин в производственной деятельности, где женщина была практически полностью удалена из семьи. Многочисленные социологические исследования свидетельствуют о том факте, что в среднем на воспитание ребенка родители тратят 13 минут в день, все остальное время он получает воспитание вне стен дома, а семейные проблемы, возникающие у ребенка, перекладываются на плечи педагогов. Как неоднократно отмечал в своих выступлениях В.В. Путин «внимание к преступлениям и правонарушениям, связанным с молодежью, «должно оставаться неизменно высоким». Надо оперативно реагировать на все сигналы, поступающие от учителей, родителей, самих подростков, более активно заниматься профилактикой подростковой преступности, правонарушений и преступлений с их участием, а также правонарушений в отношении несовершеннолетних» [6].

Ребенок теряет защиту от дурного влияния, подавление индивидуализма под силой давящих на него факторов социума, которым он окружен; начинает открыто проявляться инфантильность в его поведении, социальная неадаптированность, приводящая к ухудшению поведения и совершению противоправных или экстремистских поступков.

3. Активное проникновение массовой культуры.
Во время существования СССР, наша страна была защищена «железным занавесом» от культуры других стран, лишь после распада «занавес» пал. Огромным потоком в умы людей, которые толком и не знали, что такое насилие, боль и унижение хлынуло огромное количество фильмов, кровавые боевики, триллеры, телепередачи, стимулирующие у молодежи жестокость, насилие и желание попробовать то или иное действие в реальности.

Как следствие мы наблюдаем снижение уровня духовности, крах морально-нравственных устоев, и на их место внедряются такие понятия, как деньги и грубая физическая сила, понятие вседозволенности и все доступности. Значимая часть молодых людей морально, умственно и духовно искалеченная всей информацией вырастает агрессивной, опустошённой, бездуховной и за материальные блага и минутное удовольствие готова вылить на других людей злость и насилие. Они уже становятся потенциально опасными и находят поддержку и понимание среди «своих», становясь активными членами экстремистских организаций, а иногда и их организаторами.

4. Активизация деятельности религиозных экстремистских организаций.
На сегодняшний день мы наблюдаем четкую тенденцию активного распространения религиозного экстремизма среди молодежи, – что стало одной из острейших проблем в мире. Она никого не оставила равнодушным, ни рядовых граждан, ни высокопоставленных чиновников, все объединились в единое целое, чтобы побороть эту проблему, став одной из самых обсуждаемых тем на саммитах, встречах, конференциях на уровне глав государств, политических деятелей и религиозных лидеров.

Религиозный молодежный экстремизм – отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда «идей» в среде молодежи, противоречащих им. Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество [7].

Религиозный экстремизм, как массовое явление, является оппозицией процессу обесценивания сакральных образцов, религиозных представлений, мировоззренческих установок культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Библия, Коран) или иных канонических религиозных писаний.

При этом каждый проповедующий то или иное направление выражает свое понимание о добре и зле, и старается закрепить его в подсознание молодых людей. Грамотно поставленная речь, интонация, передача текста, верно применяемые сравнения и сопоставления своей жизни, какая она было до того, как вербующий познал истину писания, и какой она стала сейчас. Отождествление себя как героя, борца за мир за справедливость, путем искажения информации словно вирус начинает поедать и заражать идеями мозг юных слушателей, и вот, уже имеется подготовленная публика, которая по приказу идет митинговать, «бороться за правду, за правое дело» и убивать.

5. Широкое распространение современных средств массовой коммуникации и информатизации.
С годами наблюдается все возрастающее совершенствование коммуникативных устройств, развитие сети Интернет. Чем прогрессивней становится техника, тем больше появляется проблем у людей. Здесь на первый план выходит понятие «интернет-зависимость».
Термин «интернет-зависимость» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году. «Интернет-зависимость» как многоаспектный термин, обозначает большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Компьютерная зависимость у подростков проявляется так же, как и любой другой вид зависимости (наркомания, алкоголизм, игромания и т.д.) и избавиться от нее бывает так же трудно [8, С. 100].

А все начинается с простого, в первые годы жизни наших детей, в силу отсутствия времени у родителей, они переданы сами себе и их внимание уделяется гаджетам, сначала просмотр мультиков, вроде бы безобидное действие, через месяц, возможно и ранее, можно с легкостью увидеть, что ребенок начинает проявлять первые признаки агрессии, получив отказ от родителей включить ему мультик или видео, или вообще дать гаджет в руки поиграть в детские игры. Фундамент заложен, с годами зависимость нарастает, стресс приобретает хроническую форму, постоянная нужда нахождения гаджета и интернета под рукой. Ребенок полностью загружен коммуникативной проблемой. Ему становится безразлично, что происходит в окружающем мире, жизнь начинает течь внутри системы.

Интернет нам предоставляется, как огромный ресурс, где можно найти любую информацию: архивы, исторические записки, история развития и гибели древних цивилизаций, зарождение вселенной – это лишь малое перечисление полезной информации, которая вносит свой вклад в развитие личность молодых людей, но ещё больше содержит информации насилия, которая в свободном доступе предоставлена всем желающим, конечно же есть органы и организации, ведущие контроль за интернет ресурсом и блокирующие сайты с содержанием информации, призывающих парней и девушек к действиям насильственного характера. Немаловажную роль в данном направлении играют органы ФСБ, Центры по противодействию экстремизма.

Проводя огромное количество времени на просторах интернета, ребенок может с легкостью попасть под влияние экстремистских и террористических организаций. Сотворенный идеальный мир и образ в сети делает из молодых людей заложников, которые в дальнейшем могут быть не поняты обществом или не приняты им, привив неуверенность в себе, разочарование в реальности, человек полностью теряется, и в этот момент создаётся идеальная среда для пропаганды экстремизма и дальнейшего распространения среди «подобных» девушек и парней, объединившись в группы они чувствуют себя более увереннее, сильней и независимей от государства, сверстников и родителей.
Такое явление, как экстремизм сопровождает цивилизацию все время –это неотъемлемая часть, предстоящих важных политических, национальных, экономических и других событий. Экстремизм несет в себе хаос и разрушение. Побороть экстремизм, как явление практически невозможно, это уже исторически устоявшийся факт, но его можно пытаться пресечь или хотя бы свести к минимуму, проводя профилактику в молодежной среде.

На современном этапе развития российского общества проявления молодежного экстремизма носят все более опасный для общества характер. В последнее время все большую озабоченность вызывают масштабы распространения идей экстремизма на территории страны. На текущий момент в России действует свыше 200 объединений экстремистской направленности, общая численность членов которых имеет тенденцию роста.

Существует острая необходимость профилактики экстремизма среди молодежи уже сейчас, и начинать необходимо с дошкольного образования и заканчивая старшими классами, но профилактика не менее необходима и среди взрослых граждан, чтобы они в дальнейшем могли избежать ошибок в воспитании своих детей, и не привело к печальным последствиям.
В основу проведения профилактики стоит выделить образовательную систему, как один из важнейших социальных институтов, который более чем другие может оказать влияние на становление личности молодых людей, привить способность противостоянию психологическому воздействию. Важным средством в процессе воспитания толерантности и культуры межэтнического общения должны выступать, школа, ВУЗы, досуговые организации, секции, клубы по интересам и т.д. Выделив определенные направления по проведению профилактики среди молодых людей, можно достичь высоких результатов, к таким следует выделить:

Просвещение – ознакомление подрастающего поколения с историей и культурой своего народа, пропаганда науки и научных открытий в сфере экономики политики физики генетики и т.п., привитие интереса к искусству и спорту.

Ведение учета рекреационного ресурса – задействование молодежи в социальную жизнь населения, волонтерство, оказание помощи нуждающимся гражданам, помощь детям, оставшимся без родителей, реализация досуга, вовлечения молодежи в общественную политическую социальную жизнь, решение вопросов и проблем общества, дискуссионные группы, спортивные и туристические объединения.

Чем больше свободного времени молодежь будет затрачивать на свое самосовершенствование и саморазвитие, тем меньше будет времени, а не исключено полное отсутствие интереса к экстремистской литературе и организациям, у молодежи будет желание жить и добиваться высот на любимом поприще, обзавестись семьей и заниматься любимой деятельностью.

При правильной профилактике экстремизма по перечисленным направлениям можно будет способствовать решению важнейших задач:

  • развивать в молодежной среде осуждение и неприятие агрессии и нетерпимости;
  • развивать умения решать проблемы неконфликтным путем, развивать навыки медиации у молодежи;
  • развивать доброжелательное отношение к культурным, религиозным различиям;
  • просвещать молодежь о последствиях развития экстремизма на основе изучения исторического опыта и философской литературы;
  • популяризировать национальные обычаи среди молодежи и знания о причинах возникновения и истории обычаев и традиций [9, С. 220].

В заключение хотелось бы сказать, молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей формирования новых, не успевая приспособиться к новому миру, среди парней и девушек преобладать начинает пессимизм и растерянность. Тем не менее, статистика показывает, что в современной России основная часть молодых людей выделяет на первое место такие ценности как любовь и семью, здоровье, материальная обеспеченность и бытовой комфорт, духовно и культурно богатую жизнь. Актуальность исследования проблем, связанных с экстремизмом занимает главное место в жизни государства и общества.

Появление в кризисное время новых молодежных субкультур молодежной агрессии очевидно, проводя систематические и тщательные профилактические действия, лишь тогда мы сможем понять причины конфликта поколений, суть молодежных исканий, отрешиться от осуждения того, что несет в себе молодежная культура, с четкой ясностью и пониманием подходить к явлениям, которые возникают в сложной молодежной жизни.

Литература:

  1. Реабилитация девиантного поведения. Девиантный образ поведения. Трудные дети их проблемы. Подростковая агрессия [Электронный ресурс] 
  2. Макарин А.И., Ветвицкая С.М. Молодежь в России сегодня: ценностные установки и проблемы // Международный студенческий научный вестник. 2017, №6.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ
  4. О противодействии экстремисткой деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25.07.2002 г. №114-ФЗ
  5. Баева Л.В. Проблема противостояния молодежному экстремизму в современной России // Информационное сопровождение геополитической безопасности территорий Юга России и прикаспийского региона: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 28 мая 2010 г.). — Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010.
  6. Дети, бизнесмены и экстремизм: какие цели президент поставил перед МВД. https://www.rbc.ru/society
  7. Со А.А. Свобода вероисповедания и религиозный экстремизм // Власть. 2015. № 6.
  8. Ермакова Е.С. Понятие и причины экстремизма среди молодежи // Молодой ученый. 2017, №51.